Духовное утешение на пути ко спасению

1. Возлюбленный брат, прими это краткое размышление, плод смиренного моего сердца. Я знаю, что ты не откажешься принять его, зная, что каждый любящий своего брата — по заповеди Господней (Ин. 15,12) [6] — желает ему духовного утешения на его пути в Царство Небесное, вожделенную цель нашего земного странничества. Ты не знаешь, что в древности монахи, встречая друг друга на пути, приветствовали друг друга так: один вопрошал: "Брат, как ты спасаешься?" На что другой отвечал: "Твоими святыми молитвами, отче". — Воистину, мы нуждаемся в духовном подкреплении друг от друга, потому что путь не легок и легко погибнуть, почему и апостол нас увещевает: "Блюдите, како опасно ходите, скупующе время, яко дние лукави суть" (Еф. 5, 15 — 16) [7] и еще: "Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере" (Гал. 6, 10) [8]. Да, брат, много у нас врагов на нашем пути: враг в сердце каждого из нас — это наше греховное вожделение, отчаяние и маловерие; враг наш извне — диавол, нападающий на нас со всех сторон и никогда не оставляющий нас безвредными и безмятежными; враг — окружающие нашу жизнь, следующие по пятам и опережающие нас заботы, тревоги, огорчения, опасности, злые обстоятельства и злые люди; враг наш — и самое время, отнимающее от нас жизнь и приводящее к состарению и немощи: так что в сущности у нас очень мало остается времени для работы на спасение нашей бессмертной души. Итак, брат, спроси самого себя, и часто спрашивай: "Душа моя, как ты спасаешься?" И, однако, возлюбленный, несмотря на все эти невзгоды и опасности, я тебя приветствую, говоря тебе: "Радуйся!" Радуйся — потому что ты — христианин и носишь на себе имя Христово. Радуйся — потому что, ради Господа нашего Иисуса Христа, Бог тебя принял в Свои сыны, и ты ежедневно обращаешься к нему со словами: "Отче наш". Радуйся — потому что Сын Божий и Спаситель твой именует тебя "братом Своим" (Ин. 20, 17) [9], (Евр. 2, 11-12) [10]. Радуйся — потому что ты искуплен (Гал. 3,13) [11], (1 Тим. 2, 5, 6) [12]. Радуйся — потому что для тебя уготовано Царство от сложения мира (Мф. 25,34) [13], если ты только сделаешь усилие в течение этой жизни, дабы наследовать его в вечности. Радуйся — потому что ты уже причислен к лику спасенных (Еф. 2, 5) [14] и уже вписан в Книгу Жизни (Откр. 3,5) [15], и от тебя требуется мало, чтобы подтвердить это и удержаться на такой великой высоте. Радуйся — потому что Бог призвал тебя в монашестве угодить Ему и облек тебя "ризою спасения", каковой разумей крещальную твою рубашку, и "одеждою веселия" (Ис. 61,10) [16], каковой почитай твои монашеские одежды, и знай и радуйся, что Сама Божия Матерь и сонмы преподобных покровительствуют тебе, если ты только не падешь духом и не станешь нерадеть о своем звании. Но если ты споткнулся, то Они же помогут тебе встать, лишь бы ты только имел решимость продолжать свой путь и избежать тину, из которой нет спасения. Брат-монах, как только Бог услышал от тебя твои монашеские обеты, Он даровал тебе крылья для того, чтобы ты невозбранно взлетел к небу выше сего мира и немеркнущими очами мог взирать на солнце славы. Смотри, блюди, ревнуй о своих крыльях и не допусти врагу тайно или явно подрезать их у тебя, потому что есть ли что более несчастное, чем орел, ползающий по земле?! Нет, брат, я знаю, что с помощью Божией этого не приключится тебе, и ты поднимешься выше всех сетей и ловушек и взлетишь в небо, к Богу, призвавшему тебя званием, святым (2 Тим. 1, 9). И посему, услышь слова апостола: Радуйся всегда о Господе; и паки реку, радуйся (Флп. 4, 4). Знай, что для тебя время не ждет; люби время своей жизни, потому что это — время, которое Господь тебе доверил для того, чтобы ты потрудился о спасении своей души, и другого времени уже не будет. Ты вспоминаешь свое прошлое; придет время, когда и вся жизнь твоя уже будет прошлой и ошибки прошлого уже не будет возможно исправить. Вспоминаю, как некогда к нам прибыл на 6-й неделе Великого Поста один известный блаженной жизни архипастырь, который в своей беседе к нам говорил: "Вот еще так недавно была первая седмица Великого Поста, исполненная напряженной и подвижнической молитвы; а вот уже теперь мы в шестой седмице и, можно сказать, при конце Святой Четыредесятницы. Так быстро пролетело время! Так быстро пролетит и наша жизнь". Вспоминаю я этого блаженного архиерея; вспоминаю голос его и выражение его лица; казалось, это было вчера, а на самом деле прошло уже очень много лет со дня его кончины. Воистину, так быстро летит время нашей жизни! Не случалось ли тебе, по окончании Великого Поста, если ты его соблюдал не с той строгостью, как это должно, или попускал себе или даже нарушал этот пост, — с горечью в сердце пожалеть, что время поста уже закончилось, и ты не проявил к Христу той любви, которую мог, и, таким образом, потерял благое время Великого Поста, как бы остался в стороне от благоприятного времени?”

Радуйся, что ты сейчас живешь и тебе дана возможность проявить любовь к Богу, угодить Богу, потрудиться, показать себя Его верным рабом, и не рабом, а — сыном, по слову Евангелия (Ин. 1, 12) [17]. А если ты призван в такую честь, в такую радость, то, что же, перетерпи все скорбное стойко и мужественно и ни в коем случае не смей мне опускать голову в печали, потому что для этого нет никакого основания. Представь себе, что некоему человеку было бы обещано, что по окончании училища он получит сан сановника при царе, богатство и почести; но только для этого он должен теперь же пройти полный курс учения. Скажи, как тебе кажется, ужели бы этот человек с радостью не стал бы запоминать наизусть. Посмотри на учеников: как они устремляются в училища, как стараются, как подвергают себя дисциплине строгих наставников; иногда плачут над трудной задачей и, однако, не оставляют своего учения, потому что знают, что это им необходимо для будущего: надежда лишь на некое благополучие в жизни, а прямое ручательство Божие, что тебе будет очень хорошо, если ты ныне постараешься учиться, и дано тебе будет за это — подумай только! — целое царство, и не просто царство, а Царство Небесное — вечное, непреходящее, бесконечно более славное и счастливое и возвышенное, чем любое земное царство. И обещает тебе это Сам всесильный и всебогатый и всемилостивый Бог, Твой любящий Отец! Какое же у тебя тогда основание падать духом? Какой предлог и причина ослабевать и отстраняться от предложенного тебе счастливого удела? Но, может быть, ты скажешь: я — слаб и немощен и никакого успеха в небесном учении не показываю? Брат, все равно учись и все равно старайся. Помню, был у нас в юности наставник, и был он строгий.

Если так поступал оный строгий наставник, то что же сказать нам о всемилостивом и прощающем наши немощи Боге.

2. А теперь побеседуем на предлежащую нам тему. Миновала Святая Пасха; миновало Вознесение Господне, а теперь ожидаем Святую Пятидесятницу. Это были великие и святые праздники, а теперь — великое и святое время ожидания и подготовления к конечному Святому Празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятницы и Святой Пятидесятницы.

После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, соделавшего спасение рода человеческого; после того, как свет спасительного Воскресения воссиял всей вселенной и святые ученики насладились превечной и неотъемлемой радостью восстания от мертвых Учителя и Господа и утвердились в полном сознании великой победы над всемирным злом и над смертью, которую одержал Христос Бог, и в участие в которой они были призваны (Ин. 16, 33) [18], (1 Ин. 2, 14; 5, 4) [19], - святые апостолы, по заповеди Спасителя, пребывали в Иерусалиме в ожидании сошествия на них Святого Духа (Лк. 24, 49) [20], Деян. 1, 4-5) [21], которое было необходимо для их помазания и укрепления на подвиг всемирной проповеди Божественного Евангелия. Перед ними открывалась великая, славная и многотрудная стезя, и человеческие силы, конечно, не довлели даже для вступления на нее, а тем паче для прохождения сей царской дорогой до победного конца. Но Дух Святый, сойдя на Церковь Сына Божиего, оспособит их для этого и явит их тем чудом, каким они вошли в историю человечества. Именно: Он сделает их победителями мира — их, которые не имели с собою ни меча, ни копья, ни легионов, ни военных кораблей, ни сокрушающих стены таранов; Он явит их мощнокрылыми орлами, облетевшими все концы мира — их, не имевших к своим услугам ни скоротечных колесниц, ни быстрокрылых кораблей, ни дорог, ни пристанищ; Он учинит их добрыми ангелами вселенной, одолевшими полчища князя мира сего, их — которые оставались смертными людьми, носившими немощное тело; Он покажет их богачами, приобретшими весь мир для Христа — их, которые оставались бедняками в отношении земных благ и бездомными странниками на дорогах сего мира; Он представит их мудрецами, ничего не взявшими от эллинской философии и от мудрости века сего, и, однако, рыбарскими мрежами уловившими всю вселенную в познание Божие и пучиною премудрости Божией затопившими всю гнилость безбожия. О, ужели ли это все — не чудо из чудес?! Итак, святые апостолы, после Вознесения Господня, пребывали в ожидании пришествия Святого Духа, Которого еще не знали, не вкусили, не испытали, потому что Дух Святой еще не сошел на Церковь. И не только ожидали они великий Дар, который имели приять, но, как говорит Писание, единодушно пребывали в молитве ив молении (Деян. 1, 14, 2, 1) [22].

Конечно, Дух Святый после первой христианской Пятидесятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года; но знай, что в праздник Святой Пятидесятницы, когда Святая Церковь торжественно совершает память излития Святого Духа на Церковь, это — не только воспоминание прошлого события, хотя и имеющего столь великое значение и для прошлого, и для настоящего, и для будущего (потому что все совершаемые Церковью праздники и таинства имеют значение для вечного), но это

Не думай, что время между Вознесением Господним и Святой Пятидесятницей является как бы некой пустотой; нет, это — время особо данное тебе для того, чтобы ты подготовил себя к приятию великого Дара и Таинства. Далее, не говорится в Священном Писании, что апостолы, ожидая пришествия Духа. Божиего, в то время пребывали "в молитве и в посте", как это говорится в иных случаях (Деян. 13,3.14,23) [23], (2 Кор. 6, 4, 5, 11, 27) [24], но просто говорится, что они пребывали "в молитве и в молении"; и их ожидание великого Дара не было связано ни с какими трудами и тяготами, так что их подвиг был только духовным. И от тебя сейчас не требуется никакого поста или земных поклонов, а только — радостное ожидание Благодати и пребывание в молитве; и смотри не неради о ней; и как святые ученики Христовы в оные времена, так и ты, подражатель им и также ученик Христов, пребывай всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24,53). 4. Итак, после Вознесения Господа во плоти и до наступления Пятидесятницы, святые апостолы ожидали пришествия Святого Духа. Потому что Дух Святый еще не сошел тогда. Бесценный, драгоценный Дар Церковь еще не прияла. Тело Церкви было еще как бы неодушевленным. Дух Святый еще не пришел, чтобы оживотворить и воздвигнуть Церковь Христову; сердце Церкви еще не билось.

О, Душе Святый, прииди и вниди в сердце Церкви Сына Божиего! О, Душе Святый, прииди и в наши земные храмы, и в наши сердца! Да, брат, Дух Святый придет во храмы Божий. Блюди же, чтобы Он вошел и в твою душу и тело. Ты знаешь, что Церковь есть там, где обитает Дух Святый; без Духа же Святого нет и Церкви. Поэтому еретические сборища не есть Церковь, хотя бы внешняя их форма и напоминала Церковь; но знай: это — лишь труп без жизни. Дух Святый пребывает там, где вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое. Про такую Церковь Бог свидетельствует как о Невесте Своей и вещает ей: Вся добра ecu, ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песнь Песней 4, 7). Брат, обращусь к тебе: ты также — храм Божий, по слову божественного Павла: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1 Кор. б, 19), то есть принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас дорогой ценою (1 Кор. 6, 20), Кровью Своею честной, которой Он приобрел тебя для Себя (Деян. 20, 28) [25]. Итак, ты — храм Божий. Дух же Святый пребывает в тебе тогда, когда у тебя вера православная и образ жизни отвечает этой вере. Если же ты потерпел ущерб в отношении твоей веры или согрешил иными грехами в жизни, не скорби! А лучше сказать: да, скорби; но не приходи в отчаяние, потому что Бог ведает твое неможение; плоть - немощна, снисходительно к тебе сказал о тебе твой Творец (Мф. 24,41).

И если проявишь усердие, то в день Святой Пятидесятницы, во время твоей молитвы, произойдет обновление твоего храма, и благодать Святого Духа сильна и мощна сделать его снова крепким и благолепным. Молись же, чтобы тебе никогда не перестать быть храмом Божиим и чтобы Дух Святый не только не покинул тебя, но и обновил, и укрепил, и освятил, и облаголепствовал.

5. Брат, понимаешь ли ты: Кто Такой — Святый Дух? Дух Святый это — Свет превечный; это — Огнь Животворящий во веки; это — Жизни Податель и Сама Жизнь; это Ум и Сила, бездну Которой может ли кто из смертных — да и не только из смертных, но и из премирных ангельских сил — когда-либо постигнуть и описать? Дух Святый есть Бог, Третье Лицо Святой Троицы, От Отца Исходящий И На Сыне Почивающий, Единочестный и Единопрестольный С Ними. Дух Святый это — Самое Прекрасное, Что Только Есть В Мире.

Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да, знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя, потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11); это еретикам присуще как бы "брататься" с Духом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя, потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере нашего восприятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты — не Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца, то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим. 8, 9) [26].

Брат, не касалась ли тебя когда-нибудь великая радость? — Это был Дух Святый. Брат, не испытывал ли ты, находясь в полном внешнем довольстве, мучительнейшее томление по Небу? — Это Дух Святый вещал тебе и звал тебя к Себе. И наоборот, быв в лишении всего, не испытал ли ты когда-нибудь всецелую, скажу так, полноту всего, так что тебе уже ничего на свете и не надо было? — Это был Святый Дух. Брат, не посещало ли тебя, хотя бы на мгновенье, сонное видение красоты неописуемой, невообразимой, всеобъемлющей и, конечно, не земной? — Это Дух Святый приоткрыл тебе завесу будущего мира (впрочем, в отношении снов всецело полагайся на духовное руководство твоего Старца). Брат, не казалось ли тебе часто, что весь мир, со всеми своими благами, не стоит и единой свечки, и не хотелось ли тебе тогда броситься на колени и молить о небесном утешении? — Это Святый Дух коснулся твоей души.

Брат, в минуты тяжкой скорби не приходило ли тебе нежданно и благостно утешение и успокоение, как бы среди зимнего хлада нежданное веяние грядущей весны и теплое дыхание весеннего ветерка? — Это Дух Святый утешил тебя, потому что Он — Утешитель. Брат, не испытывал ли ты внезапное чувство горячей любви к Богу, и хотя ты и не видел Его и не можешь видеть, ни осознать умом, — ты почувствовал Его близость к тебе своим внутренним человеком, не взывал ли к Нему со слезами в сердце: Твой есмъ аз, спаси мя! (Пс. 118, 94)? - Это Святый Дух, Сама Любовь, милостиво призрел на тебя.