«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ф- А Демокрит об этом сказал так: все мы одно имеем от бога, а другое от имарменьи и тихий и от тех малых тел, которые очевидно движутся 152 повсюду, и соединяются, и разобщаются, и вращаются по необходимости. /Б82/ Они не только распределяют богатство и нищету, здоровье и недуги, рабство и свободу, войну и мир, но и наделяют добродетелью , говорил он, вступая в противоречие с другими, /47в/ думающими иначе, - из-за несогласованности и негодности [74] тогдашних учений. И спорившие по справедливости опровергали мнения 153 друг друга как ложные, ибо ложь не только с истиной борется, но и сама с собой, истина же согласуется сама с собой и противоречит только лжи. -Ф

Глава 7

Ф- Поэтому 154 говорили, что ум самовластен и очень могуществен и, имея власть, управляет грехом 155; другие же утверждали, что он раб необходимости и имарменьи и его действия и созидательная сила зависят от небесного вращения и движения звезд.

Платон же, в противоположность этому, создал учение 156 о душе, утверждая, что она свободна и властвует над страстями. Разъясняя это в "Законах" 157, он говорит: "'Победить самого себя есть первейшая и лучшая из всех побед, а быть побежденным самим собой - это скверное и плохое. –П П- Ведь мы знаем, что эти страсти /47г/ в нас, словно жилы или какие-то нити, соединяют /Б83/ и разъединяют нас и, будучи противоположны друг другу, влекут в разные стороны 158, к противоположным действиям, где и лежит граница 159 между добродетелью и пороком. Ведь не (наше) ли рассуждение говорит, что каждый должен всегда следовать (одному) праведному влечению и, нисколько не отступая от него, умеренно противиться другим, - в этом и состоит управление 160 разума. -П Итак, мудрец доказал, что Творец оставил на произволение души разделение между лучшим и худшим . -Ф

Ф- , просто (говоря), /И75/ враждуя и воюя, защищая 161 одни - одно, другие - другое, противоположные мнения порождали 162. Ведь не истине научиться желали, но суетности и честолюбию служили, стремясь называться изобретателями пустых 163 учений. так как находились в большом заблуждении, то потомки /48а/ стремились уничтожить учения старших. Так Аристотель блудник 164 еще при жизни Платона открыто и бесстыдно ополчился и бесстыдно поднял войну , ни учения его не почитая, которое често 165, ни славы знаменитого мужа не устыдился, ни сильных 166 его речей не устыдился, гордо и бесстыдно, помраченный, восстал против него, приняв учение не лучшее, чем у него, но намного /Б84/ худшее. В то время как тот говорил, что душа трех 167, бессмертна и богоподобна, Аристотель утверждал, что она смертна и тленна. Тот говорил, что Бог заботится 168 обо всем, — в своих речах лишил землю Божьей помощи. Тем, что до луны, говорил он, управляет Бог, остальное же устраивается имарменьей и тихией, и все делается принудительным принуждением, /48б/ из-за которого убийцы, грабители и прелюбодеи против воли творят беззаконные вещи. И многое другое нечестиво и дерзновенно измышлял окаянный для опровержения учителя своего. [75]

Итак, мудрейший Платон, рассуждая о Боге, сказал: П- Что же есть вечно сущее, возникновения не имеющее, и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее? То, что размышлением через рассуждение постигается, (есть) вечно само по себе 170 сущее; а то, что неразумному ощущению кажется 171, создается и уничтожается, но поистине никогда не сущее. -П Это все часть времени "было" и "будет", говоря о которых, мы не замечаем, что [не]верно 172 (рассуждаем) о вечной сущности. Ведь мы говорим: "было", "есть" и "будет" 173. О ней же, по истинному учению, только "есть" (говорить) подобает 174, и "будет" 175 приличествует говорить только о том, что имеет возникновение [во] времени. А вечно и /Б85/ само по себе недвижимо сущее не подобает называть ни юным, ни /48в/ старым 176. Ибо вечно сущее и предсущее - выше всякого рождения, а то, что возникает и многочисленные изменения принимает /И76/ он 177 справедливо назвал [ни]когда не сущим. -Ф Ф- И снова Платон сказал: "Поистине благ Бог и назван виновником благ и не виновным ни в каком зле". 178

Так учил Платон рассуждать о Боге Творце и (о) нашем самовластии и прославлять (Его), а называющих Бога виновником зла велел изгонять говорил, что такие слова 179 /50г/ /И804/ нечестивы неполезны для нас и не согласны сами с собой. Ведь если Бог благ, как Он [и] благ, то Благой не может быть виновником зла. Если же Он не виновен в совершаемом зле, - а злом мы по справедливости называем не то, что многие именуют 180 злом, [но] 181 порочность и распущенность и другие беззакония, творимые нами самовольно, - (то) повинны в нем мы, а не Бог, заповедавший противоположное. -Ф

Ф- Это разъясняет 182 Платон в "Законах". Показывая нам Царя всех, /51а/ 183 кормила всего, он сказал: П- Ведь Бог , как древнее слово (говорит), начало, и конец, и середину /Б86/ всего сущего содержит, прямой (путь) совершает, согласно природе шествуя. Ему же всегда сопутствует суд, карающий тех, в ком нет 184 Божьего Закона. Тот, кто хочет благоденствовать, сдерживаясь им, следует, смирением украшенный. А тот, кто возгордится восхвалением, или имуществом, или почестями, или телесной красотой и юностью и безумием опаляет душу с дерзостью, якобы не нуждаясь ни в князе, ни в вожде, но думая, что сам способен другими, остается пуст от Бога. Оставленный же, еще и 185 /50в И7915/ других таких же увлекая, скачет, приводя все в беспорядок. И многим он казался кем-то, а по прошествии времени, приняв справедливое наказание, и себя, и дом, и город подверг полному разрушению. -П

Так философ показал Царя всех 186, и долготерпение к некоторым рассматривал, и растущее из этого заблуждение неразумных, и ожидающую их впоследствии погибель. В "Горгии" же он разъясняет и [76] причины наказания, говоря так: П- Каждому несущему наказание, если он наказан правильно, предстоит либо сделаться лучше и извлечь , либо стать примером для остальных, чтобы, видя страдающего такими страданиями и /Б87/ боясь, они сделались лучше. Ведь наказание от Бога и людей идет на пользу тем, кто скверными 187 /50г/ /И80/ грехами согрешает. Но , и в аду для пользы они пройти через страдания и болезни. Ведь иным (путем) не могут избавиться от неправедности. А те, которые до конца совершают неправедность и из-за таковой неправедности оказываются совершенно неисцелимыми, служат примером. Сами они 188 /И7827/ ничего не получают, будучи неисцелимы. Другие получают 189 , /И79/ видя, как они за великие прегрешения терпят мучительные и страшные муки и на вечные времена являются убедительными примерами. -П

Философ, , сказал 190 это, позаимствовав из /50б/ Божественных Слов. Ведь он, разумеется, слышал сказанное Фараону Богом через Моисея: "Для того Я возвел тебя, чтобы явить на тебе силу Мою и чтобы ты возвестил имя Мое по всей земле" (Исх 9.16). Поскольку он был крайне лукавым, Бог навел на него всевозможные болезни, - не для того, чтобы сделать его лучше: ведь он знал и его упрямый [ум], и неутолимую страсть, — но чтобы рассказ о нем стал примером для общей пользы.

Глава 8

Как города содержат казнителей, /Б88/ чтобы убийц, и грабителей, и прочих беззаконствующих карать, не восхваляя их, а весьма ненавидя (их) способ жизни, терпя, однако, их службу ради пользы, - так и царь всего мира 191 позволяет слугам 192, как каким-то казнителям, чтобы через них творить наказание нечествующих и беззаконствующих. А после и их самих предает наказанию, так как они это зло не как /50в/ слуги Бога, а как рабы своего коварства 193. /И7813/ Так согрешившего Израиля Бог предал жестокости ассирийцев и, поскольку они не поняли Его смотрения, Он, разрушив их могущество, отдал их в рабство другим, как ясно учат пророки. Платон же, переняв у них исходное, говорил так: "Без исцеления пребывающие наказываются для пользы других". -Ф

Ф- Кроме того, мудрейший говорит в "Федоне" о пребывании совершении 194 душ: П- Ведь несовершенный и скверный 195, сойдя в ад, в грязи будет пребывать. /50а/ Совершенный же и чистый, отсюда отойдя, у Бога 196 поселится. -П П- Ибо проживший жизнь праведно и благочестиво, когда преставится, в блаженные места сойдя, будет обитать в полном благополучии вдали от всех зол. А неправедно и безбожно живший, будет послан в темницу суда и кары, которую называют Тартаром. И там, /Б89/ [77] нагой 197, он (будет) затем осужден судом за все это. Ведь судить подобает умерших, чтобы справедливым был суд судящего. -П Вот так истово Платон веровал, что в аде существует испытание. Ведь беседуя с евреями в Египте, он с любовью слушал учения пророков 198 /И7722/ и узнал об испытании огненной рекой, которую видел великий Даниил (Дан 7.10), и речам божественного Исайи научился, в которых он говорит о грешниках, что "Червь их не кончится, и огонь их не угаснет" (Ис 66.24) [и "Кто] возвестит вам вечное /И78/ место? 199" (Ис 33.14) -Ф

Таким образом, Платон, из всех эллинов самый мудрый и самый превосходный и прославленный, придя в Египет, к умным и премудрым египтянам, изучил, как повествуют эллины, (их) многоопытность и самую высшую фисиологию 200. От евреев он научился богословию, хотя и воспринял его не совсем ясно [и] правильно из-за прежнего (своего) страшного и злого безбожия и еще не избавившись от заблуждения. И, усвоив изложив многие священные речи Моисеевы, по ним он пытается темно 201 и загадочно составлять сочинение. Потому-то он говорит кому-то вскользь: П- Скажу же тебе /49г/ притчами 202, чтобы - если случится (открыть) книгу на дощечках 203 моря или земли - читающий не понял. Здесь речь идет о Царе всего, что Он - все, и /Б90/ Него — все, и это - причина всего хорошего. Второе же - (от) второго, [а третье — от третьего] 204.-П-Ф Ф- И я снова скажу об этом самое главное, сделав (это), по возможности, кратко 205 /И779/ многочисленны и разнообразны полчища нечестивых, и различны стрелы хулы; многолика и разнообразна 206 ложь, а благодать истины проста. Ведь труд (стихо)творцев 207, разделив божество словом 208 на много частей, и смешав ложь с приятностью вымысла, как бы приготовив некую смесь, предложил людям пьянящий напиток 209 в виде обмана многобожия.