«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глава 28

А после Максима и Бальбина царствовал Гордиан Кесарь 372. Он стал самодержцем, приняв римскую власть в возрасте 13 лет. Чтобы вступить в брак с дочерью Тимисиклея, славившегося образованностью, он, назначив его эпархом двора, добродетельными делами восполнил то, чего недоставало по молодости лет. /192в/ После смерти своего попечителя 373 он начал войну с парфянами. Филипп, выше упомянутый эпарх, коварно убил его. Царствовал Гордиан пять лет.

Глава 29

А после Гордиана царствовал Филипп, 5 лет. Умом и кротостью украшенный, он был защитником христианской веры. Был он из /И316/ Востры, где город построил и нарек Филипповым градом. Этот знающий совершил мирные клятвы с Шапуром, царем персидским, который удивителен был размерами тела: до него не бывало такого человека. И убит был Филлип вместе с сыном, сражаясь за христиан, Децием.

При нем Савеллий, 374 еретичеству начальник, известен был.

1. М- И еврей один с христианами по пустыне сирийской путешествовал, /192г/ и разболелся так, что совсем не мог двигаться. Бывшие с ним христиане со многими слезами /Б462/ приняли решение оставить его, боясь, как бы и самим не погибнуть от безводия в пустыне той безводной. Видя, что они собираются уйти, иудей начал, плача, говорить им:

- Заклинаю вас Сотворившим небо и землю, и Сошедшим на спасение людям, и Грядущему судить живых и мертвых, не оставьте меня умереть жидовином, но крестите меня и потом уйдете от меня. [251]

Они же сказали:

- Невозможно сделать это нам, простым, иерейского чина не имеющим; кроме того, и воды здесь нет, как ты и видишь.

А он еще больше стал просить с теми же клятвами /193а/ и осуждением. Так как были они в большом недоумении, сказал один из них прочим:

- Поднимите разденьте.

И с большим трудом поставили его на ноги и сняли с него одежду. И тот, руки песком наполнив, сыпал на голову жидовину, говоря троекратно:

- Крещается Федор во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А остальные на каждое имя отвечали:

- Аминь.

И он сразу настолько окреп, что с многим желанием и здоровьем пошел с ними. Когда же они пришли в Александрию и поведали об этом архиепископу Дионисию, тот ужаснулся и тотчас же весь клир собрал и рассказал им это дело: вменилось ли иудею в крещение посыпание песочное /Б462/ или нет. И одни говорили, /193б/ что вменилось, так как об этом свидетельствует внезапное исцеление его, другие же не принимали, потому что не было в церкви такого обычая, тем более что Господь Никодиму сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, не может /И317/ войти в Царство Небесное" (Ин 3.5). Поскольку говорили и то, и другое, соизволил святой Дионисий крестить его, и послал его в Иордан креститься, а крестившего его перед этим песком по достоинству его дьяконом урарным 375 поставил.

Итак, справедливо великий Григорий, перечисляя все (виды) крещения, сказал: Г- Крестил Моисей, в воде, а до этого - в море и в облаке 376. Крестил и Иоанн, не по-иудейски, не водою только, но и в покаяние. Крестит нас Иисус, духом. Это совершенство. Да познаю и четвертое крещение - мученичеством и кровью. Знаю еще пятое - /193в/ слезами. -Г

Так что справедливо и весьма сообразно не приняли крещения. Ибо каким из этих он был крещен, чтобы считалось истинным и божественным? -М

Итак, где говорящие, чтобы иногда, при затруднениях, простые или женщины крестили, если нет иерея, и чтобы вменялось им в божественное и совершенное крещение? /Б464/ Они спорят, или, скорее, пустословят и (бого)хульствуют от большого неразумия и сварливости 377, не слушая святого апостольского учения и наставления, говорящего: П- Не позволяем простому совершать ничего, что совершают священники, например: жертву ли, крещение ли, возложение [рук] или благословение, малое или большое 378. никто сам не присваивает себе (эту) честь, но по Божьему призванию возложением рук епископа дается таковая слава. А [252] кому она не поручена, кто похитил и присвоил ее себе, грех /193г/ и наказание Саулово и Озиево примет.

И никаким другим клирикам не позволяем крестить, как, например, дьяконам урарным, или чтецам, или певчим, или служителям, - только одним епископам и пресвитерам, с помощью дьяконов. А те, которые дерзнут сделать это, осуждение кореян 379 примут. Кроме того, не пресвитерам ставить дьяконов, или дьяконисс, или чтецов, или служителей, или привратников, а только епископам. Ибо таков законный церковный чин и угодное Богу соглашение и устройство. -П

Так что напрасно еретичествуют, а вернее сказать, богохульствуют те, кто иерейские дары и деяние раздает простым и женщинам, /И318/ на погибель /194а/ слушающим и верящим пустословию их и болтовне, совершенно не ведая, что такое священство, какова разница между простыми и иереями.

Глава 30