«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О персах это говорят и древние писатели, /46г/ и в наши дни каждый, кто общался с ними, - посольствуя, или воеводствуя, или какую-нибудь куплю совершая, - хорошо испытал на себе их смышленость и ловкость 136. Ведь говорят, что они быстро понимают плетения слов, и , и умалчивания и немногими словами одолевают говорящих с ними. Утверждают, что они очень умны и способны легко разрешить то, что сплетают другие, и используют мудрейшие притчи и загадки 137, хотя никогда не учились философским речам или витийству и учителем их была только природа.

А индиане, говорят, намного мудрее и быстрее. И наши соседи кочевники 138, - я говорю 139 об измаилитах, - в пустынях живущие и никаких эллинских сочинений не знающие, украшены большой смышленостью и понятливостью, /47а/ и опытностью и обладают знаниями и хитростью и отличить лучшее от худшего.

О египтянах же, по моему мнению, излишне говорить. Ведь сами первые философы говорили, что они лучше знаменитых эллинов.

А у римлян /Б81/ были и поэты, и писатели, и витии, [как] говорят знающие и тот и другой язык, и их рассуждения и разумнее, и искуснее эллинских, а изречения 140 - и короче, и вместе с тем глубже.

И это я говорю не для того, чтобы принизить эллинский язык или привести примеры против него, но для того, чтобы умерить 141 нрав велеречивых, сбить (с них) гордость и научить не возвеличиваться 142 языком, светящимся истиной, и не чваниться речами разнообразными 143 (и) искусными 144, но лишенными истины. -Ф

Ф- И одни 145 назвали (мельчайшие частицы) нерассекаемыми 146 и неделимыми телами – за нечувствительность 147 очень 148 /47б/ малые (размеры), так что они ни рассечения, ни разделения принять не могут. Ибо так называют те тончайшие и мельчайшие тела, /И74/ которые солнце, через прозрачное 150, показывает, как они всюду 151. -Ф

Ф- А