«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глава 42

После Максентия царствовал Константин Великий (306-337). Он сразу 1 же разослал повсюду повеление вернуть изгнанных /Б490/ христиан, с великой честью идти (им) домой, 2 и капища 3 идолов разрушить, христовы же /И334/ церкви созда[ва]ть. Кроме того, издал законы общие 4 (313 г.): /205б/ с того времени 5 капища идольские святителям христовым и христианам только владеть и рядить 6; в среду и пятницу поститься и в воскресенье отдыхать: в среду и пятницу - из-за страстей Христовых, а в воскресенье - из-за Воскресения Христова. А иудеям рабов не покупать и жертв открыто не творить и на распятие с тех пор не осуждать, из-за того, что на кресте Христа - честь, а на монетах его изображать 7 .

И жена у него была по имени Максимина, дочь царя Диоклетиана 8, от которой он родил трех сыновей: Константина, и Константа, и Констанция; было же у него два брата, Далмаций и Констанций, у которых были сыновья: у Далмация - тоже Далмаций, а у Констанция /205в/ - Галл и Юлиан.

(1). С- В Капитолии же римском, , в которое вел спуск в 365 ступеней, жил огромный змей. Он часто внезапно высовывал голову из подземелья 9, страшно губя дыханием своим /Б491/ жителей города, в особенности же детей. Некоторые из эллинов 10 просили о нем божественного Сильвестра, говоря:

- Сойди, епископ, к змею во имя Бога своего сотвори, чтобы перестал хоть на один год губить людей; мы все уверуем и крестимся. Сильвестр же сошел и обнаружил небольшое жилище, с медной дверью, где змей пребывал. И, ту дверь во имя Христово затворив, поднялся Сильвестр. После этого /205г/ не выходил змей. А когда минуло два года, все прежде угождавшие змею жертвами [и] многие другие, придя к святому Сильвестру, крестились.

(2). Божественный же Константин собрал 120 иудейских иереев и книжников для беседы с Сильвестром, чтобы окончательно явилась вся истина, в опровержение иудейского бесстыдства и распутства. [267]

На это собрание собрался с усердием 11 весь город - в присутствии /206а/ царя послушать речи тех и других о Христовой вере. Иудеи же начали говорить Сильвестру :

- Какое писание говорит о сыне Марии и какой пророк предсказал, что Он как Бог родится 12 от Марии?

Сильвестр же, отвечая, сказал:

- Сильно заблуждаетесь, не ведая ни книжного Писания, ни содержащихся в нем тайн учения. -С /И335/ А- Ибо о ком великий Исайя говорит: "Вот Дева во чреве зачнет и родит сына, и /Б492/ нарекут имя ему: Эммануил" (Ис 7.14), что означает "с нами Бог" (Мф 1.23), и: "Прежде, чем научится дитя называть отца или мать, получит силу Дамасскую и добычу Самарийскую перед царем сирийским" (Ис 8.4)? боговидец Моисей : /206б/ "Воссияет звезда от Иакова " (Числ 24.17), и "Выйдет человек от семени его и овладеет народами многими" (Числ 24.17). Это предвещает, что явится человек. А то, что Господь всех, также предвещают, говоря: "Вот Господь сидит на облаке легком, и придет в Египет, " (Ис 19.1) -А А- и: "Вот Господь Бог наш придет и спасет нас, и тогда откроются глаза слепых, и станут слышать уши глухих, и вскочит хромой как олень, и ясным станет язык немых" (Ис 35.4-6). Итак, пророчество предсказывает пришествие Бога, знамения же показывают и время пришествия, тогда и то исполнится, что никогда никем не совершалось ранее в Израиле. -А

А- А о [страсти] Его также говорит: "Человеком, в ранах будучи /206в/ и познавший страдание, [не] причтенв и поруган был. Он грехи наши несет и за нас страдает. И мы думали, что Он в болезни, и в ране, и в зле 13; а он изранен был за /Б493/ грехи наши и страдал за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, раною Его мы исцелились" (Ис 63.3-5), -А А- "ибо взята от земли жизнь Его; род же Его кто изъяснит?" (Ис 53.8). И Моисей говорит: "Увидите жизнь вашу, висящую перед глазами вашими, и не поверите" (Втор 28.66). И Давид от лица Христа говорит: "Пригвоздили руки мои и ноги мои" и "Разделили ризы мои между собой" (Пс 21.17,19) и прочее. А Он также надежда народов, предвещал 14 Иаков: "Не окончится князь от Иуды и /206г/ властелин [от бедер] его, пока не придет, Кому предназначено; и Он надежда народов" (Быт 49.10). -А А- Исаия же сказал: " восстанет корень Иессеев, чтобы владеть племенами, и на него племена уповают" (Ис 11.10). Вот немногое в доказательство происшедшего. Ведь все Книги наполнены обличениями вашего неверия. Ибо кто из праведников и святых пророков, изображенных в Божественных Писаниях, когда-нибудь имел телесный состав только от Девы? /И336/ Перед чьим рождением звезда воссияла на небесах и о родившемся возвестила всей вселенной? -А А- [Кто] из царей [268] прежде, чем смог назвать отца или мать, царствовал и победы над врагами получил? Кто, /207а/ наконец, стал [царем в Израиле], на кого все народы /Б494/ упование возложили и при ком никто из соседей не воевал больше с ними? А с тех пор, как стоит Иерусалим, против них была непохвальная 15 крамола. И воевали с Израилем - причиняя бедствия, египтяне - преследуя, , а сирийцы - отражая нападение. И разве не Давид воевал с Моавской [и] Сирийской страной и противились ему? А Иосия не охранял ли окрестные города, и Езекия не боялся ли обмана Сеннахиримова? Иисусу же, Навинову сыну, аморреи противились ему, а против Моисея ополчился Амалик, и вообще для племен непохвально было /207б/ быть в мире с Израилем, о чем и доныне свидетельствуют события. -А А- Книжники же, отвечая, сказали:

- Мы не опровергаем этого, ибо все написано, но ожидаем еще не Пришедшего Бога Слово.

Сильвестр же сказал:

- Как же вы не послушали Даниила, ясно предсказавшего и время, и божественное пришествие Спасителя? Ведь беседовавший с ним ангел сказал: "Семьдесят недель 16 установлены для народа твоего и для города святого, чтобы завершить грех, и загладить великую неправду, и привести правду вечную, и запечатать видение, и помазать Святого святых. знай и разумей: от /Б495/ выхода слова ответить и построить Иерусалим до Христа Владыки - семь недель /207в/ и 62 недели" (Дан 9.24-25). А вы ко всему прочему выдумываете отговорки для других, к будущему времени относя написанное. Что вы можете сказать на это и (как) вообще можете противиться? Поскольку Он является Христом и помазанным 17, Он Святым святых называется. И до пришествия Его Иерусалим стоял, затем прекращается всякий пророк и видение в Израиле. Ведь помазаны были и Давид, и Соломон, и Езекия; но Иерусалимское место стояло и пророки пророчествовали, а кроме того, те помазанники святыми людьми назывались, но не святыми святых. -А А- Когда 18 же прекратился пророк, и видение в Израиле, если не ныне - когда /И337/ пришел предсказываемый пророками Святой святых - Христос? Стало быть, поистине великое /207г/ и ясное 19 знамение и примета 20 пришествия Бога Слова — (что) с того времени и Иерусалим не стоит, и пророка нет, и видения не открываются им. И справедливо: ведь если пришел Тот, о Ком возвещали и пророчества, и знамения, то для чего (теперь) нужны спасения, пророчества и знамения? Поэтому они пророчествовали до тех пор, пока не пришел Тот, о Ком пророчествовали, Избавляющий от всех грехов. -А А- Ведь какой владыка, Израиля пасущий, "вышел ныне из Вифлеема, исход Которого искони, от дней вечных" (Мих 5.2), "прежде солнца пребывает имя Его" (Пс 71.17), и [269] Б496 "неисповедим род Его" (Ис 53.8), как писано? /208а/ Ведь мы знаем, что род всех святых описан, и жизнь и смерть всех начальствующих в Израиле описана. -А