Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Пишешь мне, что слышала от пожилых людей какую-то “сказку” о пяти ранах Христовых, и спрашиваешь, откуда взялась эта “сказка”.

Увы, дочь, читай Евангелие! Увы вам, сербы, не позорьте себя перед землей и небом незнанием своей веры! Оставьте всякое другое учение, пока не научитесь самому главному и самому спасительному. Прежде всех наук – наука о вере, а все остальные науки потом. В Англии каждый читает Священное Писание.

А пять ран Христовых не просто слова, а святая реальность, поэтому о них нужно знать больше, чем просто о словах. Две раны на руках, две на ногах, одна в ребрах. Все пять ран от черного железа и от черного греха человеческого, который чернее железа. Прободены руки, которые благословляли. Прободены ноги, которые шли и вели единственно истинным путем. Прободена грудь, из которой в охладевшие человеческие сердца изливался огонь небесной любви.

Допустил Сын Божий, чтобы железом пронзили руки Его за грехи многих рук, чащи рук, которые убивали, крали, жгли, чинили насилие. И чтобы пронзили ноги Его за грехи множества ног, чащи ног, которые неправедно ходили, невинность соблазняли, справедливость попирали, святыни оскверняли, доброе топтали.

Пронзены руки Господа ради того, чтобы все руки исцелились от греха; пронзены ноги Господа, чтобы все ноги отвратились от грешных путей; пронзены ребра Господа, чтобы все сердца очистились от грешных желаний и помыслов.

Когда грозный Кромвель, английский диктатор, начал отнимать монастырские владения и закрывать монастыри, то в знак народного негодования по Англии двинулась многочисленная процессия. Впереди народ нес хоругви с надписью: “Пять ран Христовых”, пел духовные песни, под открытым небом совершалось богослужение. Испугался грозный диктатор; испугался ли он хоругвей или чего-то еще, но умерил свою тиранию.

Да научат тебя, девочка, пять ран Господа нашего приковать пять своих чувств к Богу живому.

Пять ран Господа Иисуса Христа – пять источников Крови пречистой, которой омыт род человеческий и земля освящена. Из каждого из этих пяти источников излилась Кровь Праведника, вся до последней капли. Господь чудотворящий, Который умножил хлеба и пятью хлебами насытил пять тысяч алчущих, умножает непрестанно в тысячах алтарей и Кровь Свою пречистую, чтобы насытить и напоить ею миллионы верных. Это – Святое Причастие, дщерь Христова. На Великую Пятницу припади душой к Пресвятой Богородице у Креста, чтобы и тебя омыла животворящая Кровь из пяти ран Господа, чтобы ты с омытой и ожившей душой, вместе с мироносицами, могла радостно воскликнуть: Христос воскресе!

Письмо 30

на Великую Пятницу, из Иерусалима

Вот настал день памяти величайшего преступления, которое когда-либо совершалось под солнцем. День стыда и страха за человеческую совесть до конца времен. Верующие имеют обычай в этот день мысленно или ногами пройти путь Христа. Путь, которым Господь нес Свой Крест на Голгофу. Мы отправились из Гефсимании, зашли в дом Иоакима и Анны, родителей Родительницы Его, думали о Ней – Матери великой скорби. Шла ли Она в этой страшной процессии? Нет. Позже увидим.

Дворец Пилата. Ступаем, словно по пеплу погасшего вулкана, но пламя страстей и смрад беззакония еще чувствуются. Здесь был судим и осужден Учитель истины. Здесь Невинный подвергся бичеванию беззаконников. Не оставалось на теле Его ни одного места неизраненного. В минувшую ночь евреи хорошо об этом позаботились. А римские воины бичами углубляли Его раны. Тем, кто изучает римское право и законодательство, следовало бы сюда прийти, чтобы навеки возгнушаться бесчеловечным предательством.

Место, где Господь пал под тяжестью Креста. Как было не пасть? Тяжко было в молчании вынести эту ночь, полную ложных обвинений, клеветы и лжесвидетельств, а тем паче смрад оплевания и множество ран – по множеству добрых дел Его. О Господи, если бы нам здесь быть тогда! Подхватили бы мы Крест Твой и Тебя на руки! Так думали мы, проливая слезы на этом Пути Боли, который превратился бы в Реку Боли, если бы все слезы христиан потекли по нему. Блажен Симон Киринейский [64], который, взяв Крест Христов на себя, облегчил муки Тому, Кто пострадал за всех людей!