Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Письмо 179

одной благочестивой душе, о важнейшем упражнении

Ты понимаешь веру как упражнение в добре, и правильно понимаешь. Твои упражнения прежде относились к молитве, посту и милостыне. Верно, все они важны. Пост, молитва и милостыня являются практическим выражением веры, надежды и любви. В них ты проявляешь преданность воле Божией. Исполнением любой из заповедей ты проявляешь преданность Божией воле. Преданность воле Божией – душа всего нашего делания, не только духовного, но всех наших мыслей, чувств и действий – одним словом, всей нашей жизни. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38). А в канун Своего страдания в кровавом поту Он обращается к Отцу, говоря: да будет воля Твоя [279].

Есть много христиан, которые стараются исполнить весь закон Божий, но при этом нет в них полной преданности Божией воле. И, когда приходят страдания, они ропщут на Создателя своего. Тем они обнаруживают, что нет в них преданности Богу и вера их неглубока, а все дела веры сводятся к человеческим расчетам. Поэтому знай, что упражнение в преданности воле Божией важнее всех наших духовных упражнений. На пороге каждого дня говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И на пороге каждой грядущей ночи говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. Уходя на работу и приходя с работы, опять то же говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И когда ты здорова, и когда одолеет болезнь, говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И наконец, когда пробьет неизбежный час и ты лицом к лицу встретишься с Ангелом смерти, скажи смело: “Да будет воля Твоя, Отче мой и Боже мой!”.

Письмо 180

извозчику К., о безумной клятве

Ты сидел в компании, вы выпивали. Зашла речь о каком-то благочестивом человеке из вашего городка, который не нравился никому из вас, подвыпивших людей. Тогда ты, разгоряченный вином, стукнул о стол кулаком и поклялся, что на улице на глазах у всех дашь этому человеку пощечину. Когда же протрезвел, раскаялся в данной клятве. Сейчас тебе стыдно перед твоими приятелями, но что делать с клятвой? Ты спрашиваешь, грешно ли нарушить клятву.

Знаешь ли притчу о царе Ироде, как он в опьянении перед гостями поклялся одной танцовщице исполнить все, что она потребует? [280] Танцовщица потребовала главу пророка Иоанна; царь, услышав, опечалился, но клятвы ради и ради тех, кто возлежал с ним, приказал дать ей, что требует. И так Ирод отягчил душу свою убийством праведника. Если бы он больше боялся Бога, чем своих сотрапезников! Его имя не осталось бы проклятым на все времена.

Христос учит нас, что прежде стыда человеческого нужно иметь страх Божий (см.: Лк. 18, 2). Ибо, кто не имеет страха Божия и стыдится людей, тот ради людей постыдится Бога. Страшна судьба, назначенная постыдившимся Бога перед родом сим злым и прелюбодейным [281]. В жизни часто бывают моменты, когда человеку приходится выбирать между страхом Божиим и стыдом перед людьми. Ты сейчас стоишь перед таким выбором. Выбери сейчас и навсегда страх Божий и не согрешишь. Люди высмеют тебя, но будешь прав пред Господом.

А клятва? Свою безумную клятву исповедай священнику и прими епитимью. А в будущем уклоняйся от тех, кто отвращает тебя от страха Божия и закона Его.

Мир тебе и утешение от Господа.