«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

393. Когда первенцы египетские погибали: погыбяхоу И31917 на месте ouden... apoleipomenoi Б4664 "ничем не... уступающие", принятое за прич. от apollumai мед. "погибать". В Лет точный пер.: ничим же... разьнствие ЛМ203. Это место - реминисценция из Исх 12.30: "настал вопль великий", которую использует здесь Евсевий (Церк. 7. XXII // PG 20. Col. 688А), цитируя Посл. XII очевидца чумы Дионисия Александрийского: "Ведь так же, как написано о первенцах египетских, так же и теперь "настал вопль великий" (PG 10. Col. 1336?). В ХГА цитата из Исх 12.30 не воспроизведена. Рыдания и вопли во время чумы оба автора сравнивают с рыданиями библейскими. Во Врем сравнение усилено лексемой погывдти.

394. Больных в дома вводя: болящая в домы въвъдяше - следствие неточного перевода второй части прич. аор. nosokomhsanteV "ухаживая за больными": komew "ухаживать" было связано с komizw "вводить" и прибавлено в домы.

395. Дедом Констанция - легенда о царственном происхождении Константина Великого появилась не ранее года его воцарения. Клавдия и Констанция объединяет лишь иллирийское происхождение. Констанций был усыновлен Максимианом (293 г.) [Чичуров 1981, 107-108].

И320

396. Зная, что они многое понимают: ведыи яко много смыслять - ложный ход из-за альтернативного перевода прич. dokwn букв. "знающий", зд. "кажущийся" (dokew "думать, полагать") и polu jronein ИІІ-722 букв. "много мыслить", зд. "быть рассудительным". В греч. "(один из них), который, казалось (dokwn), был разумнее остальных (polu jronein)".

397. Ими — книгами.

398. Как говорит Евсевий - о Мании [Евс Церк 7. XXXI].

399. Манихейское имя, манихейство - одно из самых мощных учений Востока, возникло в III веке в Иране. Сочетает в себе черты восточного зороастризма, христианского гностицизма, неоплатонизма. В основе манихейства лежит представление о дуализме мира (о злом и добром божестве). Основателем манихейства считается Маний (род ок. 216 г. в Вавилоне). Рассказ о Мании в ХГА собран из нескольких источников и изложен сбивчиво. Может быть, Амартол использовал и Кирилла Александрийкого, у которого о Мании сказано похоже. Некий Скифиан был в Египте, написал четыре книги. Скифиан умер в Иудее. Его ученик Теревинф унаследовал его золото, книги и ересь, он переселился в Персию, переименовал себя Буддою, был гоним, скрывался у одной вдовы и умер, упав с крыши. Книги его и деньги остались у вдовы. Вдова выкупила на эти деньги Кубрика, усыновила, научила персидским наукам. Кубрик переименовал себя в Манаса (по-персидски "беседа"), греки же считают, что имя это связано с греч. словом mania "бешенство". Манас назвал себя духом святым, уморил сына персидского царя и убежал.

И321

400. Эмпедокл - древнегреч философ (490—430), натурфилософ, полагал в основе мира две разнонаправленные движущие силы любовь и ненависть.

401. Принимал: prosietai (prosihmi "принимать"), в пер. приходить, как если бы переводилась форма от pros-eimi "при-ходить".

402. Рассказывая небылицы: terateuetai, в пер. знаменаваеть, так как корень teraV - "чудо, знамение".

403. Чаяние: чаяниемь И32118 (и ниже И32126, 113221 на месте (kata) dokhsin Б46916 "в кажущемся". Ср. однокоренное pros-dokew "ожидать", prosdokia "ожидание". Сработало знание пророчеств о Христе в ВЗ Быт 49.10 Септ kai autoV prosdokia eqnwn = Острож и тои чааніе языковъ; Ис 11.10 к нему страны надеются.

404. Погружения - понятие мистического действия передано во Врем процессуальным о западьныхъ И32119, в Лет предметным – сущ. пещеры ЛМ204об, что дальше от исходного.