Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150

ПСАЛОМ 116. Призыв языческих народов к прославлению Господа. В этом псалме, как и в других псалмах (ср. Пс.95:7, 97:4), языческие народы (языцы и людие, последние не = иудеи) приглашаются израильтянами признать единого истинного Бога, хвалить Его за милость и верность обетованиям (истину), которые Он не переставал оказывать Своему народу (на нас) [60].

ПСАЛОМ 117. Благодарственная песнь за освобождение от великой опасности. Не подлежит сомнению, что этот псалом составляет благодарственную песнь после счастливо прошедшей великой опасности. Древние толковники большею частью приписывают его Давиду, который воспел или после того, как признан был царем всеми коленами (глава угла), или же после подчинения себе языческих соседних народов (ст.10-12). Уже бл. Феодорит и за ним многие древние экзегеты относят этот псалом к после-пленному времени, и теперь большинством признается, что он воспет при закладке Зоровавелева храма (1Ездр.3:10-11; ср. ст.1-4 и ст.22 этого Пс.) или при освящении его; ст.19 указывает на праздник освящения (при закладке не было врат). Псалом начинается обращением к священникам и народу (2-4) прославлять милость Господа 1-4) [61]. С ст.5-18 указывается основание такому прославлению величественной помощи Божией. Псалмопевец говорит в первом лице, но, конечно, говорит как представитель всего народа. Народ в бедствиях плена взывал о помощи и был освобожден (ст.5) [62]; ввиду этой Божественной помощи он исполнен надежды и на будущее (6-7), и ему ясно, что надежда на Бога превосходит все, что Бог один может помочь (8-9), и, конечно, поможет. Пусть все языческие народы угрожают нам, они ничего не в состоянии сделать против нас (10-12) [63] Если они нас (в плену) довели до близкой погибели (13) [64]; но могущественный, прославленный Господь защитил и спас Свой народ (ст.14), возвратил в Свое отечество, и поэтому прославление Господа слышится по всей стране (ст.15). Могущественною Своею рукою Господь снова поднял поколебавшийся Свой народ (в освобождении из плена); его считали (национальность его) уже уничтоженным; но он будет существовать, и за это прославлять Господа, который только наказал его, но не предал погибели (16-18). С такими воспоминаниями псалмопевец, (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма, и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа (19-20) за полученное спасение (21) [65] Израиль будет хвалить Господа, потому что Он Свой народ, который язычники (зиждущие) уже отвергли, сделал важнейшим и замечательнейшим народом, спасением из плена снова утвердил его в этом его достоинстве, которое он, казалось, уже было потерял (ст.22) [66]. Такое столь чудное дело Бог сделал нам (23); будем радоваться в этот дарованный нам Господом день (24) и молиться о милости дня будущего (25) [67]. - Священники из отворенного храма (дому Господа) высказывают входящему народу благожелания (26) [68] и возбуждают, указанием на полученное от Бога спасение (явися нам), к достойному праздничному торжеству (27) [69]. Сам народ (псалмопевец как представитель его) вновь объявляет, что он будет хвалить Бога, возвысившего его, за полученную милость (28-29).

Этот псалом мессианский [70]. Евреи были замечательнейшим народом только потому, что были носителями мессианских обетовании, только потому, что от них должен был произойти Мессия, Которым благословятся все народы. Поэтому они могли о себе сказать, что они угловой камень, глава угла; они в течение веков, так сказать в утробе своей (Сир.24:13), носили Мессию, Который издавна, особенно со времени обетования Аврааму и законодательства на Синае, таинственно действовал среди них; поэтому когда Он видимо явился, то мог с полным правом применить к Себе то, что в этом псалме сказано о народе, как носителе Мессии; в Нем иудейский народ, оставаясь верующим и исполняющим волю Божию, достиг своего высшего развития. Как Израиль был преследуем язычниками и с презрением отвергнут (небрегоша), так Мессия отвергнут был иудеями, по духу язычниками; но как Израиль силою Божиею был освобожден из плена, из опасности погибели, так отверженный Мессия, Которого уже навсегда считали умершим, воскрес из мертвых. Воскресши и восседши одесную Бога, Он в полном смысле стал главою угла; соединивши камни двух рядов, иудеев и язычников (Еф.2:14), в одно здание царства (ср. Деян.4:11-12, Мф.21:42-43, Еф.2:20). Многие толковники влагают этот псалом в уста воскресшему Спасителю.

ПСАЛОМ 118. Нравственная борьба ревностного к закону пленника, его тяжелые страдания и горячая молитва. Алеф 1) Блаженны непорочные в пути, поступающие по закону Господню. 2) Блаженны исследующие Его свидения (откровения), всем сердцем ищущие Его. 3) Ибо делающие неправду ходят не по Его путям. 4) Ты повелел заповеди Твои хранить точно. 5) О, если бы пути мои направлялись к соблюдению Твоих уставов! 6) Тогда я не постыдился бы, когда взирал бы на все заповеди Твои. 7) Буду прославлять Тебя с искренностью сердца за то, что поучился судам правды Твоей. 8) Уставы Твои буду хранить, не оставь меня совершенно! [71] Бет 9) Как сохранит юноша прямым путь свой? Соблюдением Твоих слов! 10) Всем сердцем я ищу Тебя; не отдали меня от заповедей Твоих! 11) В сердце моем я скрываю слова Твои, чтобы мне не согрешить против Тебя. 12) Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим. 13) Устами моими я возвещаю все права уст Твоих. 14) На пути свидений (откровений) Твоих я насладился, как полным богатством. 15) О заповедях Твоих ревностно буду размышлять и уразумевать пути Твои. 16) Уставам Твоим поучуся, не забуду словес Твоих. [72] Гимель 17) Воздай рабу Твоему, оживляй меня, и я буду соблюдать Слова Твои. 18) Открой очи мои, и я пойму чудесное от закона Твоего. 19) Пришлец я есмь на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. 20) Томится душа моя желанием судов Твоих во всякое время. 21) Ты взыскал порицание гордым, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. 22) Сними с меня поношение и унижение, потому что я исследую Твои свидения. 23) Ибо сели князья, и на меня клеветали; а раб Твой размышлял об уставах Твоих. 24) Потому что свидения Твои и поучение мне и уставы Твои - совет мне. [73] Далет 25) Примкнула к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему. 26) Путь мой я поведал, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим. 27) Путь уставов Твоих дай мне уразуметь, и я ревностно буду размышлять о чудесах Твоих. 28) Воздремала душа моя от уныния, укрепи меня словами Твоими. 29) Путь неправды отдали от меня, и законом Твоим помилуй меня. 30) Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл. 31) Прилепился к свидетельствам (закону) Твоим, Господи, не постыди меня. 32) Я шел путем заповедей Твоих, когда Ты расширил сердце мое. [74] Ге 33) Сделай законом мне, Господи, путь Твоих уставов, и я буду держаться его всегда. 34) Вразуми меня, и я изучу закон Твой, и буду исполнять его всем сердцем моим. 35) Путеводи меня по стези заповедей Твоих, потому что я полюбил ее. 36) Склони сердце мое к свидениям Твоим, а не к любостяжанию. 37) Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоем оживляй меня. 38) Поставь пред рабом Своим слово Твое ради страха пред Тобою. 39) Отними поношение мое, которое я подозреваю (имею в виду); ибо суды Твои милостивы. 40) Вот я возжелах заповедей Твоих; правдою Твоею живи меня. [75] Вав 41) И да придет ко мне милость Твоя, Господи, спасение Твое - по слову Твоему! 42) И я отвечу поносящим меня; потому что я надеюсь на слова Твои. 43) И не отнимай совершенно от уст моих слова истины, потому что я надеюсь на Твои суды. 44) И я буду хранить закон Твой постоянно, во век и в век века. 45) И я буду ходить по простору, потому что я исследую Твои заповеди. 46) И буду говорить о свидениях Твоих пред царями, и не постыжусь. 47) И буду поучаться в заповедях Твоих, которые я так возлюбил. 48) И простру руку мою к Твоим, столь любимым мне заповедям, и буду усиленно размышлять о Твоих заповедях. [76] Заин 49) Вспомни слова Твои к рабу Твоему, которыми Ты обнадежил меня. 50) То утешило меня в уничижении моем, что слово Твое живило меня. 51) Гордые беззаконновали до крайности; но я от закона Твоего не уклонился. 52) Вспоминал суды Твои от века, Господи, и утешался. 53) Горесть объяла меня по причине грешников, оставляющих закон Твой. 54) Песнопениями моими были уставы Твои на месте странствия моего. 55) Вспоминал я ночью имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. 56) Это было мне, потому что я оправданий Твоих искал. [77] Хет 57) Доля моя, Господи, сказал я, хранить закон Твой. 58) Молился я лицу Твоему всем сердцем моим. Помилуй меня по слову Твоему, 59) Размышлял о путях моих, и обратил ноги мои к свидениям Твоим. 60) Я готов был и не смущался исполнять заповеди Твои. 61) Вервия грешников опутали меня, но закона Твоего я не забывал. 62) В полночь вставал славить Тебя за праведные суды твои. 63) Общник я есмь со всеми боящимися Тебя и соблюдающими заповеди Твои. 64) Милостию Твоею, Господи, полна земля. Уставам Твоим научи меня [78]. Тет 65) Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по слову Твоему. 66) Благости, благонравию и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я поверил. 67) До сего принижения я погрешал: за то теперь слово Твое сохранил. 68) Благ еси, Господи, и по благости Твоей научи меня уставам Твоим. 69) Увеличилась на меня неправда гордых; но я всем сердцем моим вникну в заповеди Твои. 70) Усырилось, как молоко, сердце их, но я закону Твоему поучался. 71) Благо мне, что Ты смирил меня, дабы я узнал уставы Твои. 72) Хорош для меня закон уст Твоих паче тысяч золота и серебра. [79] Иод 73) Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим. 74) Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я на слова Твои надеялся. 75) Познал я, Господи, что праведны суды Твои, и что Ты справедливо смирил меня. 76) Да будет же милость Твоя - утешить меня по слову Твоему к рабу Твоему. 77) Да приидут ко мне щедроты Твои, и я оживу, ибо закон Твой поучение мне есть. 78) Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконновали против меня; я же буду вникать в заповеди Твои. 79) Да обратят меня боящиеся Тебя и знающие свидения Твои. 80) Да будет сердце мое непорочно по уставам Твоим, дабы я не посрамился. [80] Каф 81) Сильно жаждет спасения Твоего душа моя: на слова Твои я надеялся. 82) Сильно жаждут очи мои слова Твоего, говоря: когда утешишь меня? 83) Ибо я стал как мех на морозе: но уставов Твоих не забыл. 84) Сколько есть дней раба Твоего? Когда произведешь мне суд над гонящими меня? 85) Поведали мне законопреступники разглагольствия свои; но они - не то, что закон Твой. 86) Все заповеди Твои истина. Не справедливо они гнали меня. Помоги мне. 87) Едва не погубили меня на земли. Но я не оставил заповедей Твоих. 88) По милости Твоей животвори меня; и сохраню сведения уст Твоих. [81] Ламед 89) Во век, Господи, слово Твое пребывает на небе. 90) В род и род истина Твоя; Ты основал землю и она стоит. 91. Повелением Твоим бывает день; но и все служит Тебе. 92) Если бы не закон Твой поучал меня, тогда я погиб бы в ничтожестве моем. 93) Вовек не забуду уставов Твоих; ибо ими Ты оживил меня. 94) Твой я есмь: спаси меня, ибо уставы взыскал я. 95) Грешники поджидали меня, чтобы погубить меня; а я о свидениях Твоих размышлял. 96) Всякого совершенства я видел конец, но заповедь Твоя безмерна. [82] Мем 97) Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во весь день он поучение мне есть. 98) Паче врагов моих Ты умудрил меня заповедию Твоею; ибо она вечно моя есть. 99) Паче всех учителей моих я стал сведущ, потому что свидения Твои для меня поучение. 100) Паче старцев я стал сведущ, потому что заповеди Твои взыскал я. 101) От всякого пути дурного посторонил я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои. 102) От судеб Твоих не уклонился; ибо Ты законом наставил меня. 103) Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. 104) Заповеди Твои вразумили меня; посему я возненавидел всякий путь неправды [83]. Нун 105) Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим. 106) Я поклялся и постановил хранить суды правды Твоей. 107) Я уничижен до крайности; Господи, оживи меня по слову Твоему. 108) К добровольным исповеданиям уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109) Душа моя в руках моих постоянно, и закона Твоего я не забыл. 110) Положили грешники сеть мне; но я от заповедей Твоих не уклонился. 111) Унаследовал свидения Твои во веки, ибо они веселие сердца моего. 112) Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих во век за воздаяние Твое. [84] Самех 113) Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, и на слова Твои я надеялся. 115) Удалитесь от меня лукавнующие, а я буду вникать в заповеди Бога моего. 116) Заступись за меня по слову Твоему, и животвори меня и не посрами меня в надежде моей. 117) Помоги мне и спасусь и буду поучаться уставам Твоим постоянно. 118) Уничижил Ты всех отступающих от уставов Твоих, ибо ложно помышление их. 119) Преступниками признал я всех грешников земли; посему возлюбил свидения Твои. 120) Пригвозди страхом Твоим плоть мою, ибо судов Твоих я убоялся. [85] Айн 121) Я творил суд и правду; не предай меня обижающим меня. 122) Прими раба Твоего благостно, да не клевещут на меня гордые. 123) Очи мои сильно желают спасения Твоего и слова правды Твоея. 124) Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня. 125) Раб Твой семь я; вразуми меня, и я узнаю свидения Твои. 126) Время Господу действовать; нарушили закон Твой. 127) Я же возлюбил заповеди Твои паче золота и топаза. 128) По всем заповедям Твоим исправлялся; всякий путь неправды возненавидел [86]. Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. [87] Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя - правда вечная, и закон Твой - истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои - правда вечная; вразуми меня и жив буду. [88] Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. [89] Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они. 159) Вспомни, что я заповеди возлюбил; Господи, милостию Твоею животвори меня. 160) Начало слов Твоих - истина; и вечны все суды правды Твоей. [90] Шин 161) Князи гнали меня ни за что; но сердце мое боялось (только) слов Твоих. 162) Возрадуют меня слова Твои, как нашедшего добычи великий. 163) Неправду возненавидел я и возгнушался ею, закон же Твой возлюбил. 164) Седмикратно днем хвалил Тебя за праведные суды Твои. 165) Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения. 166) Я ожидал спасения Твоего, Господи, и заповеди Твои возлюбил. 167) Сохранила душа моя свидения Твои, и полюбила их вельми. 168) Сохранил я заповеди Твои и свидения Твои; ибо все пути мои пред Тобою, Господи. [91] Тав 169) Да приблизится моление мое к Тебе, Господи; словом Твоим вразуми меня. 170) Да войдет прошение мое к Тебе, Господи; словом Твоим избавь меня. 171) Произнесут уста мои песнь, когда Ты научишь меня уставам Твоим. 172) Просвещает язык мой слова Твои; ибо все заповеди Твои правда. 173) Да будет рука Твоя в помощь мне. Ибо я заповеди Твои возлюбил. 174) Возжелал спасения Твоего, Господи; и закон Твой поучение мое есть. 175) Поживет душа моя и восхвалит Тебя, а суды Твои помогут мне. 176) Я заблудился, как овца погибшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих не забыл я. [92]

Сто восемнадцатый псалом состоит из двадцати двух строф, каждая в восемь стихов; каждый стих одной и той же строфы начинается одною и тою же буквою в порядке еврейского алфавита, так что восемь стихов начинаются буквою алеф, восемь - бет и т.д. [93]. В некотором смысле каждую строфу можно считать отдельною небольшою поэмою. - Нельзя без натяжки указать в этом псалме одной последовательно развивающейся мысли; трудно даже в каждом восьмистишии представить внутреннюю последовательность стихов. В каждом из 176 стихов (исключая 122) говорится Откровении Божественном, собственно, о законе, который представляется под разными синонимическими названиями [94]. Трудно определить специальный повод и время написания псалма.

Но мы думаем, что псалом этот произошел во время самого вавилонского плена, и что писатель говорит здесь не как отдельное лицо, но как представитель всего народа; тяжко угнетенный и присмиревший народ Божий есть раб Господень, заблудившаяся овца, которую Господь должен будет найти и перевести на роскошные пастбища, в Палестину (ср. ст.176). Во время пребывания израильтян в Вавилоне, где у них не было храма, не было жертв, не было ничего такого, что отличало бы их, как народ Божий, от язычников, кроме их закона, кроме Книги Завета; тогда-то они научились наконец ценить этот закон (который презирали в течение веков) и крепко привязались к нему, несмотря на все приманки к идолопоклонству. В убеждении, что Бог тогда только избавит из плена и услышит молитву пленников об освобождении, если они теперь крепко будут держаться закона, в этом убеждении все благомыслящие пленники без сомнения с величайшею ревностью обратились к чтению и изучению закона, причем они легко могли и должны были убедиться, что для более глубокого, жизненного понимания и особенно для сохранения этого закона, необходима особенная помощь Божия, сообщение высшего света, высшей силы, высшей жизни. К внутренним препятствиям могли присоединиться и внешние; ревностные к закону пленники могли подвергаться насмешкам и преследованиям как со стороны неверующих своих единоплеменников, так и со стороны язычников вавилонян; особенно же начальствующие (князи, наместники) весьма недовольны были, что евреи строго держались своего закона и тем поддерживали свою особую национальность, которую они старались уничтожить. - При таких обстоятельствах мог быть написан наш псалом. Псалмопевец, по-видимому, находящийся еще в молодых летах (ст.9), высказывает свои внутренние и внешние опыты, а также и молитву всех своих сострадалъцев, которые, подобно ему, привязались к благочестию и строгому исполнению закона; личные его страдания суть страдания всего пленного народа. Псалмопевец питает высочайшее благоговение к закону, исполнение коего он считает выше всего (ст.14, 56, 57, 72, 103, 127); он составляет предмет величайшей его радости (ст.54, 111, 162), постоянного его размышления (ст.15, 16, 47, 97, 144 и др.) и горячей его любви (ст.10, 11, 20, 30, 47, 48). В этом законе сокрыты величайшие чудеса божественной мудрости (ст.18, 27, 129), и он есть выражение истинности и правды Божией (ст.138, 142, 144 и др.); он чист ( ст.140), неизменен (ст.89-91, 152, 160), бесконечен (с. 96), делает смиренных мудрыми (ст.98-100, 104, 105, 130), приносит исполняющим его мир и благословение (ст.165) и доставляет утешение в страданиях (ст.92). Исполнять этот закон во всех отношениях составляет высочайшее стремление псалмопевца; поэтому он никогда не выпускает этого закона из глаз своих (ст.101, 102, 106, 112, 167), никакие противные обстоятельства, каким он не раз подвергался (ст.60, 61), не могли отклонить его от исполнения его; он ненавидит грех (ст.163) и глубоко болезнует, когда видит, что другие преступают этот закон (ст.53, 136, 139, 158); только с добрыми он хочет иметь общение (ст.63). Но чем больше он, псалмопевец, стремится совершенно исполнять закон, тем более чувствует, как ему недостает высшего разумения и силы, чувствует себя пришельцем на земле (ст.19), привязанным к чувственности (ст.25, 28), слабым плотским человеком (ст.120). К тому же жизнь его подвергается опасности (ст.87, 95, 109, 110), князья (языческие) преследуют его (ст.164), высокомерные, ожесточенные (ст.70) враги презирают его (ст.22, 23, 39) и коварно совершают над ним неправду (ст.51, 9, 78, 86, 121-122, 134); и таким образом и совне и внутри положение его тяжелое (ст.38, 107), хотя заслуженное и приводящее к спасительному исправлению (ст.67, 71, 75). С страшною (ст.81, 82, 123, 131) и с усиленною ревностью (ст.146-148) он молит поэтому Бога о помощи; просит, чтобы Господь, как Творец (ст.73), прежде помогавший ему (ст.65), и теперь услышал его (ст.108), сохранил от зла (ст.29, 36, 37), сообщил ему более глубокое познание закона (ст.18, 33, 34, 108 б, 194, 125) и тем облегчил исполнение его; особенно же псалмопевец часто молится об оживотворении его (живи мя ст.17, 40, 88, 107, 154, 156, 159)

Неоднократно он молится об усмирении своих врагов (ст.42, 43), о наказании их; если молитва его будет услышана (ст.169-170), чего он с уверенностию ожидает (ст.175), то он прославит за это Бога (ст.171-172) и с ним будут радоваться все боящиеся Бога (ст.74).

ПСАЛОМ 119. Молитва об избавлении от злобных и коварных врагов. Этим псалмом начинается ряд псалмов, имеющих надпись: песнь степеней [95]. Ссылаясь на то, что Господь уже внимал прежним молитвам псалмопевца (ст.1), он снова молится Богу о помощи, так как чрезвычайно сильны и тяжелы его страдания, особенно от злобной и ядовитой клеветы врагов (ст.2). Злословие и клевета на него так несправедливы, что он вправе обратиться к клеветникам с вопросом: есть ли наказание, соответствующее злобе их языка? (ст.3) [96]. В ст.4 он отвечает на это: есть такое наказание! Оно состоит в строгом, внезапном наказании от всемогущего (сильного) Бога. Но Бог еще не поднял своей наказующей десницы, еще томится псалмопевец под гнетом своих злобных врагов; отсюда его жалоба, что он так долго вынужден жить среди свирепых, бесчувственных людей, которые причиняют ему столько страданий (ст.5:6) [97], которые совершенно ненавидят мира (ст.7). Если признать, что молящийся здесь является выразителем не личных только своих чувств, то можно псалом этот считать молитвою благочестивых вавилонских пленников, которые подвергались там разным злословиям и клеветам (подозрениям); такому пониманию псалма соответствуют и слова: пришельствие, пришельствова. Некоторые толковники думают, что псалом этот написан по поводу враждебных отношений возвратившихся из плена иудеев к самарянам, которые злостно клеветали на иудеев при персидском дворе; при таком толковании прошедшие времена в ст.1 можно относить к плену и освобождению из плена. Христианин, при чтении этого псалма, имеет в виду свое пребывание среди греховного и развращенного мира и устремляется своим желанием к обителям вечного мира.

ПСАЛОМ 120. Утешение и уверенность в Божественной помощи и покровительстве. Этот псалом также мог быть написан каким-нибудь благочестивым пленником в Вавилоне [98]. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина, взирает следовательно к святой земле, к святому городу, где он представляет себе особенное присутствие своего Бога, и с горестью спрашивает: откуда придет к нему помощь; кто освободит его из плена? (ст.1). В полной уверенности он и отвечает затем: всемогущий Бог (создавый небо и землю) поможет ему. Успокаивая самого себя (ногу твою: перемена лица), он высказывает желание, чтобы Бог не допустил погибнуть ему (пошатнуться), чтобы Бог позаботился о судьбе его (ст.3); несомненно взывает псалмопевец в утешение свое, Господь печется о тебе (ст.4), стоит подле тебя для защиты твоей (ст.5), предохраняет тебя от всякой неприятности (ст.6), от всякого зла (ст.7), и притом везде и всегда.

ПСАЛОМ 121. Радостное чувство и молитва путешественников при входе в Иерусалим? По надписи в еврейской Псалтири: этот псалом написан Давидом? Он мог быть написан им в то время: когда кивот завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом (1Пар.16).

Чтобы сделать посещение этих праздников приятным и полезным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим; одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его (ст.2) и сбирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим) на гору Сион. Прибывши в Иерусалим и вступивши в его ворота, путешественники вспоминают, как они еще дома обрадовались, когда им сказали: "близко праздник, пойдем в Иерусалим" (ст.1) [99]. И теперь, когда цель их достигнута, когда они прибыли в этот славный Иерусалим, радость их достигла высшей степени (ст.2). Пораженные величественным видом города, они восклицают: "ты, Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город (ст.3) [100]; но еще славнее как религиозный центр всех колен" (ст.4) [101]. Иерусалим служит и политическим центром народа, как средоточие всякой правительственной и судебной власти [102]. (ст.5). Имея в виду такое высокое значение Иерусалима, путешественники убеждают друг друга молиться о преизобилии божественной милости Иерусалиму (ст.6, 7) [103] и для общего интереса (ст.8) [104] народного желать ему мира, тем более, что он есть город, в котором обитает Бог (ст.9).

ПСАЛОМ 122. Обращение и молитва к Богу о скорой помощи бедствующему народу. Псалом этот представляет исполненную доверчивости (возведох очи) молитву Израиля ко всемогущему Богу. Сознавая свою совершеннейшую зависимость от Него (раб, рабыня), народ пристальным взором (знак страстного желания в чувстве зависимости) взирает к Господу и не отвращает от Него просящего своего взора дотоле, пока не преклонит Его на милость (ст.2), пока Он не скажет страданиям: довольно! Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей (ст.3,4). - Так действительно могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. Неем.4:4) [105].

<ПСАЛОМ 123. Только Бог помог нам. По надписи в еврейском тексте Псалтири (в переводе LXX, в Вульгате и большей части древних переводов надписи над этим псалмом нет), псалом этот произошел от Давида, но против этого говорит главным образом арамейский колорит речи сего псалма. Он мог быть написан как благодарственная песнь после отвращения опасности со стороны Арамеян и Идумеян (2Цар.8:3 и д. 10:7 и д.). Может быть также, что возвратившиеся из плена высказывают свою благодарность: если бы Господь не был с нами, - так весь Израиль должен громко и торжественно исповедовать, - то свирепствующие враги покончили бы с нами (ст.1 и 2); мы непременно подверглись бы устремлению вражеской силы (3-5) [106]. Да будет, поэтому, благословен Господь, избавивший нас от опасности (6. 7): Он всемогущий (создавший небо и землю) помог нам и только Он может помогать, поэтому на Нем покоится наша надежда (8).

ПСАЛОМ 124. Господь защищает Свой избранный народ. Эта песнь принадлежит тому времени, когда Израиль находился в св. земле (жребий праведных), сохранял веру и закон, но вместе с тем был под тяжелым гнетом со стороны нечестивцев. Справедливо думают, что это было время, когда приостановилась постройка храма, когда злоба самарян и власти (жезл) язычников над Палестиною слишком тяжело давали чувствовать себя, и некоторые из иудеев подвергались искушению присоединиться к верованиям и поведению самарян и даже язычников (ст.5). Исполненный уверенности псалмопевец при этом объявляет, что Израиль, который в своем большинстве сохраняет веру и надежду на Бога, так же тверд, как гора Сион, и что поэтому и его враги столь же сильны поколебать его, как и Сион; кто в Иерусалиме действительно имеет свое (духовное) отечество, тот настоящий гражданин теократии, тот вовек не пошатнется (ст.1) [107] Как Иерусалим окружен и защищен горами, так народ кругом защищен Богом (ст.2) [108]. Настоящее опасное положение не противоречит этому, потому что оно (ибо) только временное; Бог скоро положит конец гнетущей власти язычников над Палестиною, чтобы среди долго продолжающихся страданий не заблудилась вконец и благочестивые израильтяне и не усвоили поведения нечестивых врагов, дабы войти с ними в лучшие отношения (ст.3) [109]. Да, Господи, прими под Свою спасительную защиту Своих верных (4), и накажи злобных врагов наших; тогда наступит мир Израиля (ст.5) [110].