«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

К- у каждого народа /32а/ есть или писаный [закон], или обычай. Ведь беззаконники законом считают отеческое. Среди них прежде всего серы 145, живущие на краю земли, законом считают обычай [54] И50 отцов своих - не развратничать, не прелюбодействовать, не воровать, не клеветать, не убивать и вообще не делать зла.

И у бактрийцев, называемых Брахманами и Островитянами, закон - завещанное предками благочестие: мяса не есть, вина не пить, блуда не творить, и никакого зла не творить из-за великого страха и веры в Бога, тогда как прилежащие к ним индусы неистово безудержно предаются убийствам, и скверным делам. А в самой глубине их страны едят людей, к тому же, как псы, поедают, убивая, и странствующих.

Другой закон у халдеев и /32б/ вавилонян: на матерях жениться, с детьми брата прелюбодействовать, и убивать и совершать всякое богопротивное деяние даже за пределами своей страны, считая это добродетелью.

У гелов 146 же иной закон. Женщины у них пашут и строят дома, мужские дела делая, но и любовью занимаются сколько захотят, мужья их совсем не удерживают и не ревнуют. У них есть и храбрые жены, занимающиеся охотой на очень сильных 147 зверей. Они властвуют над своими мужьями и руководят ими.

А в Британии несколько мужчин /Б39/ с одной женой спят, а несколько женщин с одним мужем похоть удовлетворяют, без ревности невоздержно творя беззаконие как отчий закон.

А у амазонок нет мужей; они, как скот бессловесный, раз в год, в /32в/ дни весеннего , уходят из своей страны и сочетаются с живущими по соседству мужчинами, считая это время неким торжеством и великим празднеством. Зачав от них во чреве, все они возвращаются оттуда . А во время родов, если рождается мальчик, убивают его, если девочка, то [заботливо вскармливают грудью и] воспитывают ее. -К

Глава 28

А после кончины Александра его царство было разделено на множество частей. Арридей 148, брат Александров, которого и Филипп звали, в Македонию ушел; а Антипатр 149 в Европе стал царствовать, а в Египте - Птоломей Заячич 150, а в Финикии и Сирии - Селевк, а в Киликии – Филота 151, а в Асии – Антигон 152, а в Карии – Кассандр 153, а в Геллеспонте – Леоннат 154, а в Пафлагонии – Евмен, а во Фракии – Лисимах 155.

И они /И51/ не прекращали воевать друг с другом до тех пор, пока Римская власть /32г/ не разрушила все местные владения.

(І)Рассказав об этом так и столько, мы должны, (как) мы считаем, вернуться назад, , снова начав от Адама, вкратце сообщить о времени жизни знаменитых и доблестных мужей; далее, /Б40/ кратко 156 [55] упомянув по порядку о князьях и царях Израильских, так снова 157 продолжить последовательность 158 изложения по времени. А счет времени мы будем вести от великого Моисея 159, поистине более древнего 160, более правдивого и мудрого, чем все древние эллинские мудрецы и сочинители. Е- Ведь Моисей явился первым мудрецом, как рассказывает Евполем 161, и он первый дал евреям алфавит, который божественный /33а/ Авраам принес из халдейской страны. Ведь Иосиф 162 говорит, что Авраам первый провозгласил Бога Творцом и первый, придя в Египет, научил египтян числам и звездному закону. А первыми изобретателями его были халдеи. У евреев научились финикийцы, от которых Кадм 163 перенес его к грекам, -Е а Гесиод 164, искусно упорядочив, сделал удобным для эллинов.

Е- Климент 165 же, и Африкан 166, и Татиан 167, а из обрезанных Иосиф 168 Юстин 169 пишут, приводя, каждый из них, собственное доказательство из древней истории, что боголепный Моисей жил при Инахе. А многоученый и многознающий Евсевий 170, составивший точное описание времен, обнаружил, что во времена Инаха жил 171 священный /33б/ /Б41/ Иаков, а Моисей - (при) Кекропе 172. Ведь он составил временные правила, сопоставив, кто после кого правил. Он свел времена царей халдейских, лакедемонских, коринфских, фессалоникийских, македонских, древних кетов, называемых латинами по царю Латину 173, и италов, называемых ранее италами по какому-то их игемону, а позже названных ромеями, по Ромулу и Рему, царствовавшим у них. , собрав воедино эти годы, считая время каждого народа по царю, он соотнес годы Авраамовы с (годами) царства Ассирийского, то есть Семирамидиного. Ведь Авраам был известен при Семирамиде, а /И52/ Иаков - при Инахе, а Моисей - при двоеродном Кекропе, /33в/ которого эллины считали первым царем Аттики.

(2). Моисей был древнее древних эллинских мудрецов 174, Гомера, и Гесиода, и троянцев, Геракла же и Мусея 175 лидийца, а также и Орфея, и Диоскуров 176, Асклепия 177 и Диониса, и Гермеса, Аполлона и эллинских обрядов, /Б42/ и самих деяний Дия -Е, поэтому ясно, что некоторые лучшие из них заимствовали у него писания. Ведь все они были после Кекропа, и древнейшими из них были Гомер и Гесиод.

Итак, этот Моисей был назван учителем всех мудрецов, истолкователем невыразимого, божественным проповедником истины, ибо, отвергнув египетскую премудрость, он лучше всех объяснил 178 истину об устройстве этого мира, очевидно, проповедуя 179 от Бога всех и Создателя всего живого. он говорит: /33г/ "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1.1). И многие из эллинов, дерзнув, пошли против 180 этого; говоря недостойное, в бездну нечестия вошли. [56] справедливо. Ведь учения, исходящие [из] человеческого домысла, слабы и неустойчивы. В- Поэтому ни одно из их суждений не остается неподвижимым: его всегда последующее низлагает. Так что нам не надо их обличать, их самих довольно друг для друга, (чтобы доказать) их безнравственность 181. Ибо, не познав Бога, они не смогли придти к единой мысли о разумной причине происхождения 182 всего, но к изначальному незнанию присоединили 183 последующее. Поэтому одни прибегали к вещественным началам, возлагая причину всего на стихии мира; другие /34а/ же выдумали, что видимая природа состоит из нерассекаемых и /Б43/ неделимых 184 тел, (обладающих) весом 185 и передвигающихся 186, так что рождение и разрушение происходит, когда неделимые тела то сходятся 187 друг с другом, то разлучаются. в (само)достаточных телах причиной постоянства является более крепкое сплетение атомов 188. Однако подлинно ткут паучью ткань те, которые пишут это, предполагая столь зыбкие и слабые начала неба, земли и моря. Ибо они не сумели сказать: "В начале сотворил Бог небо и землю" -В.

Комментарии