«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А- И вообще у всех бесновавшихся из-за идолов различны мнения и верования; они не одни и те же (даже) у одних и тех же 82. справедливо. Ведь это немалое обличение их безбожия. Когда по всем городам и странам много разных богов и одни убивают богов других, то все уничтожаются всеми. И те, которые у одних считаются богами, у других приносятся в жертву 83 тем, кого эти другие называют богами.

Так, у египтян есть вол-теленок, называемый именем Хруша 84, и веруют в него и в шерстистого козла 85, а другие приносят их в жертву Дию. Ливийцы овцу сделали богом, а другие закалают ее в жертву. Индиане в Диониса веруют, образно называя им вино, другие возливают его в жертву. Другие (почитали) реки и источники, а /Б64/ более всех воду /41б/ почитали и называли богом египтяне. -А По сравнению с другими народами идолобеснование преумножилось у них до такой степени, что они не только волам, и козлам, и псам, и обезьянам служили, но и чеснок, и лук, [66] и много всякой другой обычной зелени богами называли и поклонялись (им) по великой нечестивости. Ведь воде Нила - своей реки, веровали ей, так как она орошает их землю, и вола богом сделали, /И64/ так как он пахал для них и доставлял им пищу, козла же и овец - за получаемую от них пользу. И прочей мерзости: псам, и обезьянам, и чудовищам, и прочим неподобающим животным, и растениям угождали за то, что пользование ими якобы стало для них причиной спасения во время гибели Фараона. Ибо когда тот, преследуя Израиля, потоплен был, не последовавшие за ним, будучи каждый из них занят своим делом, /41в/ все спаслись. И сделали богом свое дело, которым каждый был занят, говоря: "Богом мне было это сегодня более всего, из-за него спасен был и не погиб с Фараоном, остановленный заступничеством его".

По прошествии же времени у египтян рождался вол со знаком на языке и с рыжей шерстью 86, по этим приметам признавали его за Аписа, то есть за бога Хрушу. Потому и празднество творили в честь пришедшего к ним бога, и накладывали волу побольше еды /Б65/ в ясли, прославляя 87 бога своего.

Н- Так же почитали и [ко]зла, называемого на их языке "мендет", которому, как они говорили, принадлежала плод(ород)ная сила. Было и святилище этого козла, [и в нем был] козлоногий, имеющий прямой вид 88. Кроме того, и крокодилов, и змей, и елуров 89, и рыб чтили, от неразумного почитания бесчестие себе приобретая. -Н

А- А некоторые в такой недуг и повреждение ума впали, что и людей закалали, /41г/ и в жертву своим ложным богам приносили их. -А А- Потому Божье Слово, свыше ограждая людей, избавившихся от такого заблуждения, говорит: "Не сотвори себе кумира и никакого подобия того, что на небе вверху и что на земле внизу, и не поклоняйся им и не служи им" (Исх 204). -А

Ф- Так как есть разница между идолом и подобием, то справедливо сказано: "не сотвори себе ни идола, ни подобия". Ибо идол не имеет никакой ипостаси, а подобие является изображением и образом чего- либо. Поскольку эллины создают образы несуществующего: шершней, и ос 90, и кентавров 91, а египтяне - песьи морды и воловьи головы, то идолами называют /Б66/ отображания несуществующего, а подобиями - существующего, каковы солнце, луна, звезды, и люди, и звери, и гады и подобное. Этим Он повелевает не поклоняться и не служить, но полностью отвергать /42а/ оба. А поскольку случается, что некоторые поклоняются обоим из-за страха человеческого, но не служат всей душою, Он научает, что и то и другое нечестиво, и /И65/ ненавистно Богу, и весьма противно".

Поэтому для того, А- чтобы иные, взирая на красоту творений, почитали их не богами, как те, а божьими делами, Писание еще добавляет на [67] пользу, говоря: "Подняв глаза и увидев солнце, и луну, и всю красоту небесную, прельстившись, да не поклонишься тому, что даровал Господь, Бог , всем народам" (Втор 4.19). [Даровал же Он не для того], чтобы все это было им богами, но чтобы, взирая на эти творения, народы познавали Создателя всех и Господа. -А "Ибо по величию и красоте творения бесспорно 92 виден Творец" (Прем 13.5), и "Невидимое Его от сотворения всего мира через разумение творений видимо" (Рим 1.20), и "Небеса исповедуют славу Божию, о творениях же рук Его возвещает /Б67/ твердь" (Пс 182), как писано. Ибо Творец Бог совершенен и пресовершенен и самодостаточен во всех отношениях 93. А- Если рассматривать /42б/ творения, например: солнце само по себе, и луну, а также землю, ветер, и воздух, и тепло, и прохладу, и сушу, и влажную сущность отдельно одно от другого и без взаимной связи, то окажется, что вообще достаточно само для себя, но каждое нуждается в другом и все составляется из взаимной помощи. Ведь солнце пребывает и движется со всем небесным , и тьма никогда не наступает без его круговращения. Луна же и звезды свидетельствуют о свете, отраженном от солнца. земля, в свою очередь, без дождей плодов не даст, дожди же без помощи облаков на землю не сходят, а облака - без (помощи) воздуха. И воздух сам по себе, а от эфира нагревается и светится, занимаясь 94 от солнца. И источники и реки вне земли никогда не возникают, земля же не на себе утверждена, но на водной сущности стоит, держится же и она, /42в/ будучи привязана к середине всего. И море, и обтекающий снаружи всю землю великий Океан приводится в движение ветром /Б68/ и течет, куда принуждает его сила ветра. В свою очередь, и ветры не сами по себе, но, как говорят, от раскаленности и теплоты эфира по сравнению с воздухом 95 в самом воздухе образуются, и с его помощью дуют повсюду. Что же до четырех стихий, из которых состоит природа тел, - я говорю о теплой и холодной, сухой и /И66/ влажной сущности, - то кто не знает, что они существуют, будучи связаны вместе; если же оказываются разделены и сами по себе, они уничтожают друг друга. теплое уничтожается земли, и холодное от теплого исчезает, и влажное сухим высушивается. Как же эти стихии могут быть богами, если они просят помощи друг от друга, и можно ли называть богами то, что сражается одно с другим? -А Л- Как же называющие творение богом не видят, что солнце бывает под землей /42г/ и не позволяет видеть его свет (из-за) нее? Луну же днем солнце скрывает своим светлым сиянием, а плоды земли часто повреждает град; огонь же гаснет, заливаемый водой. Если бы они были боги, подобало бы им друг друга не побеждать и не скрывать, но всегда быть вместе и вместе общие дела совершать. Поэтому справедливо, что ни солнце, ни луна, ни что-либо другое из сотворенного, ни тем более кумиры, из камня, [68] золота и /Б69/ прочего сделанные, ни Зевс, ни Аполлон, ни другие, о которых рассказывают в баснях их создатели, - не подобает слушать их — не могли быть истинными богами, как явило Слово, но одни из них - часть творения, другие - бездушные (вещи), третьи - всего лишь смертные люди, жившие или живущие". *

А- Итак, теперь доказано, что боги, о которых рассказывают (стихо)творцы, не боги, то нам совершенно необходимо, уничтожив их, быть благочестивыми и поклоняться /43а/ и проповедовать 96 единого истинного Бога и Зиждителя всей твари, которому мы поклоняемся и служим в Троице. -А

А- Полностью отводя людей от заблуждения идолопоклонства и от неразумных выдумок и приводя (их) к Своему божественному знанию, Он говорит: "(Да) не будет у тебя других богов, кроме Меня" (Исх 20.3), "Слушай, Израиль: Господь, Бог Твой, Господь единственный" (Втор 6.4) и "Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи" (Мф 4.10). -А

А- Таким образом, Своею премудростью и силой Он обнимает все и сохраняет начала всякой чувствами сущности, каковые суть тепло и холод, сухое и влажное, смешивая их в одно и согласовывая связь, чтобы ни огонь с холодом /И67/ не боролся, ни влажное сухому не противилось, но чтобы, сойдясь вместе, они, как друзья и братья, порождали видимое и становились началами бытия тел.

И так Ему все повинуется: то, что на земле, оживает, а то, что на /43б/ небесах, составляется. Так что все море и великий Океан /Б70/ совершают движение своим порядком, а вся суша, повинуясь Божьему повелению, производит зелень и различные растения".-А

А- Создание же всего мира и всякой твари многие объясняли по-разному, [каждый] как [кто] хотел, так и понимал. Одни говорили, что все возникло само собой ; сюда относятся 97, которые выдумывают, что промысла нет ни в чем. -А Другие же, среди которых и знаменитый у эллинов Платон, утверждают, что Бог создал все из прежде имевшегося и нерожденного вещества. А- Однако в [не]правду впали они и превзошли всякое беззаконие, ненасытно творя прегрешения. Ведь город на город крамолу возводил, и народ на народ вставал, и разделялась 98 вся земля из-за войны, так как все боролись, в беззаконии совершая скверное, к скорби Бога и в угоду /43в/ дьяволу. И настолько впали в нечестие, что и в бесов веровали, и богами их называли, и закалали, как было сказано, животных, и человеческие жертвы приносили им. Потому и учили они и волхвованию, и ворожбе, и гаданию на зелье. К тому же причины рождения своего, и всякой жизни, и будущего они возлагали на участь 99 и на звезды, ни о чем, кроме явленного, не помышляя. И было все исполнено беззаконием /Б71/ и нечестием, и повсюду обманом суетных богов 100 преисполнено, так что и в 101, и в [69] Додоне, и в Беотии, и в Ликии, и в Ливии, и в Египте, и в Кабирах волхвованию и пифии дивились бывшие тогда люди из-за своих выдумок. -А

А- Ныне же, после того, как стал проповедоваться Христос - Бог Слово, Божья Мудрость и Сила, исчезли они и демонское беснование и нет уже у них волхвующих. А ранее выдумывали, что до людей в источниках ли, /43г/ в реках ли, в деревьях или камнях обитали бесы, и так с помощью волхвования /И68/ удивляли неразумных. Ныне же, после божественного явления Божьего Слова, исчезли их выдумки.

А в древности люди, считая богами тех, кого называли богами их (стихо)творцы: Дия, и Крона, Аполлона и прочих 102, - обманывались, почитая их. Некоторые же поклонялись, понимая иносказательно, говоря: Посейдон есть вода, а Гефест - огонь, Гера же - воздух, а Деметра - земля и плоды, а Дий - дождь. Ныне же они признаны смертными людьми; только вочеловечившийся Христос признан Богом, истинного Бога Богом Словом. -А