Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Неудачи и в людях взрослых иногда поселяют неохоту к делам и занятиям, какого бы ни было рода. Тем естественнее можно полагать, что подобные описанному неприятные случаи могли поселять холодность и даже отвращение к разного рода играм и забавам в благонравном отроке Иларионе, который и без того не имел к ним большой склонности. Так всепремудрый Промысл Божий малыми детскими скорбями начинал отклонять от суетных мирских удовольствий сердце юного отрока, чистая душа которого уготовлялась быть избранным сосудом благодати Святаго Духа.

Вместе с тем не преминул Всеблагий Господь воззвать юного раба Своего через особенное благодатное воздействие на его сердце и к жизни высокой духовной. Таким образом, ревность к спасительным подвигам и духовному преуспеянию открылась в Иларионе с раннего детства. «Когда я был еще семи лет,- говорил отец Иларион своему келейнику Спиридону[

4],- по обыкновению, заблаговестили однажды в приходской церкви к утрени. От звука колокола я сонный упал с лавки на пол и, пробужденный падением, испугался. Но когда опомнился и узнал, что то был благовест церковный, я поспешно собрался и пошел к Божией службе, во время которой и после оной почувствовал в душе моей невыразимое желание угождать Господу».

Из сего откровенного признания старца Илариона можно видеть, что хотя он имел добрые душевные качества от природы, но в самых первых годах детства в нем еще не было такого сильного влечения к богоугождению, какое он ощутил в себе с семилетнего возраста, быв возбужден к сему особенным действием благодати Божией. Понятно поэтому, что он, как отрок, мог в свое время увлекаться, хотя и невинными, детскими забавами; но когда сердце его уязвилось любовью ко Господу, с того времени забавы и приятные развлечения детства уже не могли увлекать его.

В том же селе Зенкине, где жили родители Илариона с семейством, проживал отдельно, в собственном доме, дед Илариона по матери, Павел Игнатьевич Катасанов, простой неграмотный крестьянин. Несмотря на это, он был старец мудрый и опытный в жизни духовной, проводивший дни жизни своей в посте, молитве и великом воздержании. Единодушие обыкновенно связывает людей тесными узами взаимной любви; и потому кроткий и богобоязненный отрок Иларион привязался всем любящим сердцем к своему доброму и богобоязненному дедушке, так что почти и не разлучался с ним. С любимым дедушкой он всегда охотно хаживал к церковным богослужениям, быть при которых предпочитал всем утехам и забавам, свойственным его возрасту. Из церкви часто уходил с дедушкой в его дом и гостил у него до следующей церковной службы. За то и дедушка любил своего благонравного внучка, и, как мудрый старец, любил не простой, а разумной любовью.

Но странное дело! Эта, как опыт показал, излишняя заботливость деда-старца о своем внуке как-то не имела полного успеха. Бывало (так рассказывают домашние Илариона), в зимнее время дедушка даст ему хорошенькие салазки и не то что отпустит, а просто прогонит его с ними на гору кататься. Благонравный отрок волей-неволей послушается деда - пойдет с салазками на гору, но ребята крестьянские - озорники, хорошо знавшие кротость и безответность Илариона, подбегут, возьмут у него салазки и катаются на них, кому сколько угодно. Иларион не только никогда этому не сопротивлялся, но даже чуть, бывало, подметит в ком желание покататься на его салазках, сам тотчас же с готовностью отдавал их. Когда же наступало время, назначенное дедушкой для возвращения домой, он спокойно брал свои салазки и уходил с горы, не успев ни разу на них прокатиться.

Такие поступки слишком резко выделяли юного Илариона из среды его сверстников. Для всех он казался весьма странным мальчиком, что чрезвычайно огорчало его родителей и поселяло в них неприязнь к сыну. Чувство это в них тем более возрастало, чем становилось очевиднее, что Иларион никогда не будет хорошим работником, поддержкой в их семейных нуждах, столь разнообразных в крестьянском быту. Илариону вследствие этого приходилось переносить от домашних насмешки, укоризны и вообще разного рода неприятности.

Путь строгой христианской жизни - путь скорбный, крестный, по словам Самого Господа, заповедавшего боголюбцам в терпении стяжавать души свои (см.: Лк. 21, 19). Это, впрочем, бывает иногда, с одной стороны, не потому, что окружающая среда людей ненавидит подвижника, идущего путем Господним, а просто потому, что жизнь его не подходит под уровень их понятий. Оттого люди, невидимо подстрекаемые бесовскими кознями, наносят оскорбления рабу Божию, часто и сами не замечая и не понимая того, что этим могут причинить ему великий душевный вред. Так было и с домашними Илариона, которому, как еще только вступающему на путь духовной жизни юному отроку, угрожала поэтому большая опасность в деле спасения. Но Всеблагий Бог,

избавляющий нища от сильна, и убога, емуже несть помощника (ср.: Пс. 71, 12), легко и скоро отвратил беду. Он послал Илариону надежного защитника и покровителя в лице того же старца-деда, к которому отрок давно был сердечно привязан. Дед взял к себе внука под предлогом найма в работники. Родители Илариона не могли сему противиться - тем более что такой поступок деда с внуком даже и несколько подходил под их взгляд на жизнь. Иларион же со своей стороны был очень рад развязаться с немирными к нему домашними и перейти на жительство к единодушному с ним и мудрому деду. И так дело было сделано.

С этого времени началась для юного Илариона новая жизнь. Теперь он, не слыша ни от кого насмешек и укоризн, могущих в юном, хотя и боголюбивом сердце подавить семена благочестия, мог дать полную свободу своим заветным сердечным стремлениям - всецело работать возлюбившему его Господу. Таким образом, из Илариона не по виду только и названию образовался работник, но и в духовном, высшем значении сего слова, так как он получил теперь полную возможность, по слову Псалмопевца, со страхом и трепетом работать Господу[

5]. И дивна была эта работа юного подвижника Христова! Дед, взяв юношу на свои руки (сердечные стремления которого давно знал и верно понимал), приложил теперь все свое старание к тому, чтобы из насажденных Богом в душе отрока благих семян возрастить плоды по роду их. И тем удобнее мог он в этом трудиться и успевать, что чистая душа юного Илариона была перед ним раскрыта, как белая хартия, на которой богомудрый старец свободно мог начертывать глаголы жизни вечной, быв живой