«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И15

62. В этой главе 11 подглав, пронумерованных Истриным в исправление сбитой нумерации основного текста.

63. В Тр зле. Срезн предполагает порчу зело —> зъло —> зле. Впрочем, "зло" вполне годится для передачи высокой степени признака. То же на И73а.

64. Григорий Богослов отказался от епископства в Константинополе, когда арианство угрожало православию.

65. Амвросий, еп. Медиолана (Милана) (ок. 340-397), святой, одинаково чтимый и зап., и вост. церковью.

66. Свержение кумиров - см. комм, к И3856.

67. Феофил, еп. Александрии.

68. В пер. дивныхъ - по-видимому, вследствие выбора альтернативного значения прил. xenoV: "чужой" и "удивительный".

69. на соусе холме - пер. той tou Xhrolojou род. Ксиролоф - площадь в Константинополе, в пределах старого города, на Месе.

И16

70. Житие Златоуста, написанное Палладием [Палл. Злат. 5], "историографом египетского монашества" [Аверинцев 1989, 204]

71. Имп. Феодосий II Каллиграф.

72. съборища - букв, перевод сущ. sunagwghn вин. зд. "синагога". Так и в основном тексте.

73. Стена пострадала от землетрясения.

74. Балаше.

75. Афинаиды.

76. чревом не шло - так и в основном тексте; это почти точная передача греч. dusenterikwV букв. "от расстройства внутри, в кишках"; в дальнейшем как термин: боль в кишках, кровавый понос, дизентерия. От того, что "чревом не шло", умерли также Зинон Исавр (И16 гл. 55, И405), Константин Погонат (И19 гл. 67), Феофил (И22 гл. 85) — тут в соот. с dusenterikwV; в основном тексте прелогы И501. См. комм. к И154.

77. Царьград - в основном тексте костянтинъ градъ. Это описательное наименование Константинополя (калька BasileuouVa PoliV "Царственный город"), издавна усвоенное на Руси (так в ПВЛ). То же гл. 66.5; гл. 75.2, гл. 86.13 Криницы, а также на И33925, И41010.

78. новыи. В Син12 леонъ великии - очевидная порча, так как получилось: "После Льва Великого царствовал Лев Великий" (редкий случай расхождения между сп1). В основном тексте Тр оуныи И40611 (в греч. по де Боору эпитета нет). То же на И7526.

79. Зинон Исавр был имп. сначала только на Востоке (474—475), с 476 г. на Востоке и Западе.

80. В основном тексте греч. и пер. (Унд, Эрм Э269а4) нет про глаза царя Анастасия, следовательно, это место Криницы соотносится с другим основным текстом. Анастасий был родом из Диррахия (на Балканах) и, по легендам, имел один глаз большой, а другой маленький. В Летописце Никифора: едино око ему мало, а другое велико - по [Пиотровская, 137], а также [Дъяч., 144].