Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина

4].

Слава о высокой духовной жизни Колычевского подвижника разносилась всюду. Соседние помещики наперерыв старались, кто чем мог, послужить человеку Божию. Иван Иванович, сердечно расположившийся к нему, усердно желал приютить у себя великого подвижника Христова и упокоить его после многотрудной скитальческой жизни. После усердной и неотступной его просьбы отец Иларион согласился и нашел в Троекурове удобный приют для безмолвия, однако прежде своего перемещения он отправился в Киев помолиться святым угодникам и посоветоваться с духовными и опытными старцами и получил от Самого Господа извещение о переходе, потому что по возвращении из Киева он уже не медлил в Колычеве. Дорогой, в дремучем лесу, услышал он голос, обращенный к нему: «Будет тебе ходить! Спасайся на одном месте!». В благоговейном трепете блаженный пал лицом на землю, прославляя милосердие Господа, открывающего волю Свою со смирением молящимся Ему. Отец Иларион тут же дал обет - пребыть до смерти на месте, на котором благоволил указать ему Господь. Там, где прежде во время странствований отец Иларион любил отдохнуть, под тенью густых берез, по левую сторону Димитриевской церкви, Раевский с неизъяснимой радостью немедленно приказал поставить удобную келлию, состоявшую из трех комнат, украшенных святыми иконами и снабженных всем необходимым. Иван Иванович сам отправился в Колычево за отцом Иларионом, который только что за несколько часов перед его приездом возвратился из Киева. 3 ноября 1824 года, в полночь, со своим келейником Никитой, в сопровождении господина Раевского, отец Иларион выехал в село Троекурово.

Омшаник - теплая пристройка (амбар, сруб), проложенная мхом.-

Ред.

Палица - часть облачения священника (как награда) и архиерея, представляющая собой четырехугольный плат, привешиваемый за один угол на правом бедре. Символизирует духовный меч, то есть Слово Божие, которым должны быть вооружены священнослужители для борьбы с неверием и нечестием.-

Ред.

Завещание свое отец Иларион впоследствии передал на память одной из послушниц Троекуровской женской обители, теперь уже умершей А.Н.С.

Рассказывают из жизни Раевского замечательный случай, глубоко и навсегда утвердивший в его душе добрые христианские чувства. Присутствуя на своих постройках, он обыкновенно сидел на бревнах или на камнях, смотрел на рабочих, ободряя их ласковым барским словом. Однажды в имении его, селе Кузьмищи, перестраивалось какое-то кирпичное здание, окруженное лесами. Иван Иванович, по обыкновению, пошел взглянуть на работу; каменщики обедали; лишь только приблизился он к постройке, как вдруг часть стены с лесами обрушилась на него и, без сомнения, задушила бы несчастного, если бы не подоспел на помощь к нему камердинер, отыскивавший его к обеду. Не нашедши своего барина на месте любимой его прогулки, камердинер возвращался уже домой, как вдруг среди груды рассыпавшихся кирпичей увидел полу платья Ивана Ивановича. Как описать ужас преданного слуги? Не теряя времени, он собрал народ, откопали почти бездыханного Раевского, около часу все стояли над телом любимого господина между страхом и надеждой. Наконец Раевский открыл глаза; первым словом его было благодарение Господу за чудесное избавление от явной смерти. Это случилось 10 июля - в праздник Положения ризы Господней. С этого дня, в память сохранения своей жизни, Иван Иванович положил себе священным долгом украшать святые иконы серебряными ризами.