«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ф- Так и /Б76/ различающиеся учениями различное утверждали: - что видимое рождено, же - (что) не рождено, а появилось само собой. И одни говорили, что все одушевлено, а другие - что бездушно. -Ф

Ф- Анаксагор 114 же и Пифагор 115, придя в Египет и побеседовав с египетскими и еврейскими мудрецами, услышали науку о сущем, подобно тому, как впоследствии и Платон еще больше научился, как сказал Плутарх 116 в "Сопоставлениях". -Ф Кроме того, египтяне первыми поименовали солнце и луну , назвав солнце Осирисом, а луну Исидой. Ф- Видя, как они проходят путь /75в/ светят, из-за сияния 117 богами назвали и жертвы им совершали. -Ф

Ф- А огонь - Гефестом, а Деметрой - землю, а водную сущность 118 - Океаном назвали, Афродитой же - желание и любовь нарекли, /И71/ а Аресом - ярость, а Дионисом - пьянство, а Гермесом - воровство, а мудрость - Афиной, Гефестом - ремесла, потому что для них требуется помощь огня. -Ф

Ф- Они были настолько порабощены наслаждениями, что и козла из-за бесовского совокупления богом считали и приносили жертвы. Мендетяне же его изобразили и чтили, 119 бессловесным 120 животным воздавали какие-то богословия. Ведь мемфисяне веровали в быка, а волкоградцы 121 — в волка, а львоградцы - в льва, а псоградцы - в пса, а иные - /Б77/ в елура, то есть в кун(иц)у, а еще одни - в крокодила. -Ф

Ф- Итак, первыми назвали богами солнце, и луну, и звезды, и небо, и землю, и прочие /45г/ стихии египтяне и финикийцы; от них переняв, служили (им) как богам эллины. По прошествии же времени эллины сделали богами и тех, кто совершил какое-то доброе дело или храбро сражался, как, , доблестный храбрый Геракл. И Асклепия после смерти богом нарекли, из-за искусства врачевания. -Ф Ф- И не только благое совершивших, но и веселящихся 122 в беспутстве и в скверных делах мужчин и женщин обожествляли и служили (им). Научившись от них, римляне своих царей после смерти богами делали, и не только по закону царствовавших и о справедливости заботившихся, но и царствовавших [72] жестоко, и несправедливо, и беззаконно. Ведь Нерона, во всех блудных наслаждениях 123 и (в) безмерном беззаконии жившего, и Домициана, и Коммода, и других убийц и распутников называли в числе 124 своих богов. -Ф Ф- Более того, отвратительн бесов богами назвали, от которых порочной науке о зелье и волхвованию /Б78/ научились, /46а/ и почитали их жертвами и празднествами. –Ф

Ф- Мы же, наоборот, называем их скверными, и [совершенно] справедливо, так как они ненавистны Богу и достойны вечного мучения. –Ф Ф- Поскольку я упомянул бесов, которых прославляют окаянные люди, достойные гореть в неугасимом огне, то нужно, я думаю, [рассказать] . Ведь их князя Божье Слово называет сатаной, /И72/ что означает на еврейском языке "отступник"; именуют его и дьяволом, потому что он клевещет 125 людям на Бога и внушает самим людям вражду друг к другу . Мы говорим, что они не были изначально сотворены дурными Богом всех, и не был принят такой злой нрав, но по своей воле 126 из лучшего в худшее впали они самовольно и самовластно, , не удовлетворившись (тем, что) дано им их Творцом, но желая большего, приняли грех омрачения 127 /46б/ и отпали от чести, данной им изначально. Затем они возненавидели людей 128 за то, что те почтены подобием Божиим, и начали войну против них. Творец же приставил святых ангелов охранять род человеческий, чтобы (дьявол) невидимо /Б79/ не нападал на тех, кого он из зависти возненавидел, и, используя насилие и принуждение, непрестанно 129 не губил. Подвижническую же борьбу не возбранил — чтобы в борьбе явились доблестные стали образцами храбрости. 130, возбранив их насильственное нападение как гибельное, позволил (людям) под охраной ангелов бороться (с дьяволом) с помощью разума, чтобы дать победителям достойные венцы. Он не просто сделал (дьявола) противником, а обратил его коварство на пользу, как и врачи ехиден 131 для лечения недугов. -Ф

Ф- А поскольку эллины называют апостолов и нас говорящими по-варварски, пусть они знают 132, /46в/ что и для нас все эллины скифствуют 133. Ведь это ясно показал Павел, говоря: "Если я не разумею силы слов, то для говорящего со мной я варвар и говорящий для меня варвар" (1 Кор 14.11). воистину эллинам кажется, что иллирийцы, и пеониицы и прочие говорят на варварском языке, так и тем, которые не могут понять 134 Элладу [эллинское] искусство и красноречие, (эллины) кажутся варварами. Так что, как учит опыт, все языки имеют один и тот же [смысл], ведь у всех людей единое естество. Можно у варваров обнаружить в изобилии 135 искусства, и науки, /И73/ и воинскую храбрость, а некоторые из них часто изобретают и более хитроумные, чем у эллинов, уловки, и лучшие слова, и более коварные хитрости. /Б80/ А есть и такие, [73] что краткостью речи одолевают эллинскую образованность и многословие.

О персах это говорят и древние писатели, /46г/ и в наши дни каждый, кто общался с ними, - посольствуя, или воеводствуя, или какую-нибудь куплю совершая, - хорошо испытал на себе их смышленость и ловкость 136. Ведь говорят, что они быстро понимают плетения слов, и , и умалчивания и немногими словами одолевают говорящих с ними. Утверждают, что они очень умны и способны легко разрешить то, что сплетают другие, и используют мудрейшие притчи и загадки 137, хотя никогда не учились философским речам или витийству и учителем их была только природа.

А индиане, говорят, намного мудрее и быстрее. И наши соседи кочевники 138, - я говорю 139 об измаилитах, - в пустынях живущие и никаких эллинских сочинений не знающие, украшены большой смышленостью и понятливостью, /47а/ и опытностью и обладают знаниями и хитростью и отличить лучшее от худшего.

О египтянах же, по моему мнению, излишне говорить. Ведь сами первые философы говорили, что они лучше знаменитых эллинов.

А у римлян /Б81/ были и поэты, и писатели, и витии, [как] говорят знающие и тот и другой язык, и их рассуждения и разумнее, и искуснее эллинских, а изречения 140 - и короче, и вместе с тем глубже.

И это я говорю не для того, чтобы принизить эллинский язык или привести примеры против него, но для того, чтобы умерить 141 нрав велеречивых, сбить (с них) гордость и научить не возвеличиваться 142 языком, светящимся истиной, и не чваниться речами разнообразными 143 (и) искусными 144, но лишенными истины. -Ф

Ф- И одни 145 назвали (мельчайшие частицы) нерассекаемыми 146 и неделимыми телами – за нечувствительность 147 очень 148 /47б/ малые (размеры), так что они ни рассечения, ни разделения принять не могут. Ибо так называют те тончайшие и мельчайшие тела, /И74/ которые солнце, через прозрачное 150, показывает, как они всюду 151. -Ф

Ф- А