Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88

Поэтому и теперь все существо псалмопевца страстно стремится ко дворам Господним; правда, он не может ходить по ним ногами своими, но в священной радости вся душа его стремится к ним, к месту, где обитает Бог (ст.2-З) [116]. - Но почему же богослужебные места составляют для него в столь высокой степени предмет его стремлений, его радости? Потому что алтари их для слабого, беспомощного человека (птица - горлица) служат местом защиты и покоя (ст.4) [117]. Поэтому счастливы те, которые могут посещать эти богослужебные места, этот дом Божий, действительно находиться в нем (живущие); пусть они за это счастие вечно прославляют Бога (ст.5) [118]. Хотя псалмопевец теперь не может испытывать этого счастия, не может посещать дома, и в этом отношении не может назвать себя счастливым; но в другом отношении он прославляет себя (и всякого другого, кто находится в подобном ему положении) блаженным, и именно за то, что ему и в разлуке его с местами богослужения, в нынешнем печальном его положении, осталась по крайней мере безусловная надежда на Бога и Его помощь (ст.6а). Этою наполняющею сердце его надеждою на Бога он делает себя достойным избавления от настоящей нужды (юдоль плачевная) и беспрепятственного посещения назначенного Богом места богослужения, он прокладывает себе обратный путь на Сион (ст.6-7а) [119]. Господь, давший закон, чтобы верующие посещали Его на местах богослужения, должен и благословить их, должен укрепить их против врагов и доставить им победу, следствием чего будет то, что и изгнанные из Иерусалима благочестивые люди снова возвратятся в него, будут посещать и созерцать Бога на Сионе (ст.7б-8) [120]. О, если бы это скорее настало! Услышь, Боже" молитву, которую я воссылаю Тебе в моем изгнании (ст.9); вот я Твой помазанник [121]. Ты поставил меня царем, и поэтому должен защитить меня в праве моем (ст.10). Тем более да услышит его Бог, так как он всею душою привязан к месту богослужения, которое теперь для него недоступно и так как счастие посещать его, даже находиться вблизи его, для него выше всех благ, к каким стремятся люди (ст.11) [122]. Но почему же он так сильно привязан к Богу и дому Его? Потому что (ст.12) он знает, что Бог исполнен милости, верен Своим обетованиям (истина), и убежден, что Бог к его славе поможет и ему, невинно преследуемому, и ущедрит его своими милостями (не лишит благих). В этом убеждении, в этой надежде псалмопевец находит сладкое утешение, и поэтому за такую надежду считает блаженным себя и всякого, кто может иметь ее (ст.12-13) [123].

ПСАЛОМ 84. Молитва о возобновлении милости народу и стране. Толковники издавна затруднялись точно определить отношение ст.2-4 к ст.5 и д. Некоторые в ст.2-4 видели предсказание об освобождении из вавилонского плена, а в ст.5 и д. молитву о скором исполнении этого предсказания; другие ст.2-4 относили к освобождению евреев из Египта и затем ст.5 и д. считали молитвою об освобождении из вавилонского плена и т.д. По нашему мнению, псалом принадлежит времени после плена вавилонского. В освобождении из плена Бог показал милость Своему народу (ст.2-4), но гнев Его, как кажется, снова тяготеет над ним, поэтому настоятельная молитва о помощи в ст.5 и д. Отыскивая определенные обстоятельства происхождения псалма, можно указать на время Неемии, когда вернее всего мог произойти он [124]. Над возвращенными в Палестину иудеями тяготели тогда великий гнет и поношение (Неем.1:3); они считали себя рабами (там же 9:36,37), и положение свое только другим родом рабства. Самаряне всякими коварствами старались помешать постройке стен городских (Неем. гл.4); страна терпела неурожай, везде была страшная нищета и бедность (Неем.5; ср. ст.13 этого Пс.) и нуждающиеся продавали себя ростовщикам. В таком печальном положении народ воссылает общественную молитву к Богу о помощи (Неем.4:9); псалом наш мог быть этою молитвою. Сначала псалмопевец (народ) напоминает Господу, как Он освободил народ из вавилонского плена (ст.2) [125], простил ему грехи, бывшие причиною плена (ст.3-4) [126]. Основываясь на такой милости Божией, народ молится, чтобы Господь и теперь явил Свою милость, обратил к лучшему печальное положение народа отвращением от него наказания (ст.5) [127], прекратил Свой гнев (ст.6). Если Бог снова обратится к своему народу, от которого Он отвратился в гневе Своем, тогда народ снова оживет и будет радоваться этому (ст.7, 8) [128]. О, если бы это исполнилось (ст.8)! - Молитва псалмопевца (народа) была исполнена веры и надежды; он был уверен, что Бог услышит его. Так как он знает, что Бог подает верующим в Него мир, благодать, помощь, то поэтому он тотчас побуждает себя внимать ответу Господа на свою молитву, или лучше сам дает таковой (ст.9) [129]. Ответ этот следует в ст.10-14 [130], и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, состояние мира, правды и естественного плодородия. - Как иудейские, так и христианские толковники считают этот псалом мессианским.

ПСАЛОМ 85. Молитва о помощи против врагов. Писатель этого псалма этого находится в великом бедствии (ст.1,7); жизнь его подвержена опасности (ст.2,13,14) от множества неправедных и нечестивых врагов (ст.14); между тем как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится в нашем псалме. - По указанию надписания, псалом написан Давидом, к которому вполне прилагается содержание его, относить ли происхождение его ко времени Саулова, или Авессаломова гонения [131].

Указывая на свои бедствия (нищ и убог; ст.1; воззову весь день; ст.3), на свое благочестие (преподобен есмь; ст.2), на свою надежду на Бога (уповающего на Тя; ст.2; к Тебе взях душу мою; ст.3), - особенно же на благость и милосердие Божие (ст.5), псалмопевец молится, чтобы Господь услышал его (ст.1,6), спас его (ст.2) и защитил. Он молится потому, что Бог всегда в подобном положении обыкновенно внимал его молитве (ст.7), и потому уверен, что и теперь Он услышит его; далее, потому, что он знает, что только Бог один всемогущ (ст.8) [132], и следовательно может помочь ему. Всемогущество Божие так явно, что, по убеждению псалмопевца, даже языческие народы наконец признают Его единственно истинным Богом, поклонятся Ему и прославят Его, пораженные чудными Его делами (ст.9) [133], так как боги не могут сделать ничего подобного (ст.10). - Зная хорошо, что грех делает людей недостойными Божественной помощи, псалмопевец молится далее (ст.11) [134], чтобы Бог даровал ему милость ходить путем Его заповедей, чтобы страх Божий не был для него бременем, но радостным утешением. Псалмопевец уверен, что это исполнится, что Бог ему поможет и даст повод к прославлению Его (ст.12); явит на нем еще величественнее Свою милость и спасет его из настоящей великой опасности (ст.13) [135]. Да, велика опасность (ст.14)! Но Бог имеет все средства спасти его (ст.15). Да призрит же Он милостиво на угнетенного раба своего, да подаст ему силу (державу) [136] против врагов (ст.16)! Да явит над ним знамения Своея милости, чтобы враги увидели, что Бог с ним, и что они таким образом будут постыждены (ст.17).

ПСАЛОМ 86. Иерусалим - матерь народов. Можно думать, что этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахерима. Созерцая чудесно спасенный город, псалмист торжественно восклицает: основания его и т.д. Теперь для него яснее, чем прежде, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми Он царит, суть святые горы, что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город больше всех других городов Палестины (ст.2) [137]; ему ручается за это чудесное спасение его из угрожающей опасности. - Затем псалмопевец и другим выясняет, почему Бог так сильно любит Иерусалим; потому что по пророческому предсказанию, он имеет высокое назначение служить некогда духовным отечеством, быть центром и для языческих народов (ст.3-4) [138]. В это будущее славное время число родившихся на Сионе, который стоит вечно, будет чрезвычайно велико (человек и человек) (ст.5) [139]. Тогда Сам Бог, когда Он, как Царь совершенной теократии, перечислит ее царей и народы, будет рассказывать о чуде обращения язычников и вступления их в гражданство Иерусалима (ст.6) [140]; граждане этого славного Иерусалима все будут в высшей степени счастливы и поэтому будут веселиться (7) [141]. Предсказанное пророками (Ис.2:2, 11:10, 19:19 и д. 60:3 и д. 66:18 и д. Мих.4:1 и д. Зах.8:20 и д.) и составителем этого псалма о славном царстве Иерусалима, исполнилось уже и в земной церкви, прообразом которой был земной Иерусалим и окончательно исполнятся в конце времен, когда вышний, небесный Иерусалим низойдет на прославленную землю (Ап.21:2).

ПСАЛОМ 87. Молитва тяжко угнетенного. Этот псалом принадлежит к самым печальным во всей Псалтири, хотя впрочем он не служит, как утверждают некоторые, выражением отчаяния. Псалмопевец [142] здесь с воздетыми руками молит Бога о помощи (ст.2-3,10,14), что предполагает веру и надежду на Бога, Которого он называет своим Богом спасения и от Которого ожидает чуда избавления от опасности смерти (ст.11-13).

Нельзя решительно сказать, страдал ли псалмопевец какою-либо заразительною (ст.9, 19) и крайне мучительною болезнию (проказа) и находился близ смерти, или же все относящиеся сюда выражения нужно понимать образно, в значении великих страданий. День и ночь псалмопевец молится к Богу, чтобы услышал его (ст.2) [143]; о если бы Господь услышал его (ст.3), потому что он в высшей степени несчастлив. Чтобы представить побуждения к своей настойчивой молитве, псалмопевец с ст.4-10 самыми яркими красками изображает свое бедственное положение. Он в смертной опасности (ст.4), считается уже в числе находящихся во аде (ст.5) [144] и поэтому в числе отверженных Богом (ст.6) [145]; во аде уже указывают ему (враги его?) место его (ст.7). Сильно тяготеет на нем гнев Божий (ст.8), поэтому от него убегают, как от страшилища, и он - как пленник - не может уйти, явиться публично (ст.9-10) [146]; поэтому он так настойчиво взывает о помощи (воззвах к Тебе и проч.). - Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его от опасности смерти, сохранил ему жизнь, так как мертвым Он не совершает уже чудес Своей благости, и врач не может уже умершего призвать к жизни для прославления Господа (ст.11) [147]. В самом же аде нельзя уже больше прославить милость Божию и верность обетованиям (ст.12), там уже ничего не знают о великих делах Его (ст.13). - Ободренный такими мыслями, псалмопевец горячо и усердно (утро молитва моя) молится Богу (ст.14) [148]; отчего же Бог так долго не внемлет Его молитве (ст.15)? [149] Молящийся с самой юности много страдал уже, и каждый раз, когда на некоторое время Бог возвышал, поставлял его в счастливые отношения, снова поражало его несчастие (ст.16) [150], которое в настоящее время так велико (ст.17-18), что даже самые лучшие друзья оставили его (ст.19) [151]. - Многие св. отцы признают этот псалом мессианским, относя его исключительно к страданиям Христовым.

ПСАЛОМ 88. Молитвенный вопль о глубоком упадке царства Давидова. Псалом 88 написан еще до вавилонского плена; потому что псалмопевец [152], конечно, не оставил бы без упоминания разрушение города и храма, если бы таковое уже последовало [153]. Но династия Давидова находится уже в глубоком упадке (ст.40-46) и безсилии, народ стал предметом поругания у соседних народов [154]. Такое печальное положение легко могло бы привести псалмопевца к мысли, что Бог совершенно отвратил Свою милость от Израиля и его царствующего дома, не исполнил данных Давиду (2Цар.7:8,12-16) обетовании. Но псалмопевец не отдается такой мысли; он остается убежденным, что милость Божия и верность обетованиям - хотя теперь и прикрыты для чувственного взора - продолжатся вечно. Поэтому он всегда будет воспевать эту милость, которая по собственным словам Божиим (ст.3) [155] и в силу ясного обетования Давиду (ст.4-5), продолжится во век. Да и как Бог не продолжил бы Своей милости и обетовании Давиду? В благодатных чудесах Своих и Своей верности обетованиям Он составляет предмет хвалы даже для ангелов (ст.6) [156]; из этого уже достаточно ясно, что Его милость и верность должны быть безмерно велики. Нет у него недостатка и в могуществе исполнить Свои обетования; Он превыше всех тварей (ст.7-9) [157], повелевает морем, в котором потопил врагов народа Своего (ст.10-11) [158]. Он - Господь всей земли (ст.12-13) [159], столь же могуществен, сколько праведен и благ (14-15) [160]. Сей-то Бог дал Давиду обетование, которое Он на основании сказанного (ст.6-15) хочет и может исполнить. Счастлив тот народ, который может торжественно восхвалять такого Бога, как Царя своего, в Нем он велик и крепок (ст.16-19) [161]. - Высказавши в предыдущих стихах свою решимость всегда, а также и в настоящем бедствии, прославлять непоколебимую милость и верность Божию и указанием на величие Божие возбудивши, далее, уверенность, что Бог несомненно исполнит обетование, данное Его любимцу во благословение всему народу, псалмопевец с ст.20-го входит в ближайшее рассмотрение этого обетования, в котором заключалось ручательство того, что Бог поддержит падающую скинию Давидову, поможет дому Давида, к новому блеску его и через то ко спасению всего народа. Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (помазал) и укрепил его против всех его врагов (ст.20-24) [162], поставил его властелином великого царства (ст.26) [163]. Бог поставил Давида в столь близкое отношение к Себе, что он может называть Бога Отцом, всегда просить от Него помощи (ст.27) [164], возвысил его над всеми царями земными (ст.28). Это благодатное отношение Бога к Давиду должно, согласно обетованию, продолжаться вечно, следовательно, переходить к потомкам Давида (ст.29), престол его будет существовать вечно (ст.30). В случае же нарушения потомками его завета и вероломства их, Бог обещал посетить их только спасительным наказанием, но не отвергать их совершенно (ст.33-35) [165]. Бог торжественно засвидетельствовал, что данная Им клятва о вечном господстве Давида (ст.38) [166] останется ненарушимою. - В резком противоречии с этим обетованием Божиим находится настоящее бедственное положение дома Давидова и всего народа. Бог, по-видимому, отверг Давида (в его потомке, тогдашнем царе) (ст.39) [167], нарушил обетования; потому что теократическое царство повержено в прах (ст.40) [168], обессилено (ст.41) [169], предано врагам (ст.42), которые торжествуют (ст.43-44) [170] поражению Давидова дома, близкого к совершенной погибели (ст.45-46) [171]. Долго ли, с горестию спрашивает псалмопевец, продолжится еще такое печальное состояние (ст.47)? Жизнь человеческая так коротка, а Бог не захочет к тому еще всецело отяготить ее, чтобы не подумал кто, что Бог напрасно (по отношению к наслаждениям жизни) создал человека. Никто не избавлен от смерти, никто не живет вечно, чтобы мог надеяться хотя впоследствии (здесь на земле; понятия о загробной жизни были темны у евреев) на получение вознаграждения за перенесенные страдания; поэтому псалмопевец и молится, чтобы Бог теперь помог ему (ст.48-49) [172], взял во внимание Свои милости и обетования, данные с клятвою в древние времена (ст.50), ввиду того, что Израиль терпит теперь от враждебных соседей (ст.51-52). ст.53 составляет заключение третьей книги псалмов.

[1] По надписанию псалом написан Асафом; внутренние основания, представляемые в доказательство позднейшего его происхождения, а также и в доказательство национального отношения песни (к маккавейским войнам), не имеют убедительности.

[2] Пролияшася стопы = поскользнулись.

[3] Нет восклонения в смерти их, т.е. они необходимо подвергаются (вечной) смерти, не могут уклониться от нее, или: такой легкой смерти, какой подвергаются они, никто не уклоняется, не боится ее. Преосв. Порфирий переводит ст.4: "так как нет отвращения от них Бога при смерти их: и не крепко наказание Его им". В Вульгате: non est respectus morti eorum, что значит: 1) нечестивцы не думают о смерти, не озираются (respicere) на себя в виду смерти, так как наслаждаются полнотою счастия жизни и в опьянении счастием мысль о смерти не приходит им на ум. 2) Бог не обращает внимания на их смерть, не думает в наказание за грехи внезапно истребить их. 3) Для них самая смерть так легка, так мало болезненна, что они сами не имеют никакого страха (respectus) к ней, и что и другие не боятся смерти нечестивцев, т.е. такой легкой смерти, какова их смерть. По связи речи первое толкование кажется нам наиболее подходящим; потому что из ст.20 узнаем, что нечестивцы преждевременно, внезапно умирают; а из ст.17-20 видим, что смерть их бедственна, что исключает третье толкование. С евр: "что нет для них уз связующих (= несчастия; Иов.21:17) до смерти их", т.е. до смерти их им нет страданий. И утверждения в ране их; отрицание первой пеловины стиха мы относим и ко второй; в противном случае будет смысл: если постигает их несчастие, то они имеют утверждение (στερέωμα - firmamentum - твердь), под коим они скрываются от страданий. С евр. "что здорово могущество их".

[4] Сего ради удержа я гордыня, с евр. "поэтому для них гордость - будто ожерелье", т.е. они выставляют наконец свою гордость. Одеяшася... окружили себя нечестием, как одеждою.