«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

411. Аполлинарий (310-390) – еп. Лаодикии Сирийской, ранний представитель монофиситства, признающий во Христе только божественное начало.

412. После этого: meq on в Тр с нимь - частая ошибка в переводе. См. И285 и др.

413. Феодор Мопсуестский. Мысли Феодора Мопсуестского (V в.) являются исторической основой несторианства: две совершенные сущности (совершенное человечество и совершенное божество) не могут соединиться в одну. В Христе страдал только человек, который умер.

414. Бесчисленно Аполлинарию помогая: бещисльно аполинарью помагаше вместо "рассуждая в противоположность Аполлинарию". Смещение в двух словах на месте ek diametrou ("противоположным образом") бещисльно как если бы это было ek metrou 'сверх меры" (неучет приставки). Ср. также ametrwV "бесчисленно". На месте jeromenoV (зд 'рассуждая') помагаше, как если бы это было prosjeromenoV "принося пользу". Интересно, что и переводчик XIV века увидел здесь последнее значение от безмерия, так что у него получилось "от безмерия Аполинарьем поносим".

И323

415. (Заявляя) это: в Тр сиянию И3231 - порча-наращение из *сия.

416. Безначальных: присно соущьствоуема И3232 на месте idio-peri-oristouV Б47121 "само-граниченных". Переведено со смещением смысла обеих основ, как можно думать, под влиянием термина присносоущьныи (aidioV). Но есть другое присныи, означающее "свой, собственный". Смещение смысла произошло на базе паронимической аттракции похоже звучащих idioV и aidioV.

417. Несторий - главный оппонент Кирилла Великого по вопросу христианской догмы о единстве Бога в Троице ("единение двух естеств во Христе"). Очень образованный человек своего времени и влиятельный теолог. На III (Эфесском) Вселенском соборе в 431 г. был признан отступником и низложен.

418. Евтихий. От Евтихия (сер. V в.) идут истоки монофиситства. В отличие от ариан и несториан монофиситы считали, что Христос обладает одной и притом божественной природой. Вот как это выражает Евтихий: "Исповедую, что Господь состоит из двух естеств до соединения, а после соединения исповедую одно естество (mian jusin) - естество Бога воплотившегося и вочеловечившегося". Низложен на IV (Халкидонском) Вселенском соборе в 451 году.

419. Выдумывал. В Тр прижьжаше И32318 - порча *призьдаше.

420. И больше выдуманного: kai pejantasmenoV прич. перф. мед-пасс. Б47221, в Тр имъ честьно И32321 - порча *и мьчьтьно?

421. Утверждал. В пер. моляше - выбрано неуместное значение гл. presbeuw "умолять" и "утверждать".

422. Защитить: diekdikein, в пер. мьстити И32324, потому что di-ek-dikew имеет и это значение, неуместное в данном контексте. Значение "защищать" у слав. мьстити, видимо, заимствовано из греч. ekdikew по типу семантической кальки. Словари отмечают это значение только в переводных памятниках (Лк 18.3, 5 и др.).

423. Легковерную: koujothti сущ. дат. Б4734 букв. "легкую", в Тр лестью – порча основы *льгъкъ (сущ. с суф. -ость льгкость в словарях до XVI в. не отмечено). В Лет слабость ЛМ206.