Духовное утешение на пути ко спасению

Да и как могли бы они быть с Богом, если всю свою жизнь сознательно и со всем упорством злой воли боролись с Богом, ненавидели Его, упорно подготовляли царство антихристу и делали людям всякое зло душевное и телесное, которых возлюбил Бог, и Христос именует "братией", и этим своим злым состоянием души и деятельностью причислили себя к бесам, которые ненавидят Бога, людей и все Его творение? Они, действительно, гибнут, потому что они и не хотят, и не хотели, и не могут быть с Богом. Много ли таких или мало — только Бог один знает. Но о спасенных мы имеем свидетельство Писания, говорящее, что их ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО (Откр. 7, 9) [55], (Ис. 60, 3) [56], (Откр. 19, 1, 6) [57].

И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу (Откр. 7, 9 — 10).

Дерзай, брат, знай, что и ты в числе спасенных, если только будешь внимателен к делу своего спасения.

13. Что же нам делать, чтобы спастись? Или лучше сказать, что нам надлежит делать, чтобы не утерять то спасение, которое Господь нам даровал? Как спастись? В святом Евангелии читаем, что с этим же вопросом обратился ко Господу и некий князь иудейский, вопрошая Его: "Учителю благий, что сотворю да живот вечный наследствую?" И Господь ответил ему, что сие постигается соблюдением заповедей Божиих (Лк. 18, 18 — 20 и пар.) [58]. Так и тебе для спасения подобает исполнять заповеди Божий и уставы святой православной Церкви. Заповеди Божий и созвучные им установления святой Церкви сохраняют тебя от греха и научают тебя исполнять благую и совершенную волю Божию. Имей веру, держись ее и никогда не позволяй врагу похитить ее из твоего сердца. Ты идешь во мраке этой жизни, и в руках твоих светильник, чтобы тебе не пасть в бездну, не споткнуться и не погибнуть, по написанному: Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118,195). И если твой светильник веры погаснет, о, какой мрак! какой ужас обымет тебя! какое безнадежие!

Потому что, когда ты имеешь веру, ты — блажен, по слову Господню: Блаженны невидевшие, и уверовавшие (Ин. 20, 29); а когда веры не имеешь, Священное Писание именует тебя "безумцем" (Пс. 13, 1) [59], и поскольку ты отвергаешь, что так явно, так божественно сотворено для тебя Крестной Жертвой Спасителя, ты будешь осужден Богом, по слову Спасителя нашего и Господа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

При истинной вере последуют и добрые дела. Всячески при этом берегись греха, потому что грех — это самая большая опасность в твоей жизни. Случалось ли тебе видеть скалы, на которых возросли сосны: в малейшую щель в скале вошло одно семечко сосны, и смотри, оно раскололо камень, и из него выросло целое дерево: так и ты знай, что греховное соизволение это уже и есть некая щель в броне твоей души, и если войдет в нее семя греха, — а оно неминуемо войдет, — то и всю крепость твоей души оно расколет и приведет тебя в негодность. Бог взыскует от нас благое сердечное расположение к Нему. И если у тебя будет благое устремление к Нему, Источнику всякого добра, то и вся твоя жизнь будет богоугодной и приятной, и ты, по любви к Нему, возжелаешь послужить Ему всеми твоими силами и взять на себя старание исполнить Его заповеди, делать добрые дела, являть свою веру делами и всесторонне беречься от всего ненавистного Богу, то есть от всякого греха, — а в этом и состоит подвиг христианской жизни; так что любовь к Богу приводит человека и к подвигу.

И, наконец, брат, с благодарением неси свой жизненный крест. Твой путь к спасению идет чрез скорби, по слову апостола: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Ты идешь к своему спасению по дороге бедствий, состарения и смерти.

Апостол говорит, что женщина спасется через чадородие, если (при этом) пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В чадородии состоит крест женщины, потому что после грехопадения, и как последствие сего, по слову Божиему, жене было суждено испытать печали брачной жизни: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, — возвестил Господь Еве, — в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Но благодаря этому кресту она и спасается, если при этом ведет добрую жизнь. А что же сказать о мужчине? чем он спасется? — Он спасется несением своего креста, который состоит в мучительном образе жизни, в трудах и тяготах. Бог возвестил Адаму: Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3,17—19).

14. Повторяю еще раз, и не сетуй на меня за повторения. Брат, берегись греха. Мощнокрылые орлы гибнут от небольшой западни. Мощные корабли разбиваются о небольшие, скрытые под водой камни и тонут. От малой искры сгорали города. А от греха погибали и великаны добродетели. Грех тем страшен, что он разлучает нас от Бога. Ни болезнь, ни бедность, ни малограмотность не разлучат нас от Бога; по слову же апостола, даже и смерть не разлучает нас от Бога (Рим. 8, 38) [60]. Грех же разлучает нас от Бога. Пророк говорит: Грехи ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас (Ис. 59, 2). Но знай, что эта стена, разделяющая тебя от Бога — сильна, пока стоит; но она не из твердых камней, и если покаешься, то вот эта стена уже рухнула и рассыпалась в прах. Так что если грех отделяет тебя от Бога, то покаяние снова соединяет тебя с Богом. От гласа многих труб, по чудесному велению Божию, рухнули огромнейшие и мощнейшие иерихонские стены; а от твоего слова: "Прости, Господи!", сказанного со вздохом, сокрушаются в прах стены греха, отделяющие тебя от Бога.

Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившисъ, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его (Ис. 57, 15 — 18). Любящий Бога, если и согрешит и покается, найдет в Нем снисходительного Судию, Ты сам знаешь, что Псалмопевец вещает Богу: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? то есть — если Ты строго будешь вникать в наши грехи, то кто из людей будет пощажен? — И затем прибавляет, что дело обстоит именно не так, но Господь милостиво прощает, и поэтому с торжеством он кончает свои слова, говоря: Яко у Тебе очищение есть (Пс. 129, 3). Скажи, известен ли тебе хотя бы один пример кающегося, который не был прощен Богом? хоть один единственный пример? — Нет, такого не найдешь.

У всех людей много грехов, и если бы Бог был строгим и взыскательным Судьею, никто не мог бы, так сказать, выдержать экзамена на вечную блаженную жизнь. Но не бойся: Сам твой Судья снисходительно говорит о тебе: Плоть - немощна (Мф. 26, 41). То есть ты, человек, немощен и нуждаешься в доброте, в снисхождении и всепрощении Божием. Бог так свидетельствует Сам о Себе: Не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быта, ему (Иез. 33, 11).

15. От Адама в начале ничего не требовалось для его пребывания в раю, потому что он получил все вперед. От тебя же, действительно, требуется участие в Божием деле спасения тебя. Христос заплатил за тебя весь твой долг, но Он желает, чтобы единую драхму и от себя ты внес по любви к Нему в уплату твоего долга, ради которого Он отдал Свою жизнь за тебя. Бог желает и предлагает тебе быть сотрудником Его в деле твоего спасения. Без Божией помощи ты, конечно, не можешь спастись, но и Бог без твоей помощи не может спасти тебя. В этом заключается и уважение к твоей свободе воли, и икономия спасения человека, вмещающая в себе и милость и правду Божию: милость — потому что в деле спасения твоего почти все проистекает от Бога; правду — потому что это малое "почти" должно быть и делом твоего собственного произволения, старания и посильного труда.

Всегда и во всем держись Бога, твоего Спасителя.

Так и Бог хочет научить тебя уже в этой жизни навыку вечной и духовной жизни и приготовить тебя для сознательного и вечного пребывания с Ним, Сущим Самое Добро. Поэтому и требуется твое участие и воспитание себя в состоянии добра и отвращения от зла. При плавании человек руками загребает воды, а ногами отталкивается от них. Так "руками" в духовном понятии тебе надлежит продвигаться вперед, а "ногами" отталкиваться от всего того, что удерживает тебя в твоем духовном движении вперед. Научись сему совету: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). И чрез пророка Господь призывает тебя: Научитесь делать добро (Ис. 1, 17). И опять же, если учитель плавания видит, что его ученик, начав плыть уже самостоятельно, не справляется и может утонуть, он спешит к нему на помощь, а лучше сказать — не оставляет его без того, чтобы быть рядом с ним, и сразу же поддерживает его и помогает ему справиться с набежавшей волной. Но горе, если ученик своевольно и самонадеянно уплывет в океан, еще не научившись плавать и оставляя без внимания указания своего учителя... Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими Учениками на их пути в Еммаус (Лк. 24, 13 — 32) [61], так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной.