«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

417. Несторий - главный оппонент Кирилла Великого по вопросу христианской догмы о единстве Бога в Троице ("единение двух естеств во Христе"). Очень образованный человек своего времени и влиятельный теолог. На III (Эфесском) Вселенском соборе в 431 г. был признан отступником и низложен.

418. Евтихий. От Евтихия (сер. V в.) идут истоки монофиситства. В отличие от ариан и несториан монофиситы считали, что Христос обладает одной и притом божественной природой. Вот как это выражает Евтихий: "Исповедую, что Господь состоит из двух естеств до соединения, а после соединения исповедую одно естество (mian jusin) - естество Бога воплотившегося и вочеловечившегося". Низложен на IV (Халкидонском) Вселенском соборе в 451 году.

419. Выдумывал. В Тр прижьжаше И32318 - порча *призьдаше.

420. И больше выдуманного: kai pejantasmenoV прич. перф. мед-пасс. Б47221, в Тр имъ честьно И32321 - порча *и мьчьтьно?

421. Утверждал. В пер. моляше - выбрано неуместное значение гл. presbeuw "умолять" и "утверждать".

422. Защитить: diekdikein, в пер. мьстити И32324, потому что di-ek-dikew имеет и это значение, неуместное в данном контексте. Значение "защищать" у слав. мьстити, видимо, заимствовано из греч. ekdikew по типу семантической кальки. Словари отмечают это значение только в переводных памятниках (Лк 18.3, 5 и др.).

423. Легковерную: koujothti сущ. дат. Б4734 букв. "легкую", в Тр лестью – порча основы *льгъкъ (сущ. с суф. -ость льгкость в словарях до XVI в. не отмечено). В Лет слабость ЛМ206.

И324

424. Скорый: скорыи И324, в соот. с euqumotatoV превосх. Б4739 "очень веселый, радостный". Не увиделось ли здесь qermotatoV? Ср. "скорый" для "горячего" на И2435, И35226, И36825. С другой стороны, ср. однокоренное с текстовым pro-qumoV "желающий, стремящийся", нареч. "охотно".

425. (Христово) величие: высочьствы, высочьство И3242,3 на месте en tw Cristw diajoran Б47310,12 "во Христе различие". Вместо "Север признавал различие в Христе (божественного и человеческого)" получилось, что он признавал высокость Христа. О высокости Христа во Врем см. комм. к И322. Здесь этот пер. оправдан тем, что diajoroV имеет и значение "различный, отличающийся", и значение "отличный по качеству, превосходный".

426. На: в пер. соуть — предлог eiV "на" был принят за глагол eisi "суть". Подмена уместна.

427. Служители: отроци (= paideV Б47415) - обычное слав. соответствие для paiV в значении "слуга".

428. Ответной: отвещаваньноу на месте apokritikhn "отделяющей" (apokrinw "отделять), ср. apokrinomai мед. "отвечать".

429. О…действенном: в пер. слово с греч. основой ерьганьскоу И32423.