«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

69. Молящихся: молебникы И304 на месте touV enteuxomenouV прич. буд. мн. вин. Б54 букв. "собирающихся читать" от entugcanw, одно из отдалившихся производных значений которого — "случайно иметь под рукой (книгу), читать", а среди более непосредственных производных - "обращаться с просьбой, просить". Отдаленно похожую форму прич. буд. (euxomenoV "собирающийся молиться") имеет и гл. eucomai "молиться". Итак, вместо "прошу же будущих читателей" получилось "прошу же молящихся" - по настойчивой доминанте в представлениях слав. книжника.

70. Посвящено: на месте anaqeteon Б58 букв, "следует возложить" (anatiqhmi "возлагать") в Тр да не (S нет) възможно боудеть И307, что расшифровывается как исходное да възложено боудеть.

71. Бессвязным. В пер. а сладковано (сп2 осладковано) И308 в соот. с asunarthton Б59 "неслаженный, несобранный", зд. "несвязный" (sunartaw "вместе вешать", "скреплять, соединять"). Слав. а сладковано похоже на кальку с сохранением греч. отрицания: а-с-ладковано.

72. Да просветит нас: да просвещени боудемъ И309 - неуместная смысловая подмена: sug-gnwsqeihmen опт. аор. пасс. Б510 (sug-gignwskw в т. ч. "прощать") "да будем прощены".

73. Наконец: loipon Б511; в пер. ведати И3012, как если бы это было dhlon "ясно".

КРИНИЦА 1

Истиньная (Унд истиннаа) книгъ сихъ (Увар книгы ихъ) написание деяний, оуставление и временъ венца. Им (Унд по и; Увар, имыи – первичное) деяние ветхыихъ и дела, и наития бывших (этого отрезка нет в Увар; в Унд нет начального и) и сътворившим ся (в Унд сътворшим ся - вариация несущественная) вьсяко [бо (этой част. нет в Эрм)] оучити ся (в Унд нет возвратной част.) хотя сихъ книгъ проходи (Унд проити; Увар проиди повел. — по-видимому, первичное) написание разоумъ (так в Унд.; Увар разоумно. Отсюда в Увар другой текст.) оуставленъ (Унд оустави). Да не (в Унд нет, есть в других сп2.) утаит ся ничтоже, яко оуставиша (Унд. оуставиши) тыя неведущихъ (Унд порча: неведоущиим) имея (Унд порча: а мняи). И мневыи (в Унд нет) вещем его (в Унд нет) горазнестания (Унд горазньствиа; здесь кончается заглавие по Унд. В Эрм отсюда заглавие ко всей хронике).

Си речь гронографъ нарицаемъ. Георгия мниха. 2

КРИНИЦА

Книга 1 /И3/ /С1/

[1. О Каине и Авеле 3. Первый отвергнут был, а второй увенчан (И31). (В круглых скобках отсылка к странице основного текста Врем по [Истр. I]).

2. О Сифе. Он первый разумел грамоту, премудрость и времена года (И33).

3. О Каинане, сыне Арфаксада. Он записал науку о звездах, найдя ее написание, на каменных скрижалях вырезанное (И33).

4. Об исполине Нимроде. Он основал город Вавилон и первый показал охоту и волхвование (И33).