Духовное утешение на пути ко спасению

На земле, уже не благословляемой на труд над ней и на плодоприношение, наступит ужасающий голод и полное оскудение во всем.

Все будет сделано с той целью, чтобы имя Христово совершенно было похищено из сердца человека. Поистине, наступит адское царство на земле. Людей Божиих останется очень мало. Наступит царство ада на земле. Страшные бедствия будут не только на земле, но обымут и всю вселенную. Потому что и для земли и для всей вселенной, связанной с землей в едином плане творения, придет время агонии; потому что и земле, и всей вселенной надлежит умереть для того, чтобы затем облечься в нетление, по слову апостола: Тленному сему надлежит облечься в нетление (1 Кор. 15, 53). Ты слышал слова Спасителя нашего: Вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24, 29). И пророк говорит: Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил. 2, 31). И другой пророк говорит: Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим (Ис. 13, 10); и еще: И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней, за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей... помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли... Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена... и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист -со смоковницы (Ис. 24, 5, 6, 11, 19, 34, 4). И в Откровении читаем: И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Откр. 6, 12—14). Будет, по выражению одного древнего писателя, "такое время, в которое никто не пожелал бы жить; из ночи в ночь будет увеличиваться тревога; изо дня в день — трепет". Перед кончиной мира люди увидят агонию вселенной, которая должна разрушиться для того, чтобы Бог создал все новое, нетленное и неразрушимое. Этот мир состарился и обветшал по причине греха и мирового зла; новый мир будет управляться правдой Божией и поэтому он будет вечен и прекрасен. Великий апостол говорит: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр. 21, 1,5).

Каждая Божественная Литургия — это присутствие Божие на земле и возвещение победы Христовой над диаволом и смертью. Гонение на Церковь Христову будет и явное и скрытое, тайное и наглядное, всех и каждого, и везде и всячески. Будет известное число мучеников; как велико оно будет, это — известно только Богу; но будет и множество отступников, которые примут на себя знамение зверя. Этих отступников, этих слабых, этих негодных уже давно подготавливали силы зла: в течение многих столетий силы зла подкапывали основания Церкви. Но знай, что самые мощные силы ада, "врата адовы", не одолеют Церковь (Мф. 16, 18) [3], с которой Господь Христос обещал пребывать до скончания века (Мф. 28,20) [4]. Эта Церковь будет гонимой беспощадно и будет скрываться в пещерах и пропастях, и пустынях, и на служителях ее будет почивать благодать Божия, и Бог не допустит великому врагу уничтожить их. Братья, внимайте знамениям наступления конца мира, которые нам открыл Господь наш Иисус Христос и Его пророки и апостолы, не ослабевайте в вашем уповании на Бога".

Здесь рукопись прерывается.

Беседа Старца, которую мы, следуя его выражению, именовали "Размышлением смиренного сердца", была сказана за пять дней до праздника Святой Пятидесятницы. Начало Беседы, однако, мы почерпнули из письма Старца одному его духовному сыну.

Мы просили Старца рассказать нам о своей прошлой жизни, прежде чем он взял на себя благое иго в монашестве послужить Господу Иисусу Христу. На это он нам ответил: "Брат, у меня нет моего прошлого. У монаха нет ничего собственного. Прошлая жизнь — если она была хороша — Бог это ведает; если дурна — Бог простил меня, призвав меня к спасению. Нет у меня ничего "своего", кроме чувства своей неключимости; все в руках моего Спасителя: жизнь, душа и все движения, и всякое дыхание. Нет у меня ни моего настоящего: спасаюсь ли или нет, живу ли угодно Богу или нет, поступаю ли по правде Божией? — не вем; это ведает только Бог. Слышал я, вы меня называете "блаженным старцем". Брат, только тогда я блажен, когда пребываю в молитве, потому что тогда моя душа соединяется со всесвятым и блаженнейшим Богом; а иначе — я грешный и убогий. Нет у меня ни моего будущего: потому что это всецело в руках Божиих: простит ли Он мои грехи или нет, призовет ли быть с Собою и впишет ли мое имя в Книгу Жизни или нет: по грехам моим я буду осужден на вечную муку, как недостойный Бога? — не вем и трепещу. Если, по слову Писания, и вся человеческая праведность, как грязное рубище перед лицом Божией всеобъемлющей Правды и Святыни (Ис., 64,6) [5], то что же сказать мне, грешному и убогому, у которого ничего нет. Единственное, что есть у меня, это мой Спаситель, мой Бог, мое Радование: а другого ничего у меня в жизни нет. Бог, ангелы и душа — единственная реальность во веки веков. Аминь".

Размышление смиренного сердца

1. Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца. Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата — по заповеди Господней (Ин. 15,12) [6] — желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества. Ты не знаешь, что в древности монахи, встречая друг друга на пути, приветствовали друг друга так: один вопрошал: "Брат, как ты спасаешься?" На что другой отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче". — Воистину, мы нуждаемся в духовном подкреплении друг от друга, потому что путь не легок и легко погибнуть, почему и апостол нас увещевает: "Блюдите, како опасно ходите, скупующе время, яко дние лукави суть" (Еф. 5, 15 — 16) [7] и еще: "Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере" (Гал. 6, 10) [8]. Да, брат, много у нас врагов на нашем пути: враг в сердце каждого из нас — это наше греховное вожделение, отчаяние и маловерие; враг наш извне — диавол, нападающий на нас со всех сторон и никогда не оставляющий нас безвредными и безмятежными; враг — окружающие нашу жизнь, следующие по пятам и опережающие нас заботы, тревоги, огорчения, опасности, злые обстоятельства и злые люди; враг наш — и самое время, отнимающее от нас жизнь и приводящее к состарению и немощи: так что в сущности у нас очень мало остается времени для работы на спасение нашей бессмертной души. Итак, брат, спроси самого себя, и часто спрашивай: "Душа моя, как ты спасаешься?" И, однако, возлюбленный, несмотря на все эти невзгоды и опасности, я тебя приветствую, говоря тебе: "Радуйся!" Радуйся — потому что ты — христианин и носишь на себе имя Христово. Радуйся — потому что, ради Господа нашего Иисуса Христа, Бог тебя принял в Свои сыны, и ты ежедневно обращаешься к нему со словами: "Отче наш". Радуйся — потому что Сын Божий и Спаситель твой именует тебя "братом Своим" (Ин. 20, 17) [9], (Евр. 2, 11-12) [10]. Радуйся — потому что ты искуплен (Гал. 3,13) [11], (1 Тим. 2, 5, 6) [12]. Радуйся — потому что для тебя уготовано Царство от сложения мира (Мф. 25,34) [13], если ты только сделаешь усилие в течение этой жизни, дабы наследовать его в вечности. Радуйся — потому что ты уже причислен к лику спасенных (Еф. 2, 5) [14] и уже вписан в Книгу Жизни (Откр. 3,5) [15], и от тебя требуется мало, чтобы подтвердить это и удержаться на такой великой высоте. Радуйся — потому что Бог призвал тебя в монашестве угодить Ему и облек тебя "ризою спасения", каковой разумей крещальную твою рубашку, и "одеждою веселия" (Ис. 61,10) [16], каковой почитай твои монашеские одежды, и знай и радуйся, что Сама Божия Матерь и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании. Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать, лишь бы ты только имел решимость продолжать свой путь и избежать тину, из которой нет спасения. Брат-монах, как только Бог услышал от тебя твои монашеские обеты, Он даровал тебе крылья для того, чтобы ты невозбранно взлетел к небу выше сего мира и немеркнущими очами мог взирать на солнце славы. Смотри, блюди, ревнуй о своих крыльях и не допусти врагу тайно или явно подрезать их у тебя, потому что есть ли что более несчастное, чем орел, ползающий по земле?! Нет, брат, я знаю, что с помощью Божией этого не приключится тебе, и ты поднимешься выше всех сетей и ловушек и взлетишь в небо, к Богу, призвавшему тебя званием, святым (2 Тим. 1, 9). И посему, услышь слова апостола: Радуйся всегда о Господе; и паки реку, радуйся (Флп. 4, 4). Знай, что для тебя время не ждет; люби время своей жизни, потому что это — время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени уже не будет. Ты вспоминаешь свое прошлое; придет время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет возможно исправить. Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-й неделе Великого Поста один известный блаженной жизни архипастырь, который в своей беседе к нам говорил: "Вот еще так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряженной и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы. Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь". Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно, или попускал себе или даже нарушал этот пост, — с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу той любви, которую мог, и, таким образом, потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?”

Радуйся, что ты сейчас живешь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом, и не рабом, а — сыном, по слову Евангелия (Ин. 1, 12) [17]. А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи все скорбное стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе, что некоему человеку было бы обещано, что по окончании училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть. Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего: надежда лишь на некое благополучие в жизни, а прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это — подумай только! — целое царство, и не просто царство, а Царство Небесное — вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, Твой любящий Отец! Какое же у тебя тогда основание падать духом? Какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела? Но, может быть, ты скажешь: я — слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? Брат, все равно учись и все равно старайся. Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий.

Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом и прощающем наши немощи Боге.

2. А теперь побеседуем на предлежащую нам тему. Миновала Святая Пасха; миновало Вознесение Господне, а теперь ожидаем Святую Пятидесятницу. Это были великие и святые праздники, а теперь — великое и святое время ожидания и подготовления к конечному Святому Празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятницы и Святой Пятидесятницы.

После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, соделавшего спасение рода человеческого; после того, как свет спасительного Воскресения воссиял всей вселенной и святые ученики насладились превечной и неотъемлемой радостью восстания от мертвых Учителя и Господа и утвердились в полном сознании великой победы над всемирным злом и над смертью, которую одержал Христос Бог, и в участие в которой они были призваны (Ин. 16, 33) [18], (1 Ин. 2, 14; 5, 4) [19], - святые апостолы, по заповеди Спасителя, пребывали в Иерусалиме в ожидании сошествия на них Святого Духа (Лк. 24, 49) [20], Деян. 1, 4-5) [21], которое было необходимо для их помазания и укрепления на подвиг всемирной проповеди Божественного Евангелия. Перед ними открывалась великая, славная и многотрудная стезя, и человеческие силы, конечно, не довлели даже для вступления на нее, а тем паче для прохождения сей царской дорогой до победного конца. Но Дух Святый, сойдя на Церковь Сына Божиего, оспособит их для этого и явит их тем чудом, каким они вошли в историю человечества. Именно: Он сделает их победителями мира — их, которые не имели с собою ни меча, ни копья, ни легионов, ни военных кораблей, ни сокрушающих стены таранов; Он явит их мощнокрылыми орлами, облетевшими все концы мира — их, не имевших к своим услугам ни скоротечных колесниц, ни быстрокрылых кораблей, ни дорог, ни пристанищ; Он учинит их добрыми ангелами вселенной, одолевшими полчища князя мира сего, их — которые оставались смертными людьми, носившими немощное тело; Он покажет их богачами, приобретшими весь мир для Христа — их, которые оставались бедняками в отношении земных благ и бездомными странниками на дорогах сего мира; Он представит их мудрецами, ничего не взявшими от эллинской философии и от мудрости века сего, и, однако, рыбарскими мрежами уловившими всю вселенную в познание Божие и пучиною премудрости Божией затопившими всю гнилость безбожия. О, ужели ли это все — не чудо из чудес?! Итак, святые апостолы, после Вознесения Господня, пребывали в ожидании пришествия Святого Духа, Которого еще не знали, не вкусили, не испытали, потому что Дух Святой еще не сошел на Церковь. И не только ожидали они великий Дар, который имели приять, но, как говорит Писание, единодушно пребывали в молитве ив молении (Деян. 1, 14, 2, 1) [22].

Конечно, Дух Святый после первой христианской Пятидесятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года; но знай, что в праздник Святой Пятидесятницы, когда Святая Церковь торжественно совершает память излития Святого Духа на Церковь, это — не только воспоминание прошлого события, хотя и имеющего столь великое значение и для прошлого, и для настоящего, и для будущего (потому что все совершаемые Церковью праздники и таинства имеют значение для вечного), но это