Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

Затем нравоучительный посетитель предлагал отцу Илариону переехать к нему в имение, отдавая свой дом в полное его распоряжение и обещая ему все блага в жизни сей.

«Вы кончили?» - кротко спросил отец Иларион. «Да,- отвечал П.,- что же вы мне на это скажете?» - «Вы сами от себя все это говорили или кто прислал вас ко мне?» - «Да, я послан». Тогда отец Иларион взял животворящий крест и палицу[

2], присланные ему в дар преосвященным Антонием, архиепископом Воронежским, осенил крестом изумившегося посетителя, а палицу набросил ему на шею. Помещик побледнел, затрясся, упал без чувств, испуская изо рта пену. Отец Иларион приказал своему келейнику снять с лежавшего на полу посетителя правый сапог, и из него выпал крестик, который нечестивец попирал своей пятой. Придя в чувство, он встал в совершенном изнеможении. Отец Иларион дал ему выпить богоявленской воды, и он успокоился. Затем старец много поучал его, советуя ему подумать о душе своей, оставить нечестие, переменить жизнь. «Покайтесь и молитесь Богу,- говорил отец Иларион,- и милосердый Господь простит грехи и беззакония ваши».- «Я принадлежу к тайному обществу, к секте, и связан страшной клятвой, поэтому перемениться не могу».- «Ваша клятва,- возразил отец Иларион,- страшна только для вас. Я вам ручаюсь, что если вы с чистым раскаянием обратитесь к Богу, непостижимо и неизреченно благому и милосердому ко всем, в особенности к искренно кающимся грешникам,- будете помилованы Господом, Который за наши грехи благоволил принести Себя в жертву умилостивления правде Божией. Поезжайте домой, в Москву не ездите; читайте книгу, которую я дам вам; подавайте бедным милостыню без разбора всем, во имя Христа, Спасителя нашего, и навещайте меня». Отпуская посетителя, отец Иларион дал ему богоявленской воды и благословенный хлеб, сказав при этом, как он должен употреблять их. Сначала господин П. исполнял советы старца, был у него еще раз в Колычеве, когда же отец Иларион переместился в Троекурово, заехал к нему и, не дождавшись окончания келейного правила отца Илариона, под предлогом недосуга уехал, обещаясь из Лебедяни возвратиться в Троекурово. Но, не исполнив своего слова, уехал в Москву и там злополучно окончил свою жизнь.

В последние годы своего пребывания в Колычеве отец Иларион часто жил у данковского помещика Владимира Николаевича Меньщикова, который, слыша о дивном бесприютном страннике, пожелал упокоить его, давши ему возможность жить на одном месте. Он поставил в глубоком овраге уединенную келлийку и приказал внутри стены обить черным сукном. Поместив туда блаженного труженика, обеспечив его содержанием, он определил для служения ему одного из своих лучших крепостных людей - Никиту. Неизвестно, какими новыми подвигами ознаменовалось пребывание угодника Божия в новой келлии; можно только предполагать, что мысль его была занята памятью о смерти и Страшном Суде Божием, что входит в область делания духовного всех усердно подвизающихся. Возраст отца Илариона приближался к 50 годам, здоровье его начало ему изменять вследствие его суровой жизни; к этому времени относится его духовное завещание, в котором видно глубокое смирение отца Илариона. Вот текст этого завещания.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Боже жизни, у Которого мертвых нет! Все бо нисходящие во гроб к Тебе текут и у Тебя собираются в невидимом мире (Тебе живи суть, где тянут веки), куда вход нам неизбежен, исход невозможен. Боже праведный! У Тебя мерило наших дел. Ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к исходу от сей маловременной жизни - предстать на вечное пребывание. И возвращаюсь в землю, от нее же взят был. Рассудил я все свои тленные вещи предоставить тленным же людям. Молю и прошу по кончине дней моих раздать все мое беднейшее имение самобеднейшим, да нестяжание мое видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей прощаю всех. Убогий архигрешник Иларион-отшельник.

Писано от Рождества во плоти Бога Слова 1822 лета мая 28 дня, пребывания моего - иже везде»[

3].

В откровенной беседе с близким к нему монахом Лебедянского Троицкого монастыря отцом Иннокентием блаженный Иларион между прочим говорил: «Когда я странствовал, приходилось мне часто проходить через село Троекурово, и засматривался я на новостроящуюся еще тогда каменную церковь. Не скоро что-то подвигалась постройка, барыня-то строительница не гналась за скоростью, лишь бы все прочно да хорошо делалось. Как идешь, бывало, мимо церкви, так и тянет приотдохнуть тут в тени берез. Тишь такая, кругом зелень, прохлада - словно рай земной, и расстаться, бывало, не хочется, тут бы и умереть».

Теперь к удовлетворению когда-то испытанного отцом Иларионом сильного сердечного влечения представился самый благоприятный случай. Владелец Троекурова, добрый и благочестивый Иван Иванович Раевский, от юности возлюбивши Господа, всю жизнь свою посвятил на пользу и служение ближним. Крестьян своих любил как детей, уважая в каждом человеке образ и подобие Божие. Считая всех немощных и бедных меньшими братьями Христа Спасителя, Иван Иванович старался отыскивать их, не теряя ни одного благоприятного случая сделать добро, и поэтому всегда являлся истинным другом страждущего человечества. Иван Иванович много жертвовал на сельские бедные храмы. Всегдашнее его умиление, простота и глубокое смирение, несмотря на хорошие средства и знатность рода, были верным знаком, что он мало ценил все временное и скоропреходящее, устремляя мысленный взор свой к исходу из сей жизни, Страшному Суду Христову и вечному

воздаянию коемуждо по делом его (ср.: Рим. 2, 6). По рассказам некоторых из сестер Троекуровской обители, Раевский во время богослужения с сердечным и благоговейным усердием падал ниц пред Всевышним, омывая слезами помост церковный, или, бывало, за полночь в ближайших келлиях слышались его вопли и рыдания, когда он приходил молиться в часовню у ворот Димитриевской церкви, которая за ветхостью уничтожена. Иван Иванович скончался в глубокой старости, двумя годами ранее отца Илариона, и погребен в церкви Успения Божией Матери[