«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ф- Это разъясняет 182 Платон в "Законах". Показывая нам Царя всех, /51а/ 183 кормила всего, он сказал: П- Ведь Бог , как древнее слово (говорит), начало, и конец, и середину /Б86/ всего сущего содержит, прямой (путь) совершает, согласно природе шествуя. Ему же всегда сопутствует суд, карающий тех, в ком нет 184 Божьего Закона. Тот, кто хочет благоденствовать, сдерживаясь им, следует, смирением украшенный. А тот, кто возгордится восхвалением, или имуществом, или почестями, или телесной красотой и юностью и безумием опаляет душу с дерзостью, якобы не нуждаясь ни в князе, ни в вожде, но думая, что сам способен другими, остается пуст от Бога. Оставленный же, еще и 185 /50в И7915/ других таких же увлекая, скачет, приводя все в беспорядок. И многим он казался кем-то, а по прошествии времени, приняв справедливое наказание, и себя, и дом, и город подверг полному разрушению. -П

Так философ показал Царя всех 186, и долготерпение к некоторым рассматривал, и растущее из этого заблуждение неразумных, и ожидающую их впоследствии погибель. В "Горгии" же он разъясняет и [76] причины наказания, говоря так: П- Каждому несущему наказание, если он наказан правильно, предстоит либо сделаться лучше и извлечь , либо стать примером для остальных, чтобы, видя страдающего такими страданиями и /Б87/ боясь, они сделались лучше. Ведь наказание от Бога и людей идет на пользу тем, кто скверными 187 /50г/ /И80/ грехами согрешает. Но , и в аду для пользы они пройти через страдания и болезни. Ведь иным (путем) не могут избавиться от неправедности. А те, которые до конца совершают неправедность и из-за таковой неправедности оказываются совершенно неисцелимыми, служат примером. Сами они 188 /И7827/ ничего не получают, будучи неисцелимы. Другие получают 189 , /И79/ видя, как они за великие прегрешения терпят мучительные и страшные муки и на вечные времена являются убедительными примерами. -П

Философ, , сказал 190 это, позаимствовав из /50б/ Божественных Слов. Ведь он, разумеется, слышал сказанное Фараону Богом через Моисея: "Для того Я возвел тебя, чтобы явить на тебе силу Мою и чтобы ты возвестил имя Мое по всей земле" (Исх 9.16). Поскольку он был крайне лукавым, Бог навел на него всевозможные болезни, - не для того, чтобы сделать его лучше: ведь он знал и его упрямый [ум], и неутолимую страсть, — но чтобы рассказ о нем стал примером для общей пользы.

Глава 8

Как города содержат казнителей, /Б88/ чтобы убийц, и грабителей, и прочих беззаконствующих карать, не восхваляя их, а весьма ненавидя (их) способ жизни, терпя, однако, их службу ради пользы, - так и царь всего мира 191 позволяет слугам 192, как каким-то казнителям, чтобы через них творить наказание нечествующих и беззаконствующих. А после и их самих предает наказанию, так как они это зло не как /50в/ слуги Бога, а как рабы своего коварства 193. /И7813/ Так согрешившего Израиля Бог предал жестокости ассирийцев и, поскольку они не поняли Его смотрения, Он, разрушив их могущество, отдал их в рабство другим, как ясно учат пророки. Платон же, переняв у них исходное, говорил так: "Без исцеления пребывающие наказываются для пользы других". -Ф

Ф- Кроме того, мудрейший говорит в "Федоне" о пребывании совершении 194 душ: П- Ведь несовершенный и скверный 195, сойдя в ад, в грязи будет пребывать. /50а/ Совершенный же и чистый, отсюда отойдя, у Бога 196 поселится. -П П- Ибо проживший жизнь праведно и благочестиво, когда преставится, в блаженные места сойдя, будет обитать в полном благополучии вдали от всех зол. А неправедно и безбожно живший, будет послан в темницу суда и кары, которую называют Тартаром. И там, /Б89/ [77] нагой 197, он (будет) затем осужден судом за все это. Ведь судить подобает умерших, чтобы справедливым был суд судящего. -П Вот так истово Платон веровал, что в аде существует испытание. Ведь беседуя с евреями в Египте, он с любовью слушал учения пророков 198 /И7722/ и узнал об испытании огненной рекой, которую видел великий Даниил (Дан 7.10), и речам божественного Исайи научился, в которых он говорит о грешниках, что "Червь их не кончится, и огонь их не угаснет" (Ис 66.24) [и "Кто] возвестит вам вечное /И78/ место? 199" (Ис 33.14) -Ф

Таким образом, Платон, из всех эллинов самый мудрый и самый превосходный и прославленный, придя в Египет, к умным и премудрым египтянам, изучил, как повествуют эллины, (их) многоопытность и самую высшую фисиологию 200. От евреев он научился богословию, хотя и воспринял его не совсем ясно [и] правильно из-за прежнего (своего) страшного и злого безбожия и еще не избавившись от заблуждения. И, усвоив изложив многие священные речи Моисеевы, по ним он пытается темно 201 и загадочно составлять сочинение. Потому-то он говорит кому-то вскользь: П- Скажу же тебе /49г/ притчами 202, чтобы - если случится (открыть) книгу на дощечках 203 моря или земли - читающий не понял. Здесь речь идет о Царе всего, что Он - все, и /Б90/ Него — все, и это - причина всего хорошего. Второе же - (от) второго, [а третье — от третьего] 204.-П-Ф Ф- И я снова скажу об этом самое главное, сделав (это), по возможности, кратко 205 /И779/ многочисленны и разнообразны полчища нечестивых, и различны стрелы хулы; многолика и разнообразна 206 ложь, а благодать истины проста. Ведь труд (стихо)творцев 207, разделив божество словом 208 на много частей, и смешав ложь с приятностью вымысла, как бы приготовив некую смесь, предложил людям пьянящий напиток 209 в виде обмана многобожия.

А премудрость 210, белой сединой 211, длинной бородой и волосами украшаемая 212, видя, что рассуждения поэтов о богах смешны, измыслила стезю другого заблуждения, уводящего в ту же пропасть, что и поэзия. Ведь эти изяществом речи и обманом вымыслов прикрыли скверные деяния и скверные слова, относящиеся к богам, те страстям божественные имена дали именовали, как я уже говорил, наслаждение - Афродитой, гнев — /49в/ Аресом, пьянство — Дионисом, Гермесом - воровство, мудрость - Афиной и тому подобное 213. /И7618/ Творя чудеса 214 с гордой надменностью аттическим обманом 215, многих людей ввели в другой вид обмана. /49а/ Полагая, что занимаются премудростью, и пользуясь ото всех почтением за поведение 216, и заявляя, что они воздерживаются от грехов 217, убедили людей поклоняться грехам и неразумно склонили разум, единоличного властителя и /И77/ управителя 218 грехов, /Б91/ приносить жертву желанию, [78] и ярости, и воровству, и пьянству и другим грехам. А другие, опять же не умея размышлять ни о чем другом, кроме видимого, ограничили ум чувственным, назвав богами то, что находится перед глазами, и прекрасное 219 имя, приводящее в трепет слышащих его, одни к стихиям, другие к их частям приложили, и одни утверждали, что весь мир произошел сам собою, другие же много богов вместо одного Бога вообразили, и одни говорили, что вовсе нет божества, другие же, что есть, но ни о чем существующем не заботится. Иные же говорили, что заботится, но мало и только до луны простирается 220 /49б /И76/, Промысел, остальная же часть всего мира влечется волею случая, принужденная быть в рабстве у необходимости судьбы 221. -Ф

Ф- Из этого и подобного понятно, что не только друг другу, но и сами себе в одном и том же они противоречат и, побуждаемые честолюбием и порочностью, великое согласие друг /48г/ с другом создали, и всю вселенную смутили, и вместе с собой многих погубили.

Вот такое заблуждение раньше владело всем миром. Однако все это до конца уничтожил и явно полностью изгнал Господь, которому мы поклоняемся. -Ф

Ф- И о слове свидетельствуют дела: ведь земля и море от прежнего неведения и нечестия избавились, заблуждение идоло(поклонства) прекратилось, мрак неведения изгнан и светлого знания лучи наполнили всю вселенную; эллины, и римляне, [и варвары] распятого Бога славят и /Б92/ вместо многих ложных богов Троице единой поклоняются: бесовские храмы разрушены, капища идольские с корнем уничтожены, и церкви светлые 222 повсюду возведены, /И8020/ в городах, [и весях], в отдаленных краях гробницы мученикам и преподобным построены, /51б/ и жилища отшельников освящают верхи гор. Это и подобное этому доказывает исполнение божественного смотрения Спасителя нашего; и ныне все философы, заблуждение и пусто оставив, /И81/ питаются учением рыбарей ученых. -Ф

М- Пребывало же идольское заблуждение от Серуха до Фарры, отца Аврамова. -М

Нахор же, достигнув 79 лет, родил Фарру, и после того прожил 120 лет, и умер, всего прожив 208 лет 223 (Быт 11.24).

Глава 9