Серафим (Роуз), иером. - Православное монашество в Галлии V-VI веков

Автор "Жития юрских Отцов" был учеником и сотаинником преп. Евгенда, и потому способен открыть нечто из его сокровенной духовной жизни. В частности, он повествует о пяти видениях, бывших святому, и которые тот подродно описал ему. Сия суть: видение бывшее в детстве, когда препп. Роман и Лупикин показали ему его духовное потомство (глл. 121-124); его возведение в игумены двумя святыми, случившееся непосредственно перед гем, как он действительно стал игуменом; посещение апостолов Петра, Андрея и Павла, возвестивших о прибытии частиц своих мощей из Рима (глл. 153-154); видение св. Мартина Турского, пользовавшегося великим почитанием в юрских монастырях, известившего преп. Евгенда о том, что он охраняет двух путешествующих иноков монастыря (гл. 160); и последнее явление препп. Романа и Лупикина за пять лет до его кончины, ведущих его в ораторий на его погребении, в то время, как его монахи протестовали (гл. 176-177).

Самое длинное и наиболее детально описанное из этих видений вполне заслуживает сравнения с подобными же видениями в восточной агиографической литературе (например, видение птиц, означающих его духовное потомство, в Житии преп. Сергия Радонежского): "

И ему было также сказано неким образным языком: тако будет семя твое (Быт. 15:5). Немного спустя один некто появился здесь, другой там, иной на ином месте, покуда все растущее множество их не стало бесчисленным: они окружили блаженного отрока и преподобных отцов — вне всякого сомнения свв. Романа и Лупикина — которые духовно воздвигли его... Это было, как если бы огромный пчелиный рой, похожий на некий медоточный грозд, собрался вокруг них и заключил их в себе.

"Из этой песни святой отрок уловил лишь одну фразу, фразу из Евангелия, как он узнал годом позже, когда поступил в монастырь. Вот что чередующиеся хоры ангелов возглашали по образу антифонов, (я очень хорошо помню это, потому что Евгенд сам любезно открыл это мне ): Аз есмъ Путь и Истина и Живот (Иоан 14:6).

Благочестивый священник сразу же понял, кому должен быть посвящен такой в высшей степени святой сын. Без промедления отец преподал ему начальные знания, и в конце того же года Евгенд был поручен преп. Роману... В нем воистину слились воедино благодатные дарования, присущие блаженным старцам, духовно изведшим его из его земного пристанища, так что последующее поколение монахов уже сомневалось, спрашивая на Лупикина ли более походит Евгенд или же на Романа". (гл. 121-125).

В этом замечательном описании лестницы Иакова (Быт. 28:12) тот же образ, что и св. Евхерий использует в своей "Похвале пустыне", описывая "невидимое посещение... ликующих ангелов, несущих неусыпную стражу над простором пустыни" (гл. 38) — автор "Жизни Юрских Отцов" хорошо показывает духовный плод Кондадиско и галльского монашества в целом.

Православное монашество сегодня в свете православной монашеской Галлии.

Что мы можем сегодня извлечь из всего этого? Приложимо ли к нам что-либо в примерах свв. Романа и Лупикина, в словах великих западных преподобных отцов, в галльском монашестве V-VI вв. ? Взглянем на минуту на собственную нашу ситуацию.

Православное монашество приходит сегодня на Запад как нечто новое и свежее и вызывает к себе все возрастающий интерес, особенно среди обратившихся в православную веру из других конфессий. Православное миссионерство на Западе не породило монашеского движения вплоть до середины