Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

Но прочитав написанное, возболел я снова духом, что есть люди, однажды навсегда замыслившие идти против истины. И сам ты, возлюбленный и истинно желаннейший, со скорбью пишешь, что некоторые, хотя отступили от ариан за хулу их на Сына Божьего, однако же неправо мыслят о Святом Духе и утверждают, будто бы Дух Святый не только есть тварь, но даже один из служебных духов и единственно степенью отличается от ангелов. Но это притворное только разногласие 4 с арианами, действительное же прекословие благочестивой вере. Как ариане, отрицая Сына, отрицают и Отца, так и эти, произнося хулу на Духа Святаго, хулят и Сына. Те и другие разделили между собою жребий противления истине, и за неправомыслие свое, одни о Слове, а другие о Духе виновны в одинаковой хуле на Святую Троицу. Итак, видя это, долго размышлял я сам с собою, и восскорбел духом, что диавол снова отыскал случай наругаться над подражателями его безумия.

И хотя положено было мною в настоящее время молчать, однако же, убеждаемый твоим преподобием, подвигнутый иномыслием и сатанинскою продерзостью этих еретиков пишу это послание, как едва достает моих сил, пишу кратко, чтобы ты, в написанном имея для себя повод, по свойственному тебе благоразумию сам присовокупил недостающее, и, таким образом, обличение злочестивой ереси сделалось полным.

2) Итак, мнение это не чуждо ариан, однажды решившимся отрицать Божие Слово естественно изрекать такие хулы и на Духа. Поэтому и в опровержение ариан нет нужды говорить что-либо новое, достаточно и того, что сказано против них прежде. Но с погрешающими в учении о Духе надобно говорить, исследовав дело в некотором обратном порядке, как сами они назвали бы это.

И иной подивится их неразумию, как они, не соглашаясь признавать тварью Сына Божьего и мудрствуя о сем справедливо, могут даже слышать терпеливо, когда Дух Сына именуется тварью? Если по единству Слова со Отцем не соглашаются Сына именовать единым из созданных, но (что и справедливо) признают Его Зиждителем тварей, то 5 почему же Духа Святаго, имеющего тоже единство с Сыном, какое Сын имеет с Отцом, называют тварью? Почему не дознали они того, что как не отделяя Сына от Отца, соблюдают единство Божие, так отделяя Духа от Слова, не сохраняют уже Единого в Троице Божества, рассекая Его, примешивая к Нему естество чуждое и инородное, делая Его равным с тварями? Это же показывает опять, что Троица есть уже не единое, но сложное из двух, и притом (по причине иносущия Духа, какое воображают себе еретики) различных естеств. Что же это за богословие, слагаемое из Создателя и твари? Или уже Божество не троично, но двойственно и притом есть тварь? Или, если Оно есть Троица (что и действительно), то почему Духа Троицы ставят в один ряд с тварями, низшими Троицы? Это опять значит разделять и разлагать Троицу. А посему не право мудрствующие о Духе Святом не мудрствуют право и о Сыне. А если бы право мудрствовали о Слове, то здраво мудрствовали бы и о Духе, Иже от Отца исходит, и собственен Сыну, от Него подается ученикам и всем верующим в Него. Погрешая в учении о Духе, еретики не имеют здравой веры и во Отца. Ибо противящиеся Духу, как назвал их великий мученик Стефан (Деян 7:51), отрицают и Сына, отметающиеся же Сына, ни Отца имут (1 Ин 2:23).

3) Итак, где же взят вами предлог к такой дерзости, что не убоялись вы сказанного Господом: а иже восхулит на Духа Святаго, не имать отпущения ни в сей век, ни в будущий (Мк 3:29; Мф 12:32)? Ариане, не уразумев пришествия Слова во плоти и сказанного о Слове относительно к сему пришествию, это однако же обратили в предлог к своей ереси и за сие признаны богоборцами, как подлинно от земли тщесловующии 6 (Ис 8:19). Но вы чем введены в обман? У кого выслушали это? Или как дошли до такого заблуждения?

Говорят, читали мы, что у пророка Амоса глаголет Бог: се Аз утверждаяй гром, и созидаяй дух 1, и возвещаяй в человецех Христа Своего, творяй утро и мглу, и восходяй на высокая земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему (Ам 4:13). И это убедило нас согласиться с арианами, которые говорят, что Дух Святый есть тварь. Так читали вы у Амоса, но читали или не читали вы, сказанное в Притчах: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч 8:22)? И если последнее изречение толкуете согласно с истиной, не называя Слова тварию, то почему же сказанное у Пророка не толкуете таким же образом, и услышав одно именование дух, думаете, что Дух Святый называется тварью? Хотя в Притчах Премудрость явственно говорит о Себе: созда Мя, однако же вы сему изречению (что весьма хорошо) даете такое толкование, что Зиждительную Премудрость не сопричисляете к тварям. В пророческом же изречении нет прямого указания на Духа Святаго, а сказано просто о духе. Почему же, хотя в Писаниях слово «дух» употребляется в весьма различных значениях и пророческому изречению можно дать собственный его правильный смысл, вы как упорствующие или как угрызенные змием арианства думаете, что у Амоса говорится о Духе Святом, только бы не отказаться вам от той мысли, что Он есть тварь?

4) Скажите же, найдете ли где в божественном Писании, чтобы Дух Святый назван был просто духом, или без присовокупления, что Он или 1 По славянскому переводу: ветр. 7 Божий, или Отчий, или Мой, или самого Христа и Сына, или: от Меня, то есть от Бога, или так, что при слове Дух не был бы поставлен член, и сказано было просто ??????, а не ?? ??????, или так, что не имел бы сего самого именования: Дух Святый, или Утешитель, или Дух Истины, т. е. Сына, который говорит: Аз есмь Истина (Ин 14:6), и вы, слыша просто слово дух (??????), могли бы подразумевать Духа Святаго? Из этого правила должно исключить случаи, когда вновь упоминается о приявших уже Духа, которые, прежде еще научившись, что такое Дух Святый, впоследствии, при одном (как бы только в повторение и напоминание) наименовании слова «дух» знают, о ком идет речь. Но и в этом случае слово дух (??????) большей частью употребляется с членом, а без члена, или без сказанного выше присовокупления, вовсе не может означать Духа Святаго. Так, например, Павел пишет к галатам: сие едино хощу уведети от вас, от дел ли закона Духа (?? ??????) приясте, или от слуха веры (Гал 3:2)? Какого же прияли они Духа, как не Духа Святаго, даруемого верующим и возрожденным банею паки бытия? И пиша к фессалоникийцам: Духа (?? ??????) не угашайте (1 Сол 5:19), апостол знающим, какого прияли Духа, сказал это, чтобы по нерадению не угасили в себе возгнетенной в них благодати Духа. И если в Евангелиях о Спасителе, по человечеству ради восприятой Им на Себя плоти, евангелисты говорят: Иисус же исполнь Духа возвратися от Иордана (Лк 4:1), и: тогда Иисус возведен бысть Духом в пустыню (Мф 4:1), то изречения эти имеют тот же смысл. Ибо у Луки прежде было сказано: бысть же егда крестишася вси людие, и Иисусу крещшуся и молящуся, отверзеся небо и сниде Дух Святый, 8 телесным образом яко голубь, на-Нь (Лк 3:21–22), а из сего явствовало, что словом Дух означается Дух Святый. И таким образом, кто имеет Духа Святаго, в речи о тех, если сказано и просто: Дух, без всякого к сему присовокупления, означается, без сомнения, Дух Святый, особливо если при слове «дух» есть член.

5) Отвечайте же на предложенный вам вопрос: находили ли вы где в божественном Писании, чтобы Дух Святый назван был просто духом, без сказанного выше прибавления и без соблюдения упомянутого нами правила? Но вы не можете дать на это ответа, потому что не найдете того в Писании. Напротив того, в книге Бытия написано: и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1:2), и несколько ниже: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт 6:3). И в книге Чисел Моисей говорит Навину: еда ревнуеши ты мне? И кто даст людем Господним пророки, егда даст Господь Духа Своего на них (Чис 11:29)? И в книге Судей о Гофонииле сказано: и бысть на нем Дух Господень, и суди Израиля (Суд 3:10), и еще: и бысть на Иеффаи Дух Господень (Суд 11:29), о Сампсоне же говорится: возмужа отроча, и благослови е Господь. И нача Дух Господень ходити с ним (Суд 13:24–25), и: сниде на него Дух Господень (Суд 15:14). И Давид воспевает: Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс 50:13), и еще в сто сорок втором псалме: Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя (Пс 142:10–11). У Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис 61:1), а прежде было сказано: горе чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не Мною, и заветы не Духом Моим, приложити грехи ко грехом 9 (Ис 30:1), и еще: слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь посла мя, и Дух Его (Ис 48:16), несколько же ниже так говорит: и сей им, иже от Мене завет, рече Господь: Дух Мой, Иже есть в тебе (Ис 59:21), и после сего пророк присовокупляет: не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их, и щадит их, сам избави их, и восприят их, и вознесе их во вся дни века. Тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися има во вражду (Ис 63:9–10). Иезекииль говорит так: и Дух взя мя, и принесе мя в землю халдейску в пленники в видении Духом Божиим (Иез 11:24). У Даниила сказано: воздвиже Бог Духом Святым отрока юна, емуже имя Даниил. И возопи гласом великим: чист аз от крове сея (Дан 13:45–46). Михей говорит: Дом Иаковль разгнева Дух Господень (Мих 2:7). И чрез Иоиля Бог говорит: и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил 2:28). И еще таково было слово Божие через Захарию: обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим Пророком (Зах 1:6), и несколько ниже, когда пророк жаловался на народ, Бог сказал: и сердце свое учиниша непокориво, не послушати закона Моего, и словес, яже посла Господь Вседержитель Духом Своим рукою Пророков прежних (Зах 7:12). И эти немногие места собрали и привели мы из Ветхого Завета.

6) Спросите же и о том, чт? есть в Евангелиях и чт? написали апостолы, и услышите, что и там слово «дух» имеет весьма многие различные значения, Дух же Святый по преимуществу именуется не просто «духом», но со сказанным нами присовокуплением. Так, по замеченному выше, когда 10 Господь крестился по человечеству, по причине носимой Им на Себе плоти, говорится, что снисшел на Него Дух Святый. И сего-то Духа подавая ученикам, Господь сказал: приимите Дух Свят (Ин 20:22). И учил их: Утешитель, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин 14:26). И несколько ниже сказал о Духе: егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин 15:26), и еще: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф 10:20), и несколько ниже: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мф 12:28). И все богословие и тайноводство наше, которым сочетал Он нас с Собою, а через Себя и со Отцем, восполняя Духом, Господь заповедал ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). И изрекая им обетование послать Духа, повеле от Иерусалима не отлучатися (Деян 1:4), по прошествии же немногих дней, егда скончавашася дние пятдесятницы, беша вси вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян 2:1–4). После сего и возложением рук апостольских подаваем был Дух Святый возрожденным (Деян 2:18; 8:17). А некто Агав пророчествовал Духом, говоря: тако глаголет Дух Святый (Деян 21:11). И Павел говорит: в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян 20:28). И по крещении евнуха Дух 11 Господень восхитил Филиппа. И Петр написал: приемлюще кончину вере, спасение душам: о немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша, испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сих (1 Пет 1:9–11). Иоанн в Послании своем сказал: о сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13). Павел же пишет к римлянам: вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради, дух же живет правды ради. Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса живет в вас, Воздвигий Христа Иисуса из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим 8:9–11), и к коринфянам: Дух бо вся испытует, и глубины Божия: Кто бо весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам (1 Кор 2:10–12), и несколько ниже: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (3:16)? И еще: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (6:11), и еще: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (12:11), и еще: Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор 3:17). Смотри же, как пишет и к галатам: да благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою (Гал 3:14), и еще: понеже есте сынове, посла Бог 12 Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. Темже уже неси раб, но сын, аще ли же сын, и наследник Божий Христом (4:6–7). Ефесянам же сказал так: Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф 4:30), и еще: тщащеся блюсти единение Духа в союзе мира (4:3). И к филиппийцам с дерзновением пишет: что убо? Обаче всяцем образом, аще виною, аще истиною, Христос проповедаемь есть: и о сем радуюся, но и возрадуюся. Вем бо, яко сие сбудется ми во спасение вашею молитвою и подаянием Духа Иисус Христова, по чаянию и упованию моему, яко ни о едином же постыждуся (Флп 1:18–20) и еще: мы бо есмы обрезание, иже Духом Богу служим, и хвалимся о Христе Иисусе (3:3). И фессалоникийцам свидетельствует: темже убо отметаяй не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в вас (1 Сол 4:8). К евреям же пишет так: являющу Духу Святому, яко не у явися святых путь, еще первей скинии имущей стояние (Евр 9:8), и еще: колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый (10:29)? И еще: аще бо кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, Иже Духом венным Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (9:13–14)? И к фессалоникийцам пишет: и тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол 2:8).

7) Вот какими признаками обозначается Дух Святый во всяком божественном Писании. Что же подобное усмотрели вы у пророка? Употребленное теперь пророком слово дух не имеет даже 13 пред собою и члена, чтобы иметь вам для себя предлог хотя в этом. Напротив того, без всякого основания осмелились вы придумать себе обратное умозаключение и утверждать, будто бы дух, который сказуется созидаемым, есть Дух Святый, хотя у филологов могли бы научиться различию значений слова дух. Ибо говорится и о духе человеческом, как воспевает Давид: пощию сердцем моим глумляхся и тужаше дух мой (Пс 76:7). И Варух в молитве говорит: душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе (Вар 3:1). И в песни трех отроков сказано: благословите дуси и душы праведных Господа (Дан 3:86). И апостол пишет: самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы (Рим 8:16–17), и еще: никтоже весть яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1 Кор 2:11). И в Послании к фессалоникийцам молитвенно говорит: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол 5:23). А в книге Бытия говорится и о духах ветреных: и наведе Бог дух на землю, и преста вода (Быт 8:1). И об Ионе сказано: и Господь воздвиже дух 2 на мори, и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися (Ион 1:4). И в сто шестом псалме написано: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его (Пс 106:25), и в сто сорок восьмом псалме: хвалите Господа от земли змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его (Пс 148:7–8). И у Иезекииля в плаче на Сор сказано: в сердце морстем, в воде мнозе привождаху тя весленицы твои: дух южный сокруши тя (Иез 27:26). 2 По слав. Переводу — ветр. 14

8) Читая святые Писания, найдете, что и смысл, заключающийся в самых божественных словесах, называется духом, как пишет Павел: Иже и удоволи нас служители быти нову завету, не писмене, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6). Ибо как самое изречение начертывается писменами, так смысл изречения называется духом. Так и закон духовен есть, чтобы, как сказал опять Павел, работати нам не в ветхости писмене, но во обновлении духа (ср.: Рим 7:6). И он же с благодарением сказал: темже убо сам аз умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному. Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе. Закон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго (Рим 7:25; 8:1–2). И Филипп, желая обратить каженика от буквы к духу, сказал: убо разумееши ли, яже чтеши (Деян 8:30). И о Халеве в книге Чисел засвидетельствовано, что имел он такого духа, как говорит Бог: раб же Мой Халев, яко бысть дух ин в нем и возследова Мне, введу его в землю, в нюже ходил тамо (Чис 14:24), с иной мыслию, нежели прочие соглядатаи, говорил Халев, и за это благоугоден стал Богу. Таковое-то иметь сердце увещавал Бог народ Свой, говоря чрез Иезекииля: сотворите себе сердце ново, и дух нов (Иез 18:31).

Итак, поелику показано столько различных значений слова дух, то лучше было бы вам, слыша о духе сотворенном, разуметь это о каком-либо из сказанных пред сим духов, например о духе, о котором написано у Исаии: совещася Арам со Ефремом, и ужасеся душа его, и душа людей его: якоже в дубраве древо духом (??? ?????????) колеблется (Ис 7:2). Таков же был дух, воздвигнутый Господом на море ради Ионы. Ибо 15 за громом следуют и дыхания ветров, как было во время дождя при Ахааве, по написанному: и бысть до зде и до зде, и небо примрачися облаш и духом (3 Цар 18:45).

9) Но говорят: поелику изречение это упоминает о Христе, то сообразно с этим и наименованного духа надобно представлять себе не иным, как Духом Святым. Хорошо вами примечено, что Духа Святаго должно именовать вместе со Христом. Но где же научились вы отделять и отчуждать по естеству Духа от Сына, потому что о Христе говорите, что Он — не тварь, а Духа Святаго именуете тварью? Ни с чем не сообразно именовать и славить вместе то, что неподобно по естеству. Ибо какое общение и какое подобие у твари с Творцом? Остается уже сопричислить и присоединить к Сыну и вас, как Им получивших бытие. Поэтому, написанное у пророка, по сказанному, достаточно было разуметь о духе ветреном. Но поелику представляете в предлог сделанное в этом изречении упоминание о Христе, то необходимо в точности рассмотреть сказанное пророком, чтобы доискаться нам более свойственного понятия о духе, который сказуется созидаемым.

Итак, что значит возвещать в человецех Христа своего? Не то же ли, что и соделаться Христу человеком? Кажется, что слова эти равнозначительны следующим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Мф 1:23; Ис 7:14), а также и другим местам Писания о Христовом пришествии. Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидаемый дух, кроме воссозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам 16 вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас (Иез 36:26). Но когда это исполнилось, не тогда ли как пришедший Господь обновил все благодатию? Вот и в этом изречении показывается разность значений слова дух. И наш дух есть то, что обновляется, о Духе же Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и Псалмопевец в сто третьем псалме говорит: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30). Если же обновляемся мы Духом Божиим, то не Святый Дух, а наш дух сказуется теперь созидаемым. И если на том основании, что все приводится в бытие Словом, прекрасно рассуждаете, что Сын — не тварь, то не хула ли, именовать тварью Духа, которым Отец через Слово приводит все к совершенству и обновляет? И если по причине написанного просто, что дух созидается, воображали они себе, что это есть Дух Святый, то должны, наконец, убедиться, что дух созидаемый есть не Дух Святый, но наш дух, Им обновляемый. О сем и Давид молился, псалмопевствуя: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс 50:12). Здесь говорится, что созидает, создал же его прежде, как говорит Захария: простираяй небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем (Зах 12:1). Ибо того же духа, который прежде создан Богом и который пал, воссоздал Он, Сам быв в твари, когда Слово плоть бысть, да оба, как говорит апостол, созиждет во единаго новаго человека (Еф 2:15), созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (4:24). И это сказал 17 апостол не в том смысле, будто бы создан иной человек, кроме сотворенного вначале по образу Божию, напротив же того, советовал он восприять ум созданный и обновленный во Христе. Это выражается также и у Иезекииля, когда говорит он: сотворите себе сердце ново и дух нов: и вскую умираете, доме Израилев? понеже не хощу смерти умирающаго, глаголет Адонаи Господь (Иез 18:31–32).