Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88

[26] Возжгоша огнем. По буквальному смыслу в ст.7 очевидно разумеется не только сожжение дверей храма и некоторых пристроек (1Макк.4:38), но и всего храма, как было при Навуходоносоре и после при Тите. - Сожегши храм и обративши его во развалины (на земли), враги осквернили его и тем еще, что топтали ногами священные остатки его и совершали над ними всякие мерзости. На земли - εις την γην можно также толковать: "они сожгли святилище до самой земли и осквернили тем Его жилище". При Антиохе Епифане этого не было, и под жилищем имене (шехина) должно разуметь Святое и Святое Святых, и никак нельзя - притвор с пристройками.

[27] Южики их вкупе - родня их заодно (Порфирий). Оставим καταπαύσωμεν - прекратим; с разрушением храма ео ipso прекратились и праздники. В ст.8 высказывается затем цель (реша в сердце), какую враги имели при сказанном в ст.8 разрушении храма. С евр.: "сказали в сердце своем: разорим их совсем; и сожгли все места собраний Божиих на земле". Под местами собраний Божиих многие разумеют синагоги; но так как синагоги без сомнения явились только после вавилонского плена, то понятно, что ст.8 и приводится в доказательство происхождения псалма 73-го после плена. Относя псалом к разрушению Иерусалима халдеями, мы под местами собраний Божиих разумеем части (притворы, Святое и т.д.) храма иерусалимского, который служил единственным богослужебным местом для всей земли иудейской.

[28] Знамений наших не = чудеса, но или еврейские знаки, штандарты, сорванные врагами, или храм, алтари, субботы и праздники, равно как и все другое специфически иудейское. Несть к тому пророка