Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88

ПСАЛОМ 88. Молитвенный вопль о глубоком упадке царства Давидова. Псалом 88 написан еще до вавилонского плена; потому что псалмопевец [152], конечно, не оставил бы без упоминания разрушение города и храма, если бы таковое уже последовало [153]. Но династия Давидова находится уже в глубоком упадке (ст.40-46) и безсилии, народ стал предметом поругания у соседних народов [154]. Такое печальное положение легко могло бы привести псалмопевца к мысли, что Бог совершенно отвратил Свою милость от Израиля и его царствующего дома, не исполнил данных Давиду (2Цар.7:8,12-16) обетовании. Но псалмопевец не отдается такой мысли; он остается убежденным, что милость Божия и верность обетованиям - хотя теперь и прикрыты для чувственного взора - продолжатся вечно. Поэтому он всегда будет воспевать эту милость, которая по собственным словам Божиим (ст.3) [155] и в силу ясного обетования Давиду (ст.4-5), продолжится во век. Да и как Бог не продолжил бы Своей милости и обетовании Давиду? В благодатных чудесах Своих и Своей верности обетованиям Он составляет предмет хвалы даже для ангелов (ст.6) [156]; из этого уже достаточно ясно, что Его милость и верность должны быть безмерно велики. Нет у него недостатка и в могуществе исполнить Свои обетования; Он превыше всех тварей (ст.7-9) [157], повелевает морем, в котором потопил врагов народа Своего (ст.10-11) [158]. Он - Господь всей земли (ст.12-13) [159], столь же могуществен, сколько праведен и благ (14-15) [160]. Сей-то Бог дал Давиду обетование, которое Он на основании сказанного (ст.6-15) хочет и может исполнить. Счастлив тот народ, который может торжественно восхвалять такого Бога, как Царя своего, в Нем он велик и крепок (ст.16-19) [161]. - Высказавши в предыдущих стихах свою решимость всегда, а также и в настоящем бедствии, прославлять непоколебимую милость и верность Божию и указанием на величие Божие возбудивши, далее, уверенность, что Бог несомненно исполнит обетование, данное Его любимцу во благословение всему народу, псалмопевец с ст.20-го входит в ближайшее рассмотрение этого обетования, в котором заключалось ручательство того, что Бог поддержит падающую скинию Давидову, поможет дому Давида, к новому блеску его и через то ко спасению всего народа. Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (помазал) и укрепил его против всех его врагов (ст.20-24) [162], поставил его властелином великого царства (ст.26) [163]. Бог поставил Давида в столь близкое отношение к Себе, что он может называть Бога Отцом, всегда просить от Него помощи (ст.27) [164], возвысил его над всеми царями земными (ст.28). Это благодатное отношение Бога к Давиду должно, согласно обетованию, продолжаться вечно, следовательно, переходить к потомкам Давида (ст.29), престол его будет существовать вечно (ст.30). В случае же нарушения потомками его завета и вероломства их, Бог обещал посетить их только спасительным наказанием, но не отвергать их совершенно (ст.33-35) [165]. Бог торжественно засвидетельствовал, что данная Им клятва о вечном господстве Давида (ст.38) [166] останется ненарушимою. - В резком противоречии с этим обетованием Божиим находится настоящее бедственное положение дома Давидова и всего народа. Бог, по-видимому, отверг Давида (в его потомке, тогдашнем царе) (ст.39) [167], нарушил обетования; потому что теократическое царство повержено в прах (ст.40) [168], обессилено (ст.41) [169], предано врагам (ст.42), которые торжествуют (ст.43-44) [170] поражению Давидова дома, близкого к совершенной погибели (ст.45-46) [171]. Долго ли, с горестию спрашивает псалмопевец, продолжится еще такое печальное состояние (ст.47)? Жизнь человеческая так коротка, а Бог не захочет к тому еще всецело отяготить ее, чтобы не подумал кто, что Бог напрасно (по отношению к наслаждениям жизни) создал человека. Никто не избавлен от смерти, никто не живет вечно, чтобы мог надеяться хотя впоследствии (здесь на земле; понятия о загробной жизни были темны у евреев) на получение вознаграждения за перенесенные страдания; поэтому псалмопевец и молится, чтобы Бог теперь помог ему (ст.48-49) [172], взял во внимание Свои милости и обетования, данные с клятвою в древние времена (ст.50), ввиду того, что Израиль терпит теперь от враждебных соседей (ст.51-52). ст.53 составляет заключение третьей книги псалмов.

[1] По надписанию псалом написан Асафом; внутренние основания, представляемые в доказательство позднейшего его происхождения, а также и в доказательство национального отношения песни (к маккавейским войнам), не имеют убедительности.

[2] Пролияшася стопы = поскользнулись.

[3] Нет восклонения в смерти их, т.е. они необходимо подвергаются (вечной) смерти, не могут уклониться от нее, или: такой легкой смерти, какой подвергаются они, никто не уклоняется, не боится ее. Преосв. Порфирий переводит ст.4: "так как нет отвращения от них Бога при смерти их: и не крепко наказание Его им". В Вульгате: non est respectus morti eorum, что значит: 1) нечестивцы не думают о смерти, не озираются (respicere) на себя в виду смерти, так как наслаждаются полнотою счастия жизни и в опьянении счастием мысль о смерти не приходит им на ум. 2) Бог не обращает внимания на их смерть, не думает в наказание за грехи внезапно истребить их. 3) Для них самая смерть так легка, так мало болезненна, что они сами не имеют никакого страха (respectus) к ней, и что и другие не боятся смерти нечестивцев, т.е. такой легкой смерти, какова их смерть. По связи речи первое толкование кажется нам наиболее подходящим; потому что из ст.20 узнаем, что нечестивцы преждевременно, внезапно умирают; а из ст.17-20 видим, что смерть их бедственна, что исключает третье толкование. С евр: "что нет для них уз связующих (= несчастия; Иов.21:17) до смерти их", т.е. до смерти их им нет страданий. И утверждения в ране их; отрицание первой пеловины стиха мы относим и ко второй; в противном случае будет смысл: если постигает их несчастие, то они имеют утверждение (στερέωμα - firmamentum - твердь), под коим они скрываются от страданий. С евр. "что здорово могущество их".

[4] Сего ради удержа я гордыня, с евр. "поэтому для них гордость - будто ожерелье", т.е. они выставляют наконец свою гордость. Одеяшася... окружили себя нечестием, как одеждою.

[5] Изыдет яко из тука неправда их, с евр. "выкатились от жира глаза их", - т.е. они нахально и гордо бросают взгляды от жирного лица своего. Смысл чтения LXX: неправда их имеет свой источник в богатстве: в излишестве (тук); или: она проистекает от ожесточения сердца (тук - бесчувственность, ожесточение, ср. Пс.16:10; 118:70 и др.); первому толкованию можно дать предпочтение; псалмопевец сравнивает (у LXX ώς в евр. нет) изобилие, счастие нечестивых с жиром человека: как от жира постоянно выходит пот, так от роскошной жизни неправда. Преидоша в любовь сердца, т.е. нечестивцы насильно проникают (δίερχεσθαι) в (εις), то, чего сильно желает их сердце, достигают исполнения всех своих похотей. У преосв. Порфирия: "рассуждали они по влечению сердца". С евр. "бродят помыслы в сердце", т.е. безчувственное сердце их так полно злобных планов, что они изливаются.

[6] Помыслиша, с евр. над всем издеваются. - В высоту, в своей воображаемой высоте; в своем высокомерии.

[7] Положиша на небеси уста своя - положили на небо свои уста на месте божественных уст, говорят как если бы они были Бог.

[8] Семо - т.е. обращаются к только что (ст.4-9) изображенному счастию и жизни нечестивцев; псалмопевец причисляет себя к богобоящимся, к верным израильтянам, поэтому и называет их своим народом. И эти богобоящиеся постепенно обольщаются счастием нечестивых и обращаются к правилам их жизни. Обрящутся - находят, т.е. обращающийся к нечестивым народ находит, думает, что находит счастие. С евр. "а потом туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею".

[9] И реша и проч. лучше всего считать речью готового к отпадению народа (ст.10), в которой он мотивирует свой переход в лагерь нечестивцев.

[10] В ст.12 также заключается еще речь народа; он указывает на счастие нечестивых (сии) гобзующие в век = благоденствующие в век; είς τον αιώνα = имея столько уже богатства, что может стать его навек; они получают еще новые сокровища.

[11] И рех нет в евр., но вполне соответствует связи речи, и есть речь в душе = мысль. Некоторые толковники считают ст.13 - не за слова псалмопевца, но за речь обольщенных израильтян (ст.11-12), из коих один говорит здесь за всех, рассуждая о прежней жизни.