Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

3].

В откровенной беседе с близким к нему монахом Лебедянского Троицкого монастыря отцом Иннокентием блаженный Иларион между прочим говорил: «Когда я странствовал, приходилось мне часто проходить через село Троекурово, и засматривался я на новостроящуюся еще тогда каменную церковь. Не скоро что-то подвигалась постройка, барыня-то строительница не гналась за скоростью, лишь бы все прочно да хорошо делалось. Как идешь, бывало, мимо церкви, так и тянет приотдохнуть тут в тени берез. Тишь такая, кругом зелень, прохлада - словно рай земной, и расстаться, бывало, не хочется, тут бы и умереть».

Теперь к удовлетворению когда-то испытанного отцом Иларионом сильного сердечного влечения представился самый благоприятный случай. Владелец Троекурова, добрый и благочестивый Иван Иванович Раевский, от юности возлюбивши Господа, всю жизнь свою посвятил на пользу и служение ближним. Крестьян своих любил как детей, уважая в каждом человеке образ и подобие Божие. Считая всех немощных и бедных меньшими братьями Христа Спасителя, Иван Иванович старался отыскивать их, не теряя ни одного благоприятного случая сделать добро, и поэтому всегда являлся истинным другом страждущего человечества. Иван Иванович много жертвовал на сельские бедные храмы. Всегдашнее его умиление, простота и глубокое смирение, несмотря на хорошие средства и знатность рода, были верным знаком, что он мало ценил все временное и скоропреходящее, устремляя мысленный взор свой к исходу из сей жизни, Страшному Суду Христову и вечному

воздаянию коемуждо по делом его (ср.: Рим. 2, 6). По рассказам некоторых из сестер Троекуровской обители, Раевский во время богослужения с сердечным и благоговейным усердием падал ниц пред Всевышним, омывая слезами помост церковный, или, бывало, за полночь в ближайших келлиях слышались его вопли и рыдания, когда он приходил молиться в часовню у ворот Димитриевской церкви, которая за ветхостью уничтожена. Иван Иванович скончался в глубокой старости, двумя годами ранее отца Илариона, и погребен в церкви Успения Божией Матери[

4].

Слава о высокой духовной жизни Колычевского подвижника разносилась всюду. Соседние помещики наперерыв старались, кто чем мог, послужить человеку Божию. Иван Иванович, сердечно расположившийся к нему, усердно желал приютить у себя великого подвижника Христова и упокоить его после многотрудной скитальческой жизни. После усердной и неотступной его просьбы отец Иларион согласился и нашел в Троекурове удобный приют для безмолвия, однако прежде своего перемещения он отправился в Киев помолиться святым угодникам и посоветоваться с духовными и опытными старцами и получил от Самого Господа извещение о переходе, потому что по возвращении из Киева он уже не медлил в Колычеве. Дорогой, в дремучем лесу, услышал он голос, обращенный к нему: «Будет тебе ходить! Спасайся на одном месте!». В благоговейном трепете блаженный пал лицом на землю, прославляя милосердие Господа, открывающего волю Свою со смирением молящимся Ему. Отец Иларион тут же дал обет - пребыть до смерти на месте, на котором благоволил указать ему Господь. Там, где прежде во время странствований отец Иларион любил отдохнуть, под тенью густых берез, по левую сторону Димитриевской церкви, Раевский с неизъяснимой радостью немедленно приказал поставить удобную келлию, состоявшую из трех комнат, украшенных святыми иконами и снабженных всем необходимым. Иван Иванович сам отправился в Колычево за отцом Иларионом, который только что за несколько часов перед его приездом возвратился из Киева. 3 ноября 1824 года, в полночь, со своим келейником Никитой, в сопровождении господина Раевского, отец Иларион выехал в село Троекурово.

Омшаник - теплая пристройка (амбар, сруб), проложенная мхом.-

Ред.