«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

При нем святой Харитон исповедник мучен был.

1. При Аврелиане же, как говорит Евсевий, 398 Маний проклятый появился, от которого ма[ни]хейское 399 имя на многих распространилось. Е- При нем Маний скверный треклятый объявился, Христа и Святого Духа из себя, беснуясь, изображавший. Поэтому и водил за собой 12 учеников, /195г/ как Христос. И из всех ересей все скверное собрав, из Персии в Ромейскую землю пришел, по Божию попущению. -Е /Б4685 Л- А этот бесовский Маний, называемый также Скифиан, был родом (б)рахман; учителем его был Будда, которого прежде звали Теревинф. Наученный Скифианом, /И321/ который эллинскую веру прославлял, он возлюбил ересь Эмпедокла 400, говорящего, что друг другу противостоят два начала. Придя же в Персию, он стал говорить, что родился от девы и в горах воспитан. И написал четыре книги, назвав одну "Таинства", другую - "Евангелие", третью - "Сокровище", а четвертую - "Главное". Этот Будда, он же Теревинф, погиб, духом нечистым сокрушенный. А женщина, у которой он жил и умер, /196а/ унаследовав имущество и мерзкие книги скверного, купила отрока семилетнего по имени Кубрик, которого научила грамоте и, освободив его, сделала его наследником всего своего. А он, взяв книги Буддовы и /Б469/ вещи, ходил по Персии, называя себя Манием, и, разделяя заблуждения Будды, говорил, что книги сочинил он сам. -Л

Л- Его царь персидский ободрал живого за то, что он стал виновником смерти его сына. Ведь когда царский сын разболелся и был поручен многой заботе врачей, Маний сказал: "Без врачевания исцелю его". И так, врачей прогнав, он уморил отрока нерадением и пустословием. За это он справедливо получил достойное воздаяние - обдирание злополучного тела. -Л /196б/ [255]

Так вот, этот помраченный Маний, отвергая Ветхий завет, богохульствует, что всякое творение человеческое устройство произошли от некоего неблагого бога, будучи тленным и изменчивым, а Новый завет, как якобы благого бога, принимает 401 и рассказывает небылицы 402, что Христос явился в мечте и чаянии 403. И к этому погружения 404 какие-то скверные выдумал, и ночные жертвы, и беззаконные совокупления; и неизреченные действа, и рождение 405, и перемещение тел 406, и многое другое болтал, и творил, и учил, богомерзкий и богоненавистный, эллинские негодные и суетные учения утвердить стремясь.

О нем говорил и Феодор, пресвитер Раифский 407: Р- Маний же – бесконечной 408 тьмы изобретатель, а скорее, /Б470/ власти тьмы создание; ему возмечталось и приснилось, что Бог явился в слабой мечте и бесплотном образе /196в/ человеческого тела, так что, по его словам, (лишь) в чаянии претерпел и сотворил то, что он сотворил и претерпел ; и ничего из этого /И322/ не было в действительности и на деле, но одним только чаянием и обманом. Он ввел в заблуждение людей, среди которых, как считалось, он жил. Поэтому он и отказывается признать два естества, говоря только об одном — божественном.

2. А некий Павел 409, современник этого Мания, родом из Самосаты, глава церкви в Антиохии великой, злословил, что Господь - это высокий 410 человек, в которого, как в любого пророка, вселилось Божье Слово, потому и имеет Христос два естества, существующие раздельно и никак не сообщающиеся друг с другом: одно - сам Христос, а другое — живущее в нем Божье /196г/ Слово.

Вот каким образом впервые произросли гнусные и богохульные об одном двух естествах Христа: отнимается то божественность, то человечность.

3. А через некоторое время некий Аполлинарий 411 возрос, предстоятель в Лаодикии Сирийской, другое пустомыслие исповедовавший. В то время как еретики ариане говорили, что Господняя плоть вообще не имеет души, он заявил, что Господь принял плоть, одушевленную живой душой, разума же нашего не /Б471/ принял. Плоть же эта, сказал он, не нуждается в человеческом уме, так как ею управляет облеченное в нее Божье Слово, и она не вмещает иной разумной силы, кроме божественной. Приняв это за основу, он распространяется, что у Слова и у плоти одно естество, так как плоть несовершенна для того, чтобы быть человеком, и поэтому недостойна именоваться (отдельным) естеством. /197а/

4. После этого 412 явился некий Феодор 413, получивший власть в Мопсуестском граде, в Киликии, и, бесчисленно Аполлинарию помогая 414, дерзкой душой и безбоязненным сердцем нелепые оскорбления изливал на Владыку Христа, называя его только обычным человеком, одним из нас, [256] которому посчастливилось получить благодать Божию именоваться богом и, благодаря Иорданскому крещению, сподобиться дара святого Духа, среди первых крестившись во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. А Бог Слово вселился в него по благоволению за его великую добродетель, чтобы передать ему божественный чин и поклонение в дальнейшем после кончины. /И323/ Утверждая это 415 и многое другое подобное, он богохульствовал, что в Христе два безначальных 416 /197б/ естества, роднящихся друг с другом только с помощью какой-то связи. Такова вторая поросль — в Христе одно естество и два естества не по правому слову исповедовать.

(5). А после этих появился некто по имени Несторий 417 из Германикии Сирийской, занявший престол Константинова града (428-431гг.). /Б472 Он также злонамеренно говорил о двух естествах Христа, за Павлом и Феодором, своими отцами, следуя. Ведь он был сыном Килика и потомком Самосатского. Поэтому начал непримиримую крамолу против Святой Девы, негодный бесстыдный раб, отвергая своего Господа и досаждая своей Владычице. Итак, этот злобный Несторий стал третьим защитником этой иудейской ереси, утверждая, по заблуждению своих отцов и родословия, что /197в/ Христос сам по себе - это одно, а Бог Слово - другое.

(6). У отвратительного наследия Мания и Аполлинария еще и третий помощник появился – Евтихий 418, игумен монастыря Константинова града. Он, не принимая утверждения, что плоть Господня единосущна нам и единоприродна, отрицал, что в Христе сохраняются два естества с помощью их соединения и сочетания. И еще одно пустословие и [нелепость] выдумывал 419, говоря, что тело Господне спустилось с неба что Бог Слово протек сквозь Деву, как сквозь трубку, облекшись в него с неба, чтобы казалось, что он родился от женщины, хотя он и не рожденный. Это манихейское учение, и в нем даже больше выдуманного 420, чем у того. /197г/ Развращенным сердцем он утверждал 421, что у Христа одно естество.

7. Затем некто по имени Север, захвативший престол антиохийский, также пытаясь защитить 422 ересь Мания, Аполлинария и Евтихия, сколько мог возмущал церковное спокойствие. Когда его, как смутьяна и мятежника, изгнали из Антиохии, он, подобно буйному смерчу, ворвался в легковерную 423 Александрию, где захвачен был вместе с народом другою бурею, всех возмутив взволновав. Смутил же их некто по имени Юлиан, епископ Галикарнаса Асийского, Евтихийского /И324/ зловерья представитель скорый 424. Так как Север признавал во Христе одно естество и Христово величие принимал, Юлиан же говорил об одном естестве, согласно с Севером, /198а/ отрицая величие 425, то стали, нечестивые, причиной всего мятежа и бури, "не разумеющие", по Писанию, "ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1 Тим 1.7). -Р

Споря с нами, они берут в пример единства Бога (единство) души и [257] тела человеческого и говорят: "Следовательно, три естества исповедаете". Но знают, необразованные и невежественные, что мы говорим о двух естествах - не Бога и плоти и не Бога и души, но Бога и человека. Ведь естество частей (человека) не есть поистине естество человека. Части человека - душа и тело, а части частей - их деления /Б474/ . И части Христовы - неслиянные Божество и человечество, душа же и тело - не части Христовы, а части частей. Ведь и у частей человека части: у души - сущность разумная и качество бестелесное, /198б/ из которых одно - владычествующее, другое - страстное, третье - жаждущее, а в них - разумное и мыслительное, запоминающее и рассудительное, одно - устремленное и привлекающее, другое же — защитное; есть и много других подразделений. И незачем теперь допытываться, являются ли они частями или силами души. Тело, в свою очередь, также делится на части: на голову, и руки и ноги, а те – на 426 кости, и плоть и жилы, а эти - на четыре стихии, а последние – на вещество и вид. Много же и другого говорят служители 427 врачевания о естественных силах, которые они именуют влекущей, сдерживающей, изменчивой и ответной 428; много и о чувстве и воображении, и о существующем, как они говорят, вопреки разуму, животворном и действенном 429 /198в/ духе, охватывающем живое существо.

Итак, как достаточно, чтобы представить все это, сказать о плоти или о теле человеческом, и достаточно показать, на какие части разделяется разумная душа, так же достаточно 430, говоря о человеке или о естестве человеческом, разъяснить и представить все, из чего оно состоит, из чего оно и познается. Они же - не для того, чтобы человека объявить совершенным, но чтобы Господа оговорить и лишить Его нашего естества, - принимают, что Он либо изначально не имел /Б475/ нашего естества, либо не сохранил в целости того, что получил от нас. Занимаясь этими и подобными измышлениями и , они неизбежно оказываются в безвыходных тупиках.