Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Цветущая благочестивыми подвигами юная жизнь отца Илариона не раз подвергалась знойным ветрам, наносимым от исконного врага нашего спасения - диавола, посредством клеветы, злоречия, гонений и всевозможных скорбей.

Иларион, осеняемый благодатной помощью, постоянно внимал себе, тщательно охраняя цвет юности своей как дар, благоугодный Господу и Творцу своему. Он удалялся, бегая и водворяясь в пустыни (см.: Пс. 54, 8); уподоблялся

неясыти пустынней; бдел и был

яко птица особящаяся (ср.: Пс. 101, 7, 8); колена своя измождал от молитвы и плоть свою от усиленного поста (см.: Пс. 108, 24); слезами своими

постелю свою омочал (ср.: Пс. 6, 7),- и такими-то неусыпными трудами охранял, возращал и поливал цвет юности своей, всецелой любовью прививаясь к Божественной Лозе - Христу Спасителю и Искупителю, непрестанно взывая с Апостолом:

ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет мя разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (ср.: Рим. 8, 38-39).

В нашу весь приведен был Промыслом Божиим блаженный старец уже в зрелых летах, мужем совершенным. Отсюда он, как светильник, возженный Господом Богом, в продолжение 30 почти лет ярко светил своей богоугодной жизнью и вот где именно приносил сторицей плод духовный, возращая и укрепляя в благочестии своими отеческими советами и спасительным руководством всех, приходивших к нему.

Когда могли еще служить силы телесные крепким силам души его, он ежедневно посещал храм сей, слушал Божественную литургию и весьма часто приобщался Божественной Трапезы.

В келлии до последней минуты жизни постоянным его упражнением была молитва, со строгим постом соединенная.

Умолчу о характере блаженного затворника. Умолчу потому, во-первых, что многие из вас лично знали отца Илариона; во-вторых, потому более, что нет слов, которыми бы можно было достойно изобразить его неподражаемую кротость, его высочайшее смирение, Иовлево терпение, истинную и нелицемерную любовь к ближнему, даже и к самым врагам, и всецелую, неизменную от юности до гроба, преданность воле Творца своего и Господа.

Словом, вся жизнь в Бозе почившего отца нашего затворника Илариона была неисчерпаемым источником всех добродетелей и высоких подвигов, вместе с тем и прекрасным примером для людей всех возрастов.

Добрый наш отец-богомолец и подражатель благого Бога, не оставлявший никого без утешения и доброго совета в земной жизни твоей! Не оставь нас молитвами своими и за гробом. Веруем, несомненно веруем, что ты предстоишь престолу Вышняго на Небеси со святыми. Аминь»[

10]

То есть шестой по счету, если считать справа налево.-