Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40

ПСАЛОМ 11. Молитва уверенного в помощи Божией против господства лжи и обмана. Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего - гонения от Саула (ср. 1Цар.24:10; 26:19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливыи их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника (хасид = οσιος); правдивость (емуним - верные, правдивые, по LXX абстрактно: емунаг - истины) почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх.32:27 стали обычным явлением (ст.2,3) [70]. Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках (ст.4-5) [71]. На эту свою молитву псалмопевец получает внутренно от Бога ответ, уверяющий его, что ему оказана будет помощь, а с притеснителями его строго будет поступлено (ст.6) [72]. Этому (и вообще обещаниям божественной помощи) псалмопевец безусловно верит; потому что слово Божие чисто, не разбавлено ложью, как слово врагов (ст.7) [73]; потому он теперь уверен, что Бог защитит его среди этого развращенного рода (ст.8); правда, он окружен еще везде врагами; - но он знает, что Божественному величию сообразно (прошедшее здесь в смысле - настоящ.) сохранять, соблюдать и благословлять сынов человеческих (которые достойны этого - и к таким псалмопевец причисляет и себя) (ст.9) [74]).

ПСАЛОМ 12. Молитвенный вопль верующего во время оставления его Богом. Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно [75]1 забыл его (ср. Пс.6), отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь (ст.2) [76]; положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (усну в смерть), - все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое (ст.1). Поэтому он молится, чтобы Бог снова посмотрел на него (призри), даровал новый свет [77] очам его, готовым заснуть сном смерти; тогда враги злорадствовали бы его погибели (ст.5). Но и в таком отчаянном положении псалмопевец надеется еще на Бога (ст.6); и он в молитве получает уверенность, что будет время, когда он возрадуется о своем спасении, за которое тогда будет прославлять Господа (слов 6-го стиха: "и пою имени Господа вышняго" нет в еврейском).

ПСАЛОМ 13. Нечестие не остается победителем. Псалом 13-й почти буквально сходен с псалмом 52-м [78]; и если происхождение его относить к определенному историческому обстоятельству, то он мог бы быть написан во время Саулова гонения, но не во время восстания Авессаломова. А под безбожниками, против которых направлен псалом, можно также разуметь соседей - язычников, которые в царствование Давида часто жестоко (ст.4) угнетали израильтян (ср. напротив Рим.3:9 и д. приложение к иудеям).

Следовательно Саул со своими придворными единомысленниками (коллективно) мог быть назван безумным. Все они одинаково были безбожники (ст.1) [79]. Сам Господь всевидящий, когда осматривает это сборище людей (сыны человеческие - нечестивцев, а не всех людей), то не находит между ними ни одного доброго, потому что все они нечестивы (ст.2-3). Затем псалмопевец (он помазан уже на царство, и потому Израиль его народ) или же (как думают большинство толковников) Сам Бог спрашивает: неужели эти нечестивцы, которые не только преследуют Давида, но и жестоко [80] притесняют весь народ, неужели они никогда не сознают своей неправды, не убедятся в ней фактически (посредством наказаний); в ст.4 разуметь значит - понять, испытать)? И дает на это такой ответ (с половины 4-й ст. и 5-й): хотя они не призывали и не призывают доселе Господа, но несомненно настанет время, когда место теперешней их дерзкой смелости заступит страх [81]; т.е. их непременно постигнет божественное наказание, потому что Господь находится со Своими праведниками (в роде праведных) и принимает их наконец к Себе; и тогда-то (подразумевается) нечестивцы уразумеют, что есть Бог и что дело мое правое. - После возвещенного нечестивцам наказания (ст.5 псалмопевец снова изображает их злобу, состоящую в том, что они делают тщетными все планы преследуемого ими, и именно потому, что он человек богобоящийся и друг Божий (Господь упование его есть), они же ненавидят Бога и тех, кого Он любит. - Ст.7 мог быть присовокуплен уже во время вавилонского плена, когда пленники, угнетаемые нечестивыми язычниками, особенно часто могли употреблять этот псалом. Во время же Саулова гонения скиния еще не была на Сионе; пленники, несмотря на то, что храм лежал в развалинах, освобождения своего ожидали от Сиона, куда снова возвратится Господь и там совершит дело их спасения; поэтому глаза и сердце пленников обращались к Сиону (Дан.6:14; Пс.120:1).

ПСАЛОМ 14. Предварительные условия приближения к Богу. Сходство этого псалма с Пс.23 дает основание к заключению, что он также написан Давидом по случаю перенесения ковчега на Сион (2Цар.6:12, и д.); одни считают его учительным псалмом, назначенным для отправлявших при скинии свое служение священников; другие же думают, что он направлен против тех израильтян, которые воображали, что внешняя жертва сама уже по себе, без благочестия, составляет истинное богопочтение. На Сионе в новопостроенной скинии, над поставленным теперь там кивотом, Господь присутствует особенным образом: скиния свидения есть жилище Божие, дом Его; израильтянин может приходить в дом своего Бога и Царя, где и получает от Него (в богослужении) божественые дары и милости; в богослужении на Сионе израильтянин вступает в общение с своим Богом; в доме Господа он является как гость, дружелюбно принимаемый и хорошо угощаемый. Но чтобы поистине быть гостем, духовным домочадцем Божиим, чтобы быть в собственном смысле законным участником богослужения, необходимо благочестие; потому что нечестивец не может быть гостем у Святого (Пс.5:6); не всякий, внешним образом приходящий к скинии Господней, есть гость [82], с радостию принимаемый, защищаемый и угощаемый; не всякий восходящий на святую гору имеет там именно у Бога, в скинии Его, жилище. Эту важную истину и внушает псалмопевец; отсюда и его сами по себе ясные вопросы в ст.1-м. - В ответ на них он указывает свойства, которые должны иметь истинные посетители скинии и участники в богослужении [83]; кто имеет их, того, как не чужого Богу (Еф.2:19), и покровительствуемого Им, не поколеблет никакая буря несчастий.

ПСАЛОМ 15. Исполненная упования молитва страждущего Спасителя. Псалом этот и по надписи и по Деян.2:25; 13:35 написан Давидом; он принадлежит к самым трудным, изъяснять ли его по масоретскому тексту, или по LXX и Вульгате. Большинство (древних) толковников, имея в виду, цитированные из нашего псалма места в Деяниях, считают его исключительно мессианским; некоторые же изъясняют его в буквальном смысле, относя к Давиду, и в высшем только смысле ко Христу. По нашему мнению, он должен быть, в переводе LXX, исключительно объясняем в мессианском значении, так как всякое другое объяснение, напр, в приложении к Давиду, будет в высшей степени натянуто; особенно это нужно сказать о ст.3, 4 и 10. Так понимали и LXX переводчиков, побуждаясь к тому и внутренними основаниями и кроме того преданием. евр. текст в ближайшем смысле может быть объясняем в приложении к Давиду, который в великом бедствии и в опасности смерти высказывает свою надежду на Бога (1-2), свое отвращение от идолопоклонства (3-4), свою радость в Господе (5-7 и затем показывает основание уверенности на спасение от угрожающей опасности смерти (8-11). Мы того мнения, что Давид - может быть в то время, когда он сам тяжело страдал - удостоился пророческим взором созерцать на Масличой горе своего Богочеловеческого Потомка (Ин.8:56 и сострадая с Ним, он излил, так сказать, из своей души наш псалом. Обливаясь кровавым потом, Богочеловек ясно предвидел все страшные страдания, ожидавшие Его в ближайшем будущем, видел все ужасы смерти и гроба; дрожа от страха, Он молится к Отцу о даровании Ему силы, чтобы не устать Ему в предстоящей исполинской борьбе со грехом, не быть побежденным (сохрани мя); он впрочем все свое упование полагает на Бога. Это упование Он высказывает в словах: Ты - а не кто-либо другой - Господь мой, т.е. на Тебя одного полагаюсь, потому что (яко) Ты вечно в Себе блажен, не имеешь ни в чем нужды, Ты - Бог [84] (ст.2). Как таковой, Ты не нуждаешься и в Моих благах, заслугах, которые я приобрету страданиями и смертию; они определены для святых Божиих (Его; неожиданный переход в третье лице) в земли Его [85].

Пророческим взором Искупитель теперь видел уже всех святых, в которых (в жизни которых) Бог чудесно исполнил все желания, которые Он имел, сострадая к их греховной бедственности (ст.3) [86]. Подпавши тяжелой болезни во грехе (умножишася немощи), они затем поспешили ко Христу, Который не собирает их больше (как было в иудействе и язычестве) для кровавых жертв (соборы от кровей); такие собрания в Царстве Христовом уже не мыслимы, так как они отменены (ст.4) [87]. - Восхищенный уже созерцанием славных действий Своего страдания и смерти для святых, молящийся на Масличной горе Богочеловек созерцает уже и то, какой славный жребий приготовлен и для Него Самого, по Его человеческой природе. Плодом Его истощания будет возвышение и человеческой природы (- она теперь страшится, она молится) одесную Отца; участие ее в царской власти Божества, действительнейшее общение бож. свойств с человеческою природою (Флп.2:8 и д. Евр.1:2). Теперь уже частию открывающееся участие человеческой природы в свойствах Божества (возможность сего дана в воплощении), есть славное наследство Богочеловека, Его часть чаши (= жребий). Это наследство принадлежало Ему уже со времени Его зачатия; но ради грешного человечества Богочеловек отказался от него и уничижил Себя на короткое время пред ангелами; поэтому превознесение Его в вознесении на небо может быть названо вообще восстановлением (ст.5). Это наследство славно (державно ст.6), и Искупитель за это хочет прославлять Отца, что Он в этот страшный час дал Ему вполне познать, какое значение имеют предстоящие страдания, какое славное наследство принесет Ему совершенное подчинение Богоотеческой воле (ст.2). Так велико утешение, которое Он почерпает из этого познания, что исполненная этим утешением утроба Его (утроба - седалище чувств - прежде страха, теперь - радостной уверенности) непрерывно побуждает Его (παιδευει) хвалить Господа за такое ободрение (ст.7) [88]. Укрепленному молитвою Страдальцу теперь совершенно ясно, что Отец в предстоящих страданиях будет с Своею силою стоять около Него (одесную - как защитник)(ст.8); поэтому Он исполнен радостного мужества (ст.9); к тому же Он несомненно знает, что даже (еще же) и для вошедшего в гробовой покой (вселится) тела Его остается надежда именно на скорое воскресение из гроба, так как Бог отделившуюся от тела душу не оставит во аде, но скоро снова соединит ее с телом, и, как тело Его Святого, не подвергнется тлению (ст.9-10) [89]. И таким образом Бог Отец страдавшему Спасителю показал путь жизни, открывши Ему вполне ясно все это на Масличной горе, показал, что эти страдания приведут к славной жизни, к высочайшему блаженству пред лицем Божиим (μετα - с), пред Богом, в совершеннейшем единении и господстве (в деснице) с Ним (ст.11).

ПСАЛОМ 16. Молитва невинно преследуемого о помощи Божией. Псалом этот составляет молитву (тефилаг) Давида, произнесенную им во времена Саулова гонения. Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его правду, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов (ст.1). - Он просит, чтобы всевидящий Господь (от лица Твоего) произвел суд, на котором решено будет дело псалмопевца против его врагов, и чтобы он фактически признан был правым (избавлением от преследователей (ст.23). Давиду нечего бояться этого суда; Сам Бог, несмотря на самое строгое [90] испытание, не нашел в нем неправды (ст.3). Он не только не сделал ничего злого, но даже ни разу не говорил о несправедливостях (дел человеческих) [91], какие обыкновенно совершают люди, а особенно враги его; такое воздержание языка своего стоило ему, правда, тяжелой нравственной борьбы (пути жестоки); но из-за благоговения к Божественым заповедям (за словеса устен Твоих) он этого не устрашился (ст.4). - Да подаст только ему Господь свою милость, и в будущем несовратимо идти путем Его! (ст.4). - Указавши таким образом на свою невинность и давши этим твердое основание своей молитве, он снова и еще настоятельнее воссылает ее (ст.6-9), мотивируя ее изображением злобы врагов (ст.10-12). Бог часто внимал уже псалмопевцу (ст.6), но на этот раз псалмопевец просит, чтобы Бог необыкновенным каким-либо образом (удиви) показал на нем свою милость; так как дело идет о защите его против таких врагов, которые восстают против божественных прав, т.е. против власти и повелений Божиих [92]; - властию Божиею Давид помазан на царство; не признавать его царем, и к тому еще преследовать, есть поэтому восстание против Бога. - Избранный предпочтительно пред всеми другими на царство, Давид является как бы зеницею ока Божия, как бы птенцом под крыльями Божьими (Мф.23:37); - поэтому он просит, чтобы Бог на самом деле показал Свою нежную заботливость и защиту своему любимцу (ст.8-9) [93]. Жизнь его (душа моя) в опасности (одержаша) от врагов, которые крайне безчувственны [94] и высокомерны. Сначала они изгнали его из царского дворца (изгоняющий мя), а теперь они преследуют его, чтобы поймать его, высматривают (очи свои возложиша) только случай, чтобы совершенно покончить с ним (уклонити, т.е. меня; повалить на землю и потом растоптать, ст.11) [95]. - Как лев, видя идущую свою добычу, в своей алчности считает ее уже своею (объяша мя), так и враги мои; они уже совершенно уверены в моей погибели (ст.12) [96]. Поэтому он просит, чтобы Бог восстал (ст.13) против устремляющихся на добычу врагов, запнул им ноги, и таким образом спас псалмопевца от преследований и вместе Свою собственную (Божественную) власть (оружие) из рук врагов (ст.13). Власть, какою теперь обладает Саул и его приверженцы, представляется Давиду, как бы на некоторое только время уступленною им Богом, как бы мечом (символ власти, Рим, 13, 4) Божиим в руках Его врагов; но они этот меч употребляют против самого Бога, против Его всесильных прав (враг руки Твоея), по которым преследуемый ими Давид возведен на царство (ст.13) [97]. В ст.14-м псалмопевец молит, чтобы Бог не откладывал наказания врагов его на будущую жизнь, но теперь же (в живот их) наказал их устранением из земли (от земли раздели я), уничтожением, навсегда отделил их от немногих (от малых раздели), т.е. от Давида и участников его бедствий, от небольшого общества людей, на которое они теперь так сильно нападают, в которое неудержимо хотят вторгнуться с своими злоумышлениями (ст.19) [98]. Тем необходимее наказать особенным образом преследователей псалмопевца, что они пользуются самым лучшим внешним благосостоянием [99], обильно благословлены детьми, как знаком особенной милости Божией (Пс.126, 3 и Пс.127) и могут свое благосостояние передать в наследство детям; и из того легко можно было бы заключить, что Бог не заботится о судьбе добрых и злых, ненаказанно допускает беззаконие. Таким образом пусть Господь накажет наслаждающихся благами жизни врагов его (ст.14); а псалмопевец (как получивший избавление) пойдет тогда ко святилищу (явлюся лицу Твоему; Исх.23:15, Втор.16:16 и др.), чтобы возблагодарить Бога за торжество правого дела; когда Бог в наказании врагов и спасении псалмопевца покажет славу Своего правосудия, тогда и для Давида вместо теперешней богатой лишениями жизни (во время гонений) наступит благоденственное состояние (насыщуся ст.15) [100], псалом этот написан в последние годы жизни Давида, хотя и нельзя прямо доказать, что он был последнею его песнею. После многотревожной, исполненной борьбы и бедствий жизни, великому герою к концу его жизни дан был отдых [101]