Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Однажды приехала к отцу Илариону госпожа Дмитревская Ольга Васильевна и привезла с собой больного брата, страдавшего уже два года болезнью ноги; без костылей он и ходить не мог. Старец дал им масла из лампады от Владимирской иконы Божией Матери и, отпуская их, приказал этим маслом мазать больную ногу. А на просьбу их помолиться сказал больному: «Хорошо, ты будешь скоро здоров. А молиться - я обо всех должен молиться, все вы мои благодетели». Брат Дмитревской, действительно, скоро выздоровел.

«Два года страдая кровотечением,- пишет о себе купчиха Прасковья Яковлевна Коленкина,- я приехала к батюшке отцу Илариону в такой слабости, что не могла стоять на ногах. Он приказал мне употреблять каждый день по чайной чашке кипяченого церковного вина с пятью кусочками хлеба. После трех приемов я исцелилась. И муж мой тем же, по приказанию батюшки, исцелился от воспаления легких. А когда у него недели две шла постоянно слюна, батюшка приказал ему принимать в день по чайной ложке постного масла. После трех приемов слюна у него остановилась».

«Однажды муж мой упал на льду,- рассказывает она же,- лицо его так распухло, что долгое время не видно было глаз. Мы обратились к отцу Илариону за помощью; он дал масла из лампады от своих святых икон, чтобы мазать лицо больного. На другой же день все прошло».

«У купца Косьмы Николаевича Рахлеева,- пишет также Коленкина,- болел нос - на нем снаружи был струп. Доктора признали, что это рак, и отказались лечить. Батюшка дал ему масла от своих икон и приказал ему мазать больное место, и Рахлеев скоро совершенно выздоровел».

Купчиха Рязанской губернии, города Касимова, Елена Афанасьевна Гусева страдала кровотечением. Отец Иларион дал ей от своей трапезы кусок хлеба; она съела его и, по молитвам старца, выздоровела.

Наместник Задонского монастыря игумен Зосима пишет: «В одно время приехал я к отцу Илариону зимой. Дорогой я простудился, так что со мной сделался жар сильный, вроде горячки. Я попросил, чтобы мне принесли из кельи старца масла, которое всегда горело пред святой Владимирской иконой Богоматери. Маслом этим на ночь я вытер все тело; а утром старец прислал мне кусочек антидора - когда я съел его, болезнь моя прошла».

Бывали и такие случаи, когда за неверие в святость угодника Божия Илариона и силу его молитв или за дерзновенное поношение старца люди легкомысленные промыслительно наказаны бывали телесными недугами. Но вразумленные постигшими их бедствиями и смирившиеся под крепкую руку Божию, они, по молитвам за них старца-праведника, получали от Господа скорую помощь не только в телесных недугах, но и в перемене самого их душевного настроения на лучшее.

Приехали однажды к старцу Илариону две помещицы-соседки, хорошие приятельницы. Одна из них, постарше, была совершенно здорова, а другая, помоложе, страдала сильными головными болями. Отец Иларион в это время и сам был нездоров и потому не мог принять их, а приказал поставить их на квартиру к одной из живших около него сестер. Хозяйка келлии приняла гостей радушно и очень сочувственно отнеслась к больной посетительнице. Сожалея о том, что старец в то время по нездоровью никого не принимал, она предложила больной бутылку воды из батюшкиного колодца в Воловом овраге, посоветовав ей каждый день натощак пить понемногу этой воды и мочить ей больную сторону головы. Сестра эта уверяла больную, что очень часто Господь подает избавление от различных болезней тем, кто с верой употребляет эту воду. Искренно поблагодарив хозяйку за участие, больная, возвратившись домой, стала по совету ее употреблять привезенную с собой воду. С каждым днем она чувствовала улучшение своего здоровья, и когда вода вся была употреблена, то болезнь ее совершенно прошла. После сего чудесного случая выздоровевшая помещица в разговорах со своей приятельницей, с которой вместе были в Троекурове, всегда приписывала свое выздоровление единственно святым молитвам отца Илариона и воде из его колодца. Соседка же, считая это суеверием, постоянно подсмеивалась над ней и убеждала ее смотреть на свое выздоровление как на дело естественное. «Ведь немного найдешь ты таких больных,- говорила она,- которые постоянно больны. Обыкновенно бывает, что поболеют и потом выздоравливают. Так и с тобой ничего чудесного не случилось». Но скоро после того и насмешница соседка заболела так, что испугалась не на шутку. Тогда прежде бывшая больная упрекнула ее в неверии в чудесные благодатные действия и уговорила ее вместе ехать к отцу Илариону. Старец на этот раз принял их обеих. Он дал больной масла из лампады, велел ей растереться им. Больная исполнила совет старца и возвратилась домой совершенно здоровой, уверившись собственным опытом в чудесном действии благодати через угодника Божия Илариона.

Некоторый богатый житель Петербурга, бывший винный откупщик, проезжая через Троекурово, с дороги зашел посмотреть на отца Илариона и, как после сам признавался, испытать - вправду ли его называют люди святым и прозорливым человеком, в чем сам он сомневался. Келейник старца пошел доложить о нем. Старец в это время совершал свое молитвенное правило и потому велел сказать посетителю, чтобы он подождал, если желает его видеть. Такой неожиданный и бесцеремонный ответ для миллионера, не привыкшего ждать, показался оскорблением. Вспыхнув от гнева, он спросил келейника: «А скоро кончится правило?» - «В 12 часов»,- отвечал тот. «А теперь только 9,- сказал проезжий, посмотрев на свои часы,- значит, ждать три часа. Нет, это слишком долго. Сходи еще к твоему батюшке и скажи, что N.N. просит позволения выйти к нему теперь, скажи, что я ждать не могу, да здесь и негде». Келейный возвратился от старца с двояким предложением - или дожидаться в доме священника, или побывать у него на обратном пути. С неприличным тоном укора обидевшийся посетитель сказал, что коляска его вне села, а обратный путь его предположен по другому тракту. С этими словами он ушел, бормоча что-то про себя об отце Иларионе. По уходе его старец тотчас же позвал келейного и, подавая ему просфору, сказал: «Бог даст, воротится. Поди догони его и отдай ему просфору».- «Теперь его уже не догонишь, он далеко»,- возразил келейник. «Нет, Спиридон, иди!» Исполняя послушание, но не надеясь догнать барина, келейник, в раздумье о сказанном старцем, шел не спеша, но вдруг, к своему удивлению, он увидел проезжего богача у ворот церковной ограды, осязавшего руками стены оной. «Что вы здесь делаете?» - спросил посланный отцом Иларионом. «Это ты, мальчик?» - спросил в свою очередь проезжий. «Доведи меня, пожалуйста, до лошадей,- продолжал он,- у меня что-то в глазах стало темно». Келейник повел его и, помогая садиться в коляску, подал ему просфору. «От кого это?» - спросил богач. «От батюшки отца Илариона».- «Разве он служит обедни?» - «Нет,- отвечал келейник,- а после каждой службы священник дает ему, а он раздает приходящим». Приняв просфору, ослепший тотчас прозрел. После этого, вздохнув, он поцеловал ее и, трижды перекрестясь, сказал: «Слава Тебе, Господи, что избавил меня от постигшей было тяжкой скорби за осуждение раба Твоего! Прости меня, отец Иларион! Я непременно заеду». После этого чудесного случая смирившийся богач не только заезжал к отцу Илариону, но и оказывал ему глубокое уважение, а впоследствии просил его принять весьма значительное денежное пожертвование.

См.: Лк. 10, 17.-

Ред.