«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А- Итак, известные у эллинов боги: Зевс, и Посейдон, и Аполлон, и Гефест, и Гермес, а женского пола - Гера, и Деметра, и Афина, и Артемида сделались богами по постановлению 62 (людей). -А А- Потому-, обличая эти и подобные идолобеснования и выдумки, Божье Писание /Б61/ говорит так: "Начало блуда 63 — измышление идолов, и изобретение их – растление жизни, ибо их не было вначале, [и не] вечно они будут. Тщеславие человеческое вошло в мир, потому скорый был им конец. Отец, безмерно горюющий о рано умершем сыне, сделал изображение некогда умершего человека, и ныне как живого почтил и передал подвластным своим, чтобы таинства 64 и обряды совершали ему" (Прем 14.12-15). "Потом, по прошествии времени, /И62/ нечестивый этот обычай 65 после этого как закон хранили по повелению властителей служили кумирам" (Прем 14.16). "И это /40б/ пошло живущим в дело 66, потому что люди, покоряясь то несчастью, то принуждению, несообщаемое имя к камням и к деревьям приложили" (Прем 14.21). -А

А- Пусть бы, однако, проповедники и волхвы этих лжебогов, (стихо)творцы и писатели, просто назвали их богами, но они описывали их деяния, обличающие безбожность и скверные деяния их жизни. Ибо (говоря) о неутолимом желании и распутстве Диевом, о деторастлении и о похотливости к женам других злонамеренных 67, о страстях и ужасах 68 и многих пороках, они только изобличают сами себя в том, что не только не о богах повествуют, но не о честивых людях. -А А- Они говорят, что от Дия - деторастление и прелюбодеяние, от Афродиты - любодеяние, от Реи — блуд, от Ареса - убийство, от Диониса — пьянство и от других /40в/ – другое 69 подобное началось. -А

А- Но от имеющих разум не утаится, /Б62/ что они против воли поведали об их страстях скверных деяниях. Ведь поскольку Божье несообщаемое имя и честь они старались приложить не к богам, а к смертным людям, то из-за этого они, против воли понуждаемые истиной [65] изобразить страсти, доказали, что это не боги, а грешные люди. -А А- Но порабощенные этим заблуждением говорят, что называют 70 их богами из-за того, что они были полезны людям. Ведь Зевс, говорят они, изобрел искусство, Посейдон изобрел вождение кораблей, Гефест - кузнечество, Асклепий — врачевание, Аполлон - песни музыкальные 71, Афина - ткачество, Артемида - лов звериный, Гера - одежду, Деметра - землепашество, а прочие — прочее. -А А- Стало быть, если их назвали богами за изобретение умений, то подобает так же называть изобретателей и других умений.

Глава 5

Ведь грамоту изобрели финикийцы, /40г/ а героическую поэзию - Гомер, а диалектику - Зенон Элейский 72, а риторику – Коракс 73 /И63/ Сиракузец, а пчеловодство – Аристей 74, а сеяние пшеницы – Триптолем 75; законы же - Ликург спартанец 76 и Солон 77 афинянин, а сложение букв, словосложение, числа, меры и весы Паламед 78 /Б63/ изобрел, а [другие] разное другое подобное, в жизни людей, возвестили, по свидетельству 79. -А

А- Однако очевидно их беззаконие 80, ибо воздали Божью честь и славу не только тленным людям, но и птицам, и четвероногим, и гадам, по разнообразию грехов своих и бесовскому своему беснованию. О таких говорит и апостол: "Обезумели 81 в умствованиях своих, и омрачились неразумные их сердца. Называя себя мудрыми, обезумели и изменили славу нетленного Бога в подобие изображения /41а/ тленного человека и птиц, и четвероногих, и гадов. Потому предал их Бог страстям нечестия" (Рим 1.21-24). -А

Глава 6

А- И вообще у всех бесновавшихся из-за идолов различны мнения и верования; они не одни и те же (даже) у одних и тех же 82. справедливо. Ведь это немалое обличение их безбожия. Когда по всем городам и странам много разных богов и одни убивают богов других, то все уничтожаются всеми. И те, которые у одних считаются богами, у других приносятся в жертву 83 тем, кого эти другие называют богами.

Так, у египтян есть вол-теленок, называемый именем Хруша 84, и веруют в него и в шерстистого козла 85, а другие приносят их в жертву Дию. Ливийцы овцу сделали богом, а другие закалают ее в жертву. Индиане в Диониса веруют, образно называя им вино, другие возливают его в жертву. Другие (почитали) реки и источники, а /Б64/ более всех воду /41б/ почитали и называли богом египтяне. -А По сравнению с другими народами идолобеснование преумножилось у них до такой степени, что они не только волам, и козлам, и псам, и обезьянам служили, но и чеснок, и лук, [66] и много всякой другой обычной зелени богами называли и поклонялись (им) по великой нечестивости. Ведь воде Нила - своей реки, веровали ей, так как она орошает их землю, и вола богом сделали, /И64/ так как он пахал для них и доставлял им пищу, козла же и овец - за получаемую от них пользу. И прочей мерзости: псам, и обезьянам, и чудовищам, и прочим неподобающим животным, и растениям угождали за то, что пользование ими якобы стало для них причиной спасения во время гибели Фараона. Ибо когда тот, преследуя Израиля, потоплен был, не последовавшие за ним, будучи каждый из них занят своим делом, /41в/ все спаслись. И сделали богом свое дело, которым каждый был занят, говоря: "Богом мне было это сегодня более всего, из-за него спасен был и не погиб с Фараоном, остановленный заступничеством его".

По прошествии же времени у египтян рождался вол со знаком на языке и с рыжей шерстью 86, по этим приметам признавали его за Аписа, то есть за бога Хрушу. Потому и празднество творили в честь пришедшего к ним бога, и накладывали волу побольше еды /Б65/ в ясли, прославляя 87 бога своего.

Н- Так же почитали и [ко]зла, называемого на их языке "мендет", которому, как они говорили, принадлежала плод(ород)ная сила. Было и святилище этого козла, [и в нем был] козлоногий, имеющий прямой вид 88. Кроме того, и крокодилов, и змей, и елуров 89, и рыб чтили, от неразумного почитания бесчестие себе приобретая. -Н

А- А некоторые в такой недуг и повреждение ума впали, что и людей закалали, /41г/ и в жертву своим ложным богам приносили их. -А А- Потому Божье Слово, свыше ограждая людей, избавившихся от такого заблуждения, говорит: "Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху и что на земле внизу, и не поклоняйся им и не служи им" (Исх 204). -А

Ф- Так как есть разница между идолом и подобием, то справедливо сказано: "не сотвори себе ни идола, ни подобия". Ибо идол не имеет никакой ипостаси, а подобие является изображением и образом чего- либо. Поскольку эллины создают образы несуществующего: шершней, и ос 90, и кентавров 91, а египтяне - песьи морды и воловьи головы, то идолами называют /Б66/ отображания несуществующего, а подобиями - существующего, каковы солнце, луна, звезды, и люди, и звери, и гады и подобное. Этим Он повелевает не поклоняться и не служить, но полностью отвергать /42а/ оба. А поскольку случается, что некоторые поклоняются обоим из-за страха человеческого, но не служат всей душою, Он научает, что и то и другое нечестиво, и /И65/ ненавистно Богу, и весьма противно".

Поэтому для того, А- чтобы иные, взирая на красоту творений, почитали их не богами, как те, а божьими делами, Писание еще добавляет на [67] пользу, говоря: "Подняв глаза и увидев солнце, и луну, и всю красоту небесную, прельстившись, да не поклонишься тому, что даровал Господь, Бог , всем народам" (Втор 4.19). [Даровал же Он не для того], чтобы все это было им богами, но чтобы, взирая на эти творения, народы познавали Создателя всех и Господа. -А "Ибо по величию и красоте творения бесспорно 92 виден Творец" (Прем 13.5), и "Невидимое Его от сотворения всего мира через разумение творений видимо" (Рим 1.20), и "Небеса исповедуют славу Божию, о творениях же рук Его возвещает /Б67/ твердь" (Пс 182), как писано. Ибо Творец Бог совершенен и пресовершенен и самодостаточен во всех отношениях 93. А- Если рассматривать /42б/ творения, например: солнце само по себе, и луну, а также землю, ветер, и воздух, и тепло, и прохладу, и сушу, и влажную сущность отдельно одно от другого и без взаимной связи, то окажется, что вообще достаточно само для себя, но каждое нуждается в другом и все составляется из взаимной помощи. Ведь солнце пребывает и движется со всем небесным , и тьма никогда не наступает без его круговращения. Луна же и звезды свидетельствуют о свете, отраженном от солнца. земля, в свою очередь, без дождей плодов не даст, дожди же без помощи облаков на землю не сходят, а облака - без (помощи) воздуха. И воздух сам по себе, а от эфира нагревается и светится, занимаясь 94 от солнца. И источники и реки вне земли никогда не возникают, земля же не на себе утверждена, но на водной сущности стоит, держится же и она, /42в/ будучи привязана к середине всего. И море, и обтекающий снаружи всю землю великий Океан приводится в движение ветром /Б68/ и течет, куда принуждает его сила ветра. В свою очередь, и ветры не сами по себе, но, как говорят, от раскаленности и теплоты эфира по сравнению с воздухом 95 в самом воздухе образуются, и с его помощью дуют повсюду. Что же до четырех стихий, из которых состоит природа тел, - я говорю о теплой и холодной, сухой и /И66/ влажной сущности, - то кто не знает, что они существуют, будучи связаны вместе; если же оказываются разделены и сами по себе, они уничтожают друг друга. теплое уничтожается земли, и холодное от теплого исчезает, и влажное сухим высушивается. Как же эти стихии могут быть богами, если они просят помощи друг от друга, и можно ли называть богами то, что сражается одно с другим? -А Л- Как же называющие творение богом не видят, что солнце бывает под землей /42г/ и не позволяет видеть его свет (из-за) нее? Луну же днем солнце скрывает своим светлым сиянием, а плоды земли часто повреждает град; огонь же гаснет, заливаемый водой. Если бы они были боги, подобало бы им друг друга не побеждать и не скрывать, но всегда быть вместе и вместе общие дела совершать. Поэтому справедливо, что ни солнце, ни луна, ни что-либо другое из сотворенного, ни тем более кумиры, из камня, [68] золота и /Б69/ прочего сделанные, ни Зевс, ни Аполлон, ни другие, о которых рассказывают в баснях их создатели, - не подобает слушать их — не могли быть истинными богами, как явило Слово, но одни из них - часть творения, другие - бездушные (вещи), третьи - всего лишь смертные люди, жившие или живущие". *