«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Хаму же - Египет, Эфиопия, обращенная к Индии, другая Эфиопия, откуда берет начало Эфиопская река Чермна 43, текущая на восток, Фиваида, Ливия, простирающаяся до Кирены, Мармарика, Сирт, /Б56/ другая Ливия, Нумидия, Массурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадир; к имел, , Киликию, Памфилию, Писидию, Мисию, Ликаонию, /38в/ Фригию, Камалию, Ликию, Карию, Лидию, еще одну Мисию, Троаду, Эолиду, Вифинию, древнюю Фригию, а также острова Сардинию, Крит, Кипр и реку Гион 44, называемую Нилом

Иафету же - Мидия, Альбания, Армения Малая и Большая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Боспория, Меотия, Дервия, Сарматия, Таврия, , Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Молоссия, Фессалия, Локрида, Беотия, Этолия, Аттика, Ахайя, Пеления, то есть Пелопоннес, Аркадия, Эпиротида, Иллирия, Лихнития, Адриакия, возле которой Адриатическое море. Он получил также острова: Британию, Сицилию, Эвбею, Родос, Хиос, Лесбос, Киферу, Закинф, Кефалинию, Итаку, Керкиру и часть , которая называется Ионией, и реку Тигр, протекающую между /38г/ Мидией и Вавилоном. /Б57/

После того, как они это унаследовали, Хамов сын Ханаан, увидев, что земля, прилегающая к Ливану, прекрасна и плодородна и намного лучше его собственной земли, силой захватил ее, а наследников Сима изгнал. И так вся земля обетованная . Поэтому Праведный Судия впоследствии возвратил ее сынам Израилевым, потомкам Сима, через Иисуса Навина, как и было провозвещено Аврааму. "Ибо праведен Господь возлюбил правду" (Пс 10.7).

Рагав же, будучи 132 лет, родил Серуха, и после этого жил 207 лет, и умер, всего прожив 330 лет 45.

[Серух же, будучи 30 лет, родил Нахора и после этого жил 200 лет, и умер, всего прожив 230 лет (Быт 11.20)]. М- Он положил начало эллинскому учению о древних и храбрых полководцах, совершивших какие-либо добродетели мужества, памяти достойные. Он почтил их кумирными столпами как совершивших некое благо. После этого /И60/ люди, не зная замыслов предков, почитавших прадедов /Б58/ только ради [63] памяти об их добрых делах, /39а/ стали чтить их и приносить им жертвы, как будто они небесные боги, а не смертные люди. -М Нечестивость их обличая, Соломон говорит: "Недавно почитаемого (как) человека теперь в чести признали 46" (Прем 14.20).

Более ясно и обстоятельно 47 их беззаконие 48 и безбожие изобличая, великий Афанасий 49 говорит вот что: А- Так как в этом проявляется порочность их мыслей, то нужно, чтобы истина церковного знания воссияла. Ведь зло не от Бога и не в Боге, и оно не есть какая-либо сущность. Однако некоторые люди, представление о добром, начали выдумывать и создавать несуществующее по (своему) хотению. Ибо как если , несмотря на сияющее солнце, смежив глаза, тьму себе вообразит затем, как во тьме блуждая и двигаясь, все время спотыкается, приближаясь к пропасти, думая, что (крутом) не свет, а тьма, так и душа человеческая, закрывая мысленное око, которым она может видеть Бога, сама себе выдумала зло. Ведь она создана для того, чтобы видеть Бога и через Него просвещаться, она же вместо /39б/ нетленного Бога взыскала тленных [и темных] дел, как писано: "Бог сотворил человека благим 50, они же взыскали многих помыслов" (Екк 7.29). -А

А- Итак, когда люди, беснуясь, выдумали не-существующее 51 зло, /Б59/ они и не-существующих богов себе сотворили. Ведь как тот, кто, в глубину войдя, уже не видит ни света, ни того, что видно при свете, - из-за того, что глаза его и залиты водой, и, только то, что в глубине, считает, что кроме этого ничего не существует 52, - так же и древние люди, погружаясь в плотское желание и вымыслы и забыв разумение Божьей славы, явления в богов превратили, славя тварь вместо Творца 53. , (как) ранее сказано, в глубину уходят, тем больше видят тьмы и глубины, - так стало и с человеческим родом. Ибо не только пребывали в заблуждении и идолослужении, но, не /39в/ остановившись на прежнем, ни с таким же рвением, как и раньше, изобретали себе новые злобесия, не насытившись первоначальным злом. -А А- люди, нисходя в понятиях и помыслах им своих, честь и славу Божию воздали небу, и солнцу, и луне, и звездам 54. Затем, еще более спустившись в темноту помышлений, эфир и воздух 55 и то, что в воздухе, богами называли. Продвинувшиеся в пороках, уже и стихии, начала, составляющие тела: теплую, и прохладную, и влажную, и сухую сущности богами нарекли. 56 А служители 57 нечестия называли богами людей, как еще живых, так и уже умерших. Они перенесли Божье имя не только на людей, и /Б60/ скотину, и гадов, земных и водных, но и на то, что вовсе не существует, и на кажущееся, показав уже нечестивость, которую избрали. Разумное /39г/ к неразумному примешав и неподобное к природе приложив, как богов прославили, каковы у египтян [64] песьеголовцы, и змееголовцы, и ослоголовцы, а у ливийцев так называемые овноголовцы. И Псыня 58, и Харибда, Кентавр 59, о которых рассказывается в баснях, - выдумки. -А А- Распространяя же нечестивость, сделали богами и сластолюбие, и вожделение, которым, назвав Дием и Афродитой, поклонялись им 60. К тому же и правителей своих, из почтения к начальствующим или страшась их угнетения, как богов почитали. Например, на Крите почитался Зевс, в Аркадии - Гермес, в Индии - Дионис, в Египте - Исида и Осирис, а ныне - отрок Адриана, римского царя, Антиной. Ведь Адриан, придя в Египет и увидев, что Антиной, служитель его наслаждения, умер 61, повелел поклоняться ему, поскольку и после смерти любил этого отрока, /40а/ с которым творил блуд и похоть. -А

А- Итак, известные у эллинов боги: Зевс, и Посейдон, и Аполлон, и Гефест, и Гермес, а женского пола - Гера, и Деметра, и Афина, и Артемида сделались богами по постановлению 62 (людей). -А А- Потому-, обличая эти и подобные идолобеснования и выдумки, Божье Писание /Б61/ говорит так: "Начало блуда 63 — измышление идолов, и изобретение их – растление жизни, ибо их не было вначале, [и не] вечно они будут. Тщеславие человеческое вошло в мир, потому скорый был им конец. Отец, безмерно горюющий о рано умершем сыне, сделал изображение некогда умершего человека, и ныне как живого почтил и передал подвластным своим, чтобы таинства 64 и обряды совершали ему" (Прем 14.12-15). "Потом, по прошествии времени, /И62/ нечестивый этот обычай 65 после этого как закон хранили по повелению властителей служили кумирам" (Прем 14.16). "И это /40б/ пошло живущим в дело 66, потому что люди, покоряясь то несчастью, то принуждению, несообщаемое имя к камням и к деревьям приложили" (Прем 14.21). -А

А- Пусть бы, однако, проповедники и волхвы этих лжебогов, (стихо)творцы и писатели, просто назвали их богами, но они описывали их деяния, обличающие безбожность и скверные деяния их жизни. Ибо (говоря) о неутолимом желании и распутстве Диевом, о деторастлении и о похотливости к женам других злонамеренных 67, о страстях и ужасах 68 и многих пороках, они только изобличают сами себя в том, что не только не о богах повествуют, но не о честивых людях. -А А- Они говорят, что от Дия - деторастление и прелюбодеяние, от Афродиты - любодеяние, от Реи — блуд, от Ареса - убийство, от Диониса — пьянство и от других /40в/ – другое 69 подобное началось. -А

А- Но от имеющих разум не утаится, /Б62/ что они против воли поведали об их страстях скверных деяниях. Ведь поскольку Божье несообщаемое имя и честь они старались приложить не к богам, а к смертным людям, то из-за этого они, против воли понуждаемые истиной [65] изобразить страсти, доказали, что это не боги, а грешные люди. -А А- Но порабощенные этим заблуждением говорят, что называют 70 их богами из-за того, что они были полезны людям. Ведь Зевс, говорят они, изобрел искусство, Посейдон изобрел вождение кораблей, Гефест - кузнечество, Асклепий — врачевание, Аполлон - песни музыкальные 71, Афина - ткачество, Артемида - лов звериный, Гера - одежду, Деметра - землепашество, а прочие — прочее. -А А- Стало быть, если их назвали богами за изобретение умений, то подобает так же называть изобретателей и других умений.

Глава 5

Ведь грамоту изобрели финикийцы, /40г/ а героическую поэзию - Гомер, а диалектику - Зенон Элейский 72, а риторику – Коракс 73 /И63/ Сиракузец, а пчеловодство – Аристей 74, а сеяние пшеницы – Триптолем 75; законы же - Ликург спартанец 76 и Солон 77 афинянин, а сложение букв, словосложение, числа, меры и весы Паламед 78 /Б63/ изобрел, а [другие] разное другое подобное, в жизни людей, возвестили, по свидетельству 79. -А

А- Однако очевидно их беззаконие 80, ибо воздали Божью честь и славу не только тленным людям, но и птицам, и четвероногим, и гадам, по разнообразию грехов своих и бесовскому своему беснованию. О таких говорит и апостол: "Обезумели 81 в умствованиях своих, и омрачились неразумные их сердца. Называя себя мудрыми, обезумели и изменили славу нетленного Бога в подобие изображения /41а/ тленного человека и птиц, и четвероногих, и гадов. Потому предал их Бог страстям нечестия" (Рим 1.21-24). -А

Глава 6