Духовное утешение на пути ко спасению

Не думай, что время между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей является как бы некой пустотой; нет, это — время особо данное тебе для того, чтобы ты подготовил себя к приятию великого Дара и Таинства. Далее, не говорится в Священном Писании, что апостолы, ожидая пришествия Духа. Божиего, в то время пребывали "в молитве и в посте", как это говорится в иных случаях (Деян. 13,3.14,23) [23], (2 Кор. 6, 4, 5, 11, 27) [24], но просто говорится, что они пребывали "в молитве и в молении"; и их ожидание великого Дара не было связано ни с какими трудами и тяготами, так что их подвиг был только духовным. И от тебя сейчас не требуется никакого поста или земных поклонов, а только — радостное ожидание Благодати и пребывание в молитве; и смотри не неради о ней; и как святые ученики Христовы в оные времена, так и ты, подражатель им и также ученик Христов, пребывай всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24,53). 4. Итак, после Вознесения Господа во плоти и до наступления Пятидесятницы, святые апостолы ожидали пришествия Святого Духа. Потому что Дух Святый еще не сошел тогда. Бесценный, драгоценный Дар Церковь еще не прияла. Тело Церкви было еще как бы неодушевленным. Дух Святый еще не пришел, чтобы оживотворить и воздвигнуть Церковь Христову; сердце Церкви еще не билось.

О, Душе Святый, прииди и вниди в сердце Церкви Сына Божиего! О, Душе Святый, прииди и в наши земные храмы, и в наши сердца! Да, брат, Дух Святый придет во храмы Божий. Блюди же, чтобы Он вошел и в твою душу и тело. Ты знаешь, что Церковь есть там, где обитает Дух Святый; без Духа же Святого нет и Церкви. Поэтому еретические сборища не есть Церковь, хотя бы внешняя их форма и напоминала Церковь; но знай: это — лишь труп без жизни. Дух Святый пребывает там, где вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое. Про такую Церковь Бог свидетельствует как о Невесте Своей и вещает ей: Вся добра ecu, ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песнь Песней 4, 7). Брат, обращусь к тебе: ты также — храм Божий, по слову божественного Павла: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1 Кор. б, 19), то есть принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас дорогой ценою (1 Кор. 6, 20), Кровью Своею честной, которой Он приобрел тебя для Себя (Деян. 20, 28) [25]. Итак, ты — храм Божий. Дух же Святый пребывает в тебе тогда, когда у тебя вера православная и образ жизни отвечает этой вере. Если же ты потерпел ущерб в отношении твоей веры или согрешил иными грехами в жизни, не скорби! А лучше сказать: да, скорби; но не приходи в отчаяние, потому что Бог ведает твое неможение; плоть - немощна, снисходительно к тебе сказал о тебе твой Творец (Мф. 24,41).

И если проявишь усердие, то в день Святой Пятидесятницы, во время твоей молитвы, произойдет обновление твоего храма, и благодать Святого Духа сильна и мощна сделать его снова крепким и благолепным. Молись же, чтобы тебе никогда не перестать быть храмом Божиим и чтобы Дух Святый не только не покинул тебя, но и обновил, и укрепил, и освятил, и облаголепствовал.

5. Брат, понимаешь ли ты: Кто Такой — Святый Дух? Дух Святый это — Свет превечный; это — Огнь Животворящий во веки; это — Жизни Податель и Сама Жизнь; это Ум и Сила, бездну Которой может ли кто из смертных — да и не только из смертных, но и из премирных ангельских сил — когда-либо постигнуть и описать? Дух Святый есть Бог, Третье Лицо Святой Троицы, От Отца Исходящий И На Сыне Почивающий, Единочестный и Единопрестольный С Ними. Дух Святый это — Самое Прекрасное, Что Только Есть В Мире.

Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да, знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя, потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11); это еретикам присуще как бы "брататься" с Духом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя, потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере нашего восприятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты — не Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца, то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим. 8, 9) [26].

Брат, не касалась ли тебя когда-нибудь великая радость? — Это был Дух Святый. Брат, не испытывал ли ты, находясь в полном внешнем довольстве, мучительнейшее томление по Небу? — Это Дух Святый вещал тебе и звал тебя к Себе. И наоборот, быв в лишении всего, не испытал ли ты когда-нибудь всецелую, скажу так, полноту всего, так что тебе уже ничего на свете и не надо было? — Это был Святый Дух. Брат, не посещало ли тебя, хотя бы на мгновенье, сонное видение красоты неописуемой, невообразимой, всеобъемлющей и, конечно, не земной? — Это Дух Святый приоткрыл тебе завесу будущего мира (впрочем, в отношении снов всецело полагайся на духовное руководство твоего Старца). Брат, не казалось ли тебе часто, что весь мир, со всеми своими благами, не стоит и единой свечки, и не хотелось ли тебе тогда броситься на колени и молить о небесном утешении? — Это Святый Дух коснулся твоей души.

Брат, в минуты тяжкой скорби не приходило ли тебе нежданно и благостно утешение и успокоение, как бы среди зимнего хлада нежданное веяние грядущей весны и теплое дыхание весеннего ветерка? — Это Дух Святый утешил тебя, потому что Он — Утешитель. Брат, не испытывал ли ты внезапное чувство горячей любви к Богу, и хотя ты и не видел Его и не можешь видеть, ни осознать умом, — ты почувствовал Его близость к тебе своим внутренним человеком, не взывал ли к Нему со слезами в сердце: Твой есмъ аз, спаси мя! (Пс. 118, 94)? - Это Святый Дух, Сама Любовь, милостиво призрел на тебя.

6. Брат, посмотри на этот окружающий тебя мир. Взгляни на ночное небо: какая стройность течения звезд, и каждая звезда — как сверкающий алмаз на порфире Небесного Царя! Стройно как бы проплывают в безмерном просторе, совершая положенный им Богом путь, таинственные созвездия в ночной час, напоминая нашему уму о Творце и о вечности. Их создал Бог. Для чего? Для какой цели? — Не знаем ныне; но когда и сами приобщимся к вечности, все нам будет открыто... Но вот наступает восход солнца. Взгляни, бледнеет небо; тихая, легкая синева сменяет темноту ночи; легкое, едва заметное начертание света появляется на востоке: это — уже не ночь, но еще и не день, минуты, полные тишины и загадочности: это как бы опять мир готовится быть созданным Богом, как было в седом начале. Бог сказал тогда: Да будет свет: и быстъ свет (Быт. 1,3). Вот и теперь — свет на востоке становится все ярче и ярче, а звезды как бы угасают одна за другой, как светильники, которые окончили свое ночное служение, и ангелы гасят их до наступления ночи. И вдруг мощно, как бы разлитое золото, царственно воссиявает солнце и осиявает всех своим царственным сиянием, и все ожило, и все восхваляет Дарователя света. Восходящее солнце своими лучами целует землю и всю сослужебную тварь и пробуждает ее вознести хвалебной гимн общему Творцу [27]. Слава Тебе, показавшему нам свет!

О, Солнце Правды, Господи Иисусе Христе, воссияй паки в этом ночном мире нашей греховности и озари тяжко спящие души наши и пробуди их к хвалению Тебя и восстави их в благоугождение Тебе!

Взгляни на всю эту красоту. Обрати свой взор опять на небо: там, где столь недавно был мрак ночи, теперь царствует дивная лазурь и ярко-белые облака озарены расплавленным золотом солнца. Взгляни, брат, на это ежедневное, столь привычное чудо; посмотри, что создал Бог, Святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух, и заключи о Боге и прими это в сердце. Затем перенеси свой взор на темные леса, на великие горы, верхи которых всегда покрывает снег, как бы некая почтенная седина, какие они великие и торжественные, как бы некие нерукотворенные храмы Божий: они вместе и великие, и грозные, и прекрасные! Все это создал Дух Божий, и, по слову Писания, в руце Его ecu концы земли, и высоты гор Того суть (Пс. 94, 4), и прикасаяйся горам, и дымятся (Пс. 103, 32), как некие великие и нерукотворенные жертвенники. Вспомни, что и Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни любил восходить на горные места, может быть по той причине, что они — ближе к небу.

Господи, возвысь и наш ум от земли к Тебе на небо, и пусть, когда отымется с очей наших туман ненужных и тягостных мыслей, он всегда взирает к Тебе, и сделай наше сердце жертвенником чистых и возвышенных мыслей; сделай его, по слову Писания, горой святой Твоей (Пс. 47, 2 и т. д.).

Брат, помнишь ли ты оного священного Старца, который в ответ на сетования своих учеников, печалившихся на невозможность приобрести дорогостоящие священные книги, поднял руку к небу и сказал им: "Чада, Бог нам дал две священные книги, которые всегда направляют нас к спасению: Святое Евангелие, эту книгу из книг, явившую нам все, и — этот небесный свод, который, как некая огромная и отверстая книга, научает нас о Боге. В ночной час это листы черного пергамента с серебряными буквами, научающие нас о бесконечном величии мудрости Творца и грозно напоминающие нам о вечности и таинственности будущей жизни. В дневной же час

Итак, ночное небо говорит тебе о всемогуществе и непостижимости Творца, а дневное небо говорит тебе о любви и благости к тебе твоего Небесного Отца. Чада, часто взирайте на небо и вздыхайте по нем, потому что небо — это наша будущая Отчизна: там святые ангелы, там души праведников от века, там Пресвятая Владычица наша Богородица, там души преждеусопших отец и братии наших, там — Бог, Царь Небесный! Что же может быть лучшим, чем небо?"

Далее, брат, взгляни на луг и на цветы на нем и подивись Божией премудрости, которая полевой цветок, сегодня сущий, а завтра же увядающий, одевает такой красотой, в какой, по свидетельству Самого Творца, и Соломон не был одет во всей славе Своей (Мф. 6, 28, 29) [28].