Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40

ПСАЛОМ 16. Молитва невинно преследуемого о помощи Божией. Псалом этот составляет молитву (тефилаг) Давида, произнесенную им во времена Саулова гонения. Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его правду, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов (ст.1). - Он просит, чтобы всевидящий Господь (от лица Твоего) произвел суд, на котором решено будет дело псалмопевца против его врагов, и чтобы он фактически признан был правым (избавлением от преследователей (ст.23). Давиду нечего бояться этого суда; Сам Бог, несмотря на самое строгое [90] испытание, не нашел в нем неправды (ст.3). Он не только не сделал ничего злого, но даже ни разу не говорил о несправедливостях (дел человеческих) [91], какие обыкновенно совершают люди, а особенно враги его; такое воздержание языка своего стоило ему, правда, тяжелой нравственной борьбы (пути жестоки); но из-за благоговения к Божественым заповедям (за словеса устен Твоих) он этого не устрашился (ст.4). - Да подаст только ему Господь свою милость, и в будущем несовратимо идти путем Его! (ст.4). - Указавши таким образом на свою невинность и давши этим твердое основание своей молитве, он снова и еще настоятельнее воссылает ее (ст.6-9), мотивируя ее изображением злобы врагов (ст.10-12). Бог часто внимал уже псалмопевцу (ст.6), но на этот раз псалмопевец просит, чтобы Бог необыкновенным каким-либо образом (удиви) показал на нем свою милость; так как дело идет о защите его против таких врагов, которые восстают против божественных прав, т.е. против власти и повелений Божиих [92]; - властию Божиею Давид помазан на царство; не признавать его царем, и к тому еще преследовать, есть поэтому восстание против Бога. - Избранный предпочтительно пред всеми другими на царство, Давид является как бы зеницею ока Божия, как бы птенцом под крыльями Божьими (Мф.23:37); - поэтому он просит, чтобы Бог на самом деле показал Свою нежную заботливость и защиту своему любимцу (ст.8-9) [93]. Жизнь его (душа моя) в опасности (одержаша) от врагов, которые крайне безчувственны [94] и высокомерны. Сначала они изгнали его из царского дворца (изгоняющий мя), а теперь они преследуют его, чтобы поймать его, высматривают (очи свои возложиша) только случай, чтобы совершенно покончить с ним (уклонити, т.е. меня; повалить на землю и потом растоптать, ст.11) [95]. - Как лев, видя идущую свою добычу, в своей алчности считает ее уже своею (объяша мя), так и враги мои; они уже совершенно уверены в моей погибели (ст.12) [96]. Поэтому он просит, чтобы Бог восстал (ст.13) против устремляющихся на добычу врагов, запнул им ноги, и таким образом спас псалмопевца от преследований и вместе Свою собственную (Божественную) власть (оружие) из рук врагов (ст.13). Власть, какою теперь обладает Саул и его приверженцы, представляется Давиду, как бы на некоторое только время уступленною им Богом, как бы мечом (символ власти, Рим, 13, 4) Божиим в руках Его врагов; но они этот меч употребляют против самого Бога, против Его всесильных прав (враг руки Твоея), по которым преследуемый ими Давид возведен на царство (ст.13) [97]. В ст.14-м псалмопевец молит, чтобы Бог не откладывал наказания врагов его на будущую жизнь, но теперь же (в живот их) наказал их устранением из земли (от земли раздели я), уничтожением, навсегда отделил их от немногих (от малых раздели), т.е. от Давида и участников его бедствий, от небольшого общества людей, на которое они теперь так сильно нападают, в которое неудержимо хотят вторгнуться с своими злоумышлениями (ст.19) [98]. Тем необходимее наказать особенным образом преследователей псалмопевца, что они пользуются самым лучшим внешним благосостоянием [99], обильно благословлены детьми, как знаком особенной милости Божией (Пс.126, 3 и Пс.127) и могут свое благосостояние передать в наследство детям; и из того легко можно было бы заключить, что Бог не заботится о судьбе добрых и злых, ненаказанно допускает беззаконие. Таким образом пусть Господь накажет наслаждающихся благами жизни врагов его (ст.14); а псалмопевец (как получивший избавление) пойдет тогда ко святилищу (явлюся лицу Твоему; Исх.23:15, Втор.16:16 и др.), чтобы возблагодарить Бога за торжество правого дела; когда Бог в наказании врагов и спасении псалмопевца покажет славу Своего правосудия, тогда и для Давида вместо теперешней богатой лишениями жизни (во время гонений) наступит благоденственное состояние (насыщуся ст.15) [100], псалом этот написан в последние годы жизни Давида, хотя и нельзя прямо доказать, что он был последнею его песнею. После многотревожной, исполненной борьбы и бедствий жизни, великому герою к концу его жизни дан был отдых [101]