Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Наставляя других богомудрыми советами и помогая святыми молитвами, отец Иларион, несмотря на свои усиливающиеся недуги телесные, не переставал изнурять плоть свою, помня апостольское изречение:

умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27). И зимой и летом он все еще продолжал ходить в холодном халате и без обуви. Дочь карповского священника отца Леонтия, бывшего духовным отцом святого старца, Анна Леонтьевна, часто его видавшая, при воспоминании о нем рассказывала: «В церкви карповской был пол чугунный. В сильный мороз придет, бывало, отец Иларион в церковь босой, станет на этом чугунном полу и стоит неподвижно на одном месте всю службу, а около его ножек заметна бывала оттепель». Однажды жена отца Леонтия заболела так сильно, что уже не было надежды на выздоровление, дети же их были еще малы. В великой скорби священник обратился к отцу Илариону с просьбой, чтобы он умолил Господа продлить жизнь его жены, которая и выздоровела благодаря святым молитвам старца, прожив после этого еще 15 лет.

При жизни князя Михаила Александровича отец Иларион спокойно пребывал в своей уединенной келлийке, но по смерти благодетеля своего старцу пришлось потерпеть много скорбей от управлявших его имением и от дворни, которые клеветали на него вступившему в наследство молодому князю, жившему постоянно в Москве, представляя баснословные отчеты о тратах на продовольствие и содержание блаженного. Так, например, за один год было выведено на расход его стола одной покупной провизии на 800 рублей (по-тогдашнему ассигнациями). В донесениях о нем писали одну ложь. Поверив ложным доносам, молодой князь негодовал на отца Илариона, приехал в Карповку с намерением отказать ему в помещении, но, узнав истину, посетил отца Илариона, а прощаясь с ним, просил его святых молитв и благословения. Людям же своим строжайше приказал всеми мерами покоить и оберегать отца Илариона от всяких неприятностей. Несмотря на такое приказание молодого князя, после отъезда барина ненавистники старца еще более стали досаждать ему, всячески стараясь выжить его из имения. В зимнее время прислужники по нескольку дней сряду не топили его келлии или натапливали чрезмерно жарко, трубу закрывали рано с угаром, не приносили ему пищи. Один из соседних помещиков, узнав об этом, прислал отцу Илариону для услужения своего человека, от которого ему решительно не было покоя: он подражал княжеским людям. Однажды, натопив жарко печь, трубу закрыл, а сам ушел, оставив отца Илариона одного в келлии; от сильного жара загорелось на чердаке, и болезненный отец Иларион сам должен был потушить начавшийся пожар.

Желая все неприятности препобедить терпением и молитвой за врагов своих, но видя со дня на день усиливавшуюся против него злобу, отец Иларион решился, по заповеди апостольской,

дать место гневу Божию (ср.: Рим. 12, 19) и удалиться от своих притеснителей, которые по злобе готовы были лишить его жизни. Он просил расположенных к нему господ Сухановых прислать за ним и на следующий день рано утром выехал из Карповки и переместился на жительство в село Колычево. Это было в 1819 году.

Устар. «сундук, ларец, шкатулка».-

Ред.