«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

126. В основном тексте ни слова Царьград, ни слова Константинополь здесь нет. То же гл. 75.2.

127. Скромное - так в греч.; в Тр лепа, в Эрм мала. В центре города, недалеко от Большого дворца была библиотека и учебное заведение, которое называлось "школа профессоров Капитолия". Были там и 12 монахов.

128. разоумныи светъ, в соот. с греч. "высший совет", "синод".

129. Лев III Исавр.

130. Так в греч., в Тр "1800 воинов": воинъ.

131. говьначь в соот. с KoprwnumoV Копроним - прозвище имп. Константина V. В основном тексте другой пер. этого уничижающего прозвища: гною тезьименникъ И475. На И23510 тьзоулаинъ - точная калька: koprwV; "навоз" (слав. лаинъ), onoma "имя". В гл. 76.5 мотылника "навозника". Место есть в Срезн. В заголовке к гл. 86.16 также "мотыльник" в соот. с ton kaballinon вин. Ват1510. (В основном тексте по Унд И516 слова нет).

И21

132. Северный: boreioV; в пер. въсточномоу, в основном тексте въсточну И47821 - постоянная для этого памятника замена "севера" на "восток". Так на И47-49, 310 и др. См. комм. к И48.

133. 1600... кораблей - так и в основном тексте пер. В греч. "2600": discilia exakosia Б7585.

134. Северная - в пер. въсточномоу. В основном тексте И47825 полоунощныя - редкое адекватное соответствие. На И10115 полоунощи.

135. Снег — это слово восстанавливаем по основному тексту.

136. Нечестивый - еще один эпитет Константина Копронима; в пер. чюжии. Так и в основном тексте: чужии, щоужии в соот. с alastwr "нечестивец". Ср. allotrioV "чужой". Есть в Срезн на чужии, всего два примера, оба из Врем. Несколькими строками выше (гл. 76.5) адекватный перевод: нечестиваго мотилника.

137. Сильным огнем - Константин Копроним умер от "болезни любострастия", а останки его были сожжены через 80 лет императором Михаилом III.

138. Дважды - в основном тексте "многажды" И48222.

139. Убившего его - эти слова восстанавливаем по основному тексту.

140. Ирина - мать Константина VI.

141. Седьмой собор - седьмой Вселенский Собор проходил в Никее и Константинополе в 787 г.

142. Трехсот восемнадцати: •т• •иг•. В основном тексте И48416 трем стом и •и• ("308") в соот. с греч. tn'"350" Б76911. Уместно вспомнить, что число участников первого Вселенского собора в Никее, как и данного, седьмого, тоже было 318. В послании ап. Варнавы [Варнава, гл. 9] (II в.) число 318 толкуется как символическое обозначение креста (который в древности имел вид буквы Т = "300") и двух первых букв имени Христа (Иисус: I "10", ? "8"). Ап. Варнава (или тот, кто стоит за его именем [Левинская, 181]) привлекает Быт 14.14 (именно 318 рабов было послано Авраамом за похитителями Лота) и Быт 17.26-27 - об обрезании, где число не названо. На произвольность толкования этого места Варнавой указывают совр. комментаторы. А.Донини [Донини, 249] упоминает Быт 14.14 и Быт 14.17 (?).

143. В сане логофета - в основном тексте на этом месте не сказано, что Никифор был логофетом.

144. С помощью насилия. Вардан был стратигом, то есть наместником, пяти восточных фем (дивизий), которые и провозгласили его царем, каковым он пробыл 50 дней, обосновавшись в Хрисополе.

И22