Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88

[80] В достояние = в землю, которую Он по преимуществу избрал в свою собственность (Лев.25:23). Овощное хранилище - - означает или палатку, из которой виноградари, садовники и вообще сторожа наблюдают за виноградом, садом, плодами и т.д.; или палатку, в которой складываются и сберегаются недавно собранные плоды. LXX во всяком случае имели в виду одинокую палатку, и смысл будет: Иерусалим, великий город, вследствие разрушения стал таким ничтожным, как сторожевая палатка на поле.

[81] Преподобными (хасидим) называются израильтяне, как посвященные Богу, как выделенные из массы язычников; ср. Ис.49:5.

[82] Под этими соседями разумеются моавитяне, аммонитяне, сирияне и т.д. (ср. 4Цар.24:2) и особенно злорадные эдомляне (Авд. ст.11).

[83] Поядоша Иакова... здесь враги сравниваются с волками, которые вторглись в стадо Божие (Израиль), пожрали овец и всю страну обратили в пустыню.

[84] Да предварят - спасающая любовь Твоя да приидет к нам скорее, чем мы ожидали.

[85] Снабди - περιποίησαι - posside, т.е. спаси их (ср. Быт.12:12. Исх.1:16). Сыны умерщвленных, с евр. "сыны смерти", приговоренный к смерти, близкий к погибели народ. В недра - враги из лона своего вытрясли полную массу бедствий на Израиля; да возвратит им Господь это седмерицею в лоно их; ср. Лк.6:38; Ис.65:6,7.

[86] Некоторые допускают, что он написан еще во времена Давида; другие же относят его к войне Иосафата с аммонитянами и моавитянами (2Цар.20:1 и д.); иные же считают его молитвою вавилонских пленников; очень многие - древние и новые, католические и протестантские, толковники относят к маккавейским войнам. У LXX в надписании прибавлено υπερ του - об Ассирийце; значит LXX - может быть на основании предания - относили псалом этот к бедствиям, причиненным Израилю ассирианами. - Но совершенно невероятно, чтобы этот псалом служил выражением скорби Иуды о пленении ассирианами десяти колен; более вероятно мнение, по которому этот псалом есть одна из тех молитв, с которыми иудеи обращались к Богу во время осады ассирианами крепости Ветулии (Иудифь 4:15); но и тогда положение народа не было столь печальным, как оно представлено в нашем псалме; иудейский народ еще только боялся опустошения (Иудифь 4:1), и притом от одного только народа; между тем по изображению в нашем псалме народ тяжело уже страдал и притом от многих соседних народов. Правдоподобно отношение псалма к положению, изображенному у Ос.5:5 и д.); но еще с большею вероятностью можно относить его ко времени, незадолго до падения царства израильского, когда ассириане уже вторглись в него и угрожали также опасностью и царству иудейскому; тогда могли так молиться о помощи всему народу и особенно о помощи царству израильскому (Ефрем, Вениамин и Манасия являются представителями его), как это представлено в нашем псалме. Он называется свидением = законом, так как имел служить нормою поведения для всех страдающих.

[87] Отсюда ясно, что его нельзя влагать в уста ассирийским или вавилонским пленникам.

[88] Пасый с евр. "пастырь", в Вульгате qui regis; ср. Пс.22:1. Иосиф означает здесь конечно весь народ; ср. Пс.76:15, 80:6. Иосиф спас отца и братьев, а чрез них и весь народ, от голодной смерти, потому он и называется пастырем и твердынею Израиля (Быт.49:24), и не перечисляется вместе с братьями, но его имя стоит подле имени Иакова; как имя Иакова стоит вместо имени всего народа, так и имя Иосифа.

[89] Седяй на херувимех - херувимы здесь символы всех тварей (ср. к Пс.17 примеч.11). Сидение на них Бога - образ Его господства над всем созданием; поэтому "седящий на херувимах" = всемогущий и славный Бог и Царь". - Явися с евр. "возсия" (с намеком на светлое облако над херувимами во святом святых", т.е. покажи Свое величие, Свою власть, как Царя и Судии, оказав помощь Своему народу против его врагов. Ефрем, Вениамин и Манассия