«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Самая религия христианская, открывающая нам Богочеловеческую жизнь, без воли и борьбы самого человека не могла уничтожить в нем самолюбия, а потому и среди христиан появились различные направления: православие, католичество, протестантство, секты.

Православие, как подражание Богочеловеку Христу, в отличие от других христианских религий сохранившее учение о Божественной жизни любви в Христовых Таинствах, ближе всех стоит к истинной области жизни любви и предоставляет человеку полную возможность воссоединить личную жизнь свою с жизнью Божества и таким образом восстать от своего падения и наследовать еще на земле блаженную жизнь с Богом и в Боге или в Его жизни любви.

Но мусульманство поощрением чувственности и плотских страстей у своих последователей делает их маловосприимчивыми к духовному, живущими только для тела. Учение ислама тем больший вред наносит приверженцам его, что это отравление жизни совершается от имени Самого Бога, будто деспотически распоряжающегося жизнью и стремлениями человека.

И вот такого богохульства мусульмане совершенно не замечают и даже фанатически поддерживают его, распространяя среди других народов как бы во славу Божию. Из-за такого самообмана ислам является одной из самых вредоносных вероисповедных систем самолюбивой области жизни и потому требует очень строгого к нему отношения и обличения со стороны всех христиан, особенно же духовенства и миссионеров. Борьба с мусульманством должна быть священной обязанностью христианского общества, но борьба не физической силой, а силой любви и деятельной проповедью ее среди мусульман, погибающих в чувственной, страстной жизни, в отчуждении от Божественной жизни любви. Слепая вера Мухаммеду, вера в проповедуемое им безусловное предопределение почти прекращает доступ Божественного света к сердцам мусульман и оставляет их в полном плену у духа злобы и власти тьмы – дьявола.

[1] Миссионерский мусульманский сборник. Вып. 14. С. 44.

[2] Яблоков. О почитании святых в исламе. С. 48.

[3] Пастер. О начале, размножении и падении идолопоклонства. Пер. с французского. М. 1793. Ч. 3-4.

[4] Пастер. Там же. Ч. 3-4. С. 253-268.

ЧАСТНЫЙ ВЫВОД

Таким образом, в настоящем нашем сочинении достаточно подробно разъяснено, почему только православное христианство заключает в себе ту самую Божественную жизнь, от которой отпало человечество в лице своих прародителей, Адама и Евы. К этой жизни Спаситель Христос приводит человечество Своим учением, примером личной жизни, страданиями, смертью и воскресением как проявлением наивысшей Божественной любви к человеку.

Свое искупительное дело Христос продолжает в установленной Им Церкви, в чистоте сохраняющейся в Православии, через точно соблюдаемые, установленные Христом Таинства. Здесь же ясно усматривается, что ни самолюбивое католичество, ни тем менее протестантство со своими ответвлениями не могут быть выразителями Божественной любви и служить спасению человечества, ибо они не имеют чистой, самоотверженной жизни, подобной жизни Христовой, и сильно проявляют в себе богопротивное самолюбие.

Лютеранство же, кроме сего, отвергая Таинство Священства, лишило себя благодатных даров Христовых, подаваемых человеку во спасение через Таинства Церкви. В главах: «Любовь – жизнь Иисуса Христа», «Церковь Христова, или христианство, как Божественная жизнь любви» ясно показывается, что только Православие есть истинно Божественная область жизнь любви, чуждая всякого самолюбия; что только Православная Церковь есть воистину Дом Божий. В ней единая Глава Церкви – Христос – и один Дух Божий всех освящающий, Христос имеет власть на небе и на земле (Мф. 28:18). Сам Господь поставляет пастырей Церкви и через них совершает все Таинства. В Православной Церкви любовь составляет самый верный признак ее принадлежности Христу, Который говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35).

Без любви же не может быть и Церкви. Инославные Церкви подавляют истину неправдой (Рим. 1:18), примешав суемудрие и ложь к истине, что подтверждается отсутствием истинных святых по отпадении от Церкви католичества и протестантства. Церковь же Православная есть царство Святой Троицы – неиссякаемого Источника любви; она есть средоточие жизни истинной, правды Божией, премудрости и силы Его. В Православной Церкви вполне выразился Дух любви Божественной к людям; Сам Отец Небесный через Своих пастырей пасет нас. В апостолах, мучениках, святителях, преподобных и всех святых мы имеем примеры горячей любви, послушания и преданности Богу.

Любовь Церкви Православной всеобъемлюща, Церковь и за гробом печется о нас. В ней есть все потребное для жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Церковь Православная, т.е. все общество православных христиан, есть учрежденный Богом союз любви человека с Богом и человека с человеком: Бог един, мир един, Церковь Божия едина, ибо Глава ее – Христос Бог, а одушевляет ее Дух Божий. Христос говорит: Я с вами до скончания века (Мф. 28:20).