Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

5) Отвечайте же на предложенный вам вопрос: находили ли вы где в божественном Писании, чтобы Дух Святый назван был просто духом, без сказанного выше прибавления и без соблюдения упомянутого нами правила? Но вы не можете дать на это ответа, потому что не найдете того в Писании. Напротив того, в книге Бытия написано: и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт 1:2), и несколько ниже: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт 6:3). И в книге Чисел Моисей говорит Навину: еда ревнуеши ты мне? И кто даст людем Господним пророки, егда даст Господь Духа Своего на них (Чис 11:29)? И в книге Судей о Гофонииле сказано: и бысть на нем Дух Господень, и суди Израиля (Суд 3:10), и еще: и бысть на Иеффаи Дух Господень (Суд 11:29), о Сампсоне же говорится: возмужа отроча, и благослови е Господь. И нача Дух Господень ходити с ним (Суд 13:24–25), и: сниде на него Дух Господень (Суд 15:14). И Давид воспевает: Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс 50:13), и еще в сто сорок втором псалме: Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя (Пс 142:10–11). У Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис 61:1), а прежде было сказано: горе чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не Мною, и заветы не Духом Моим, приложити грехи ко грехом 9 (Ис 30:1), и еще: слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь посла мя, и Дух Его (Ис 48:16), несколько же ниже так говорит: и сей им, иже от Мене завет, рече Господь: Дух Мой, Иже есть в тебе (Ис 59:21), и после сего пророк присовокупляет: не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их, и щадит их, сам избави их, и восприят их, и вознесе их во вся дни века. Тии же не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися има во вражду (Ис 63:9–10). Иезекииль говорит так: и Дух взя мя, и принесе мя в землю халдейску в пленники в видении Духом Божиим (Иез 11:24). У Даниила сказано: воздвиже Бог Духом Святым отрока юна, емуже имя Даниил. И возопи гласом великим: чист аз от крове сея (Дан 13:45–46). Михей говорит: Дом Иаковль разгнева Дух Господень (Мих 2:7). И чрез Иоиля Бог говорит: и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил 2:28). И еще таково было слово Божие через Захарию: обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елика Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим Пророком (Зах 1:6), и несколько ниже, когда пророк жаловался на народ, Бог сказал: и сердце свое учиниша непокориво, не послушати закона Моего, и словес, яже посла Господь Вседержитель Духом Своим рукою Пророков прежних (Зах 7:12). И эти немногие места собрали и привели мы из Ветхого Завета.

6) Спросите же и о том, чт? есть в Евангелиях и чт? написали апостолы, и услышите, что и там слово «дух» имеет весьма многие различные значения, Дух же Святый по преимуществу именуется не просто «духом», но со сказанным нами присовокуплением. Так, по замеченному выше, когда 10 Господь крестился по человечеству, по причине носимой Им на Себе плоти, говорится, что снисшел на Него Дух Святый. И сего-то Духа подавая ученикам, Господь сказал: приимите Дух Свят (Ин 20:22). И учил их: Утешитель, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин 14:26). И несколько ниже сказал о Духе: егда приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин 15:26), и еще: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф 10:20), и несколько ниже: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мф 12:28). И все богословие и тайноводство наше, которым сочетал Он нас с Собою, а через Себя и со Отцем, восполняя Духом, Господь заповедал ученикам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). И изрекая им обетование послать Духа, повеле от Иерусалима не отлучатися (Деян 1:4), по прошествии же немногих дней, егда скончавашася дние пятдесятницы, беша вси вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян 2:1–4). После сего и возложением рук апостольских подаваем был Дух Святый возрожденным (Деян 2:18; 8:17). А некто Агав пророчествовал Духом, говоря: тако глаголет Дух Святый (Деян 21:11). И Павел говорит: в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян 20:28). И по крещении евнуха Дух 11 Господень восхитил Филиппа. И Петр написал: приемлюще кончину вере, спасение душам: о немже спасении взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекоша, испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сих (1 Пет 1:9–11). Иоанн в Послании своем сказал: о сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13). Павел же пишет к римлянам: вы же несте во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради, дух же живет правды ради. Аще ли же Дух Воскресившаго Иисуса живет в вас, Воздвигий Христа Иисуса из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим 8:9–11), и к коринфянам: Дух бо вся испытует, и глубины Божия: Кто бо весть, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем? Такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам (1 Кор 2:10–12), и несколько ниже: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (3:16)? И еще: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (6:11), и еще: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (12:11), и еще: Господь же Дух есть, а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор 3:17). Смотри же, как пишет и к галатам: да благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою (Гал 3:14), и еще: понеже есте сынове, посла Бог 12 Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче. Темже уже неси раб, но сын, аще ли же сын, и наследник Божий Христом (4:6–7). Ефесянам же сказал так: Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления (Еф 4:30), и еще: тщащеся блюсти единение Духа в союзе мира (4:3). И к филиппийцам с дерзновением пишет: что убо? Обаче всяцем образом, аще виною, аще истиною, Христос проповедаемь есть: и о сем радуюся, но и возрадуюся. Вем бо, яко сие сбудется ми во спасение вашею молитвою и подаянием Духа Иисус Христова, по чаянию и упованию моему, яко ни о едином же постыждуся (Флп 1:18–20) и еще: мы бо есмы обрезание, иже Духом Богу служим, и хвалимся о Христе Иисусе (3:3). И фессалоникийцам свидетельствует: темже убо отметаяй не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в вас (1 Сол 4:8). К евреям же пишет так: являющу Духу Святому, яко не у явися святых путь, еще первей скинии имущей стояние (Евр 9:8), и еще: колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый и кровь заветную скверну возмнив, ею же освятися, и Духа благодати укоривый (10:29)? И еще: аще бо кровь козлия и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, Иже Духом венным Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (9:13–14)? И к фессалоникийцам пишет: и тогда явится беззаконник, его же Господь Иисус убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол 2:8).

7) Вот какими признаками обозначается Дух Святый во всяком божественном Писании. Что же подобное усмотрели вы у пророка? Употребленное теперь пророком слово дух не имеет даже 13 пред собою и члена, чтобы иметь вам для себя предлог хотя в этом. Напротив того, без всякого основания осмелились вы придумать себе обратное умозаключение и утверждать, будто бы дух, который сказуется созидаемым, есть Дух Святый, хотя у филологов могли бы научиться различию значений слова дух. Ибо говорится и о духе человеческом, как воспевает Давид: пощию сердцем моим глумляхся и тужаше дух мой (Пс 76:7). И Варух в молитве говорит: душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе (Вар 3:1). И в песни трех отроков сказано: благословите дуси и душы праведных Господа (Дан 3:86). И апостол пишет: самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы (Рим 8:16–17), и еще: никтоже весть яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1 Кор 2:11). И в Послании к фессалоникийцам молитвенно говорит: всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится (1 Сол 5:23). А в книге Бытия говорится и о духах ветреных: и наведе Бог дух на землю, и преста вода (Быт 8:1). И об Ионе сказано: и Господь воздвиже дух 2 на мори, и бысть буря великая в мори, и корабль бедствоваше еже сокрушитися (Ион 1:4). И в сто шестом псалме написано: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его (Пс 106:25), и в сто сорок восьмом псалме: хвалите Господа от земли змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его (Пс 148:7–8). И у Иезекииля в плаче на Сор сказано: в сердце морстем, в воде мнозе привождаху тя весленицы твои: дух южный сокруши тя (Иез 27:26). 2 По слав. Переводу — ветр. 14

8) Читая святые Писания, найдете, что и смысл, заключающийся в самых божественных словесах, называется духом, как пишет Павел: Иже и удоволи нас служители быти нову завету, не писмене, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит (2 Кор 3:6). Ибо как самое изречение начертывается писменами, так смысл изречения называется духом. Так и закон духовен есть, чтобы, как сказал опять Павел, работати нам не в ветхости писмене, но во обновлении духа (ср.: Рим 7:6). И он же с благодарением сказал: темже убо сам аз умом моим работаю закону Божию, плотию же закону греховному. Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе. Закон бо духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго (Рим 7:25; 8:1–2). И Филипп, желая обратить каженика от буквы к духу, сказал: убо разумееши ли, яже чтеши (Деян 8:30). И о Халеве в книге Чисел засвидетельствовано, что имел он такого духа, как говорит Бог: раб же Мой Халев, яко бысть дух ин в нем и возследова Мне, введу его в землю, в нюже ходил тамо (Чис 14:24), с иной мыслию, нежели прочие соглядатаи, говорил Халев, и за это благоугоден стал Богу. Таковое-то иметь сердце увещавал Бог народ Свой, говоря чрез Иезекииля: сотворите себе сердце ново, и дух нов (Иез 18:31).

Итак, поелику показано столько различных значений слова дух, то лучше было бы вам, слыша о духе сотворенном, разуметь это о каком-либо из сказанных пред сим духов, например о духе, о котором написано у Исаии: совещася Арам со Ефремом, и ужасеся душа его, и душа людей его: якоже в дубраве древо духом (??? ?????????) колеблется (Ис 7:2). Таков же был дух, воздвигнутый Господом на море ради Ионы. Ибо 15 за громом следуют и дыхания ветров, как было во время дождя при Ахааве, по написанному: и бысть до зде и до зде, и небо примрачися облаш и духом (3 Цар 18:45).

9) Но говорят: поелику изречение это упоминает о Христе, то сообразно с этим и наименованного духа надобно представлять себе не иным, как Духом Святым. Хорошо вами примечено, что Духа Святаго должно именовать вместе со Христом. Но где же научились вы отделять и отчуждать по естеству Духа от Сына, потому что о Христе говорите, что Он — не тварь, а Духа Святаго именуете тварью? Ни с чем не сообразно именовать и славить вместе то, что неподобно по естеству. Ибо какое общение и какое подобие у твари с Творцом? Остается уже сопричислить и присоединить к Сыну и вас, как Им получивших бытие. Поэтому, написанное у пророка, по сказанному, достаточно было разуметь о духе ветреном. Но поелику представляете в предлог сделанное в этом изречении упоминание о Христе, то необходимо в точности рассмотреть сказанное пророком, чтобы доискаться нам более свойственного понятия о духе, который сказуется созидаемым.

Итак, что значит возвещать в человецех Христа своего? Не то же ли, что и соделаться Христу человеком? Кажется, что слова эти равнозначительны следующим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Мф 1:23; Ис 7:14), а также и другим местам Писания о Христовом пришествии. Когда же возвещается явление Слова во плоти, тогда какой надобно разуметь созидаемый дух, кроме воссозидаемого и обновляемого духа человеческого? Ибо сие обетовал Бог, говоря чрез Иезекииля: и дам 16 вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно и Дух Мой дам в вас (Иез 36:26). Но когда это исполнилось, не тогда ли как пришедший Господь обновил все благодатию? Вот и в этом изречении показывается разность значений слова дух. И наш дух есть то, что обновляется, о Духе же Святом Бог говорит, что Он не просто Дух, а Дух Его, и что Им обновляется наш дух, как и Псалмопевец в сто третьем псалме говорит: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30). Если же обновляемся мы Духом Божиим, то не Святый Дух, а наш дух сказуется теперь созидаемым. И если на том основании, что все приводится в бытие Словом, прекрасно рассуждаете, что Сын — не тварь, то не хула ли, именовать тварью Духа, которым Отец через Слово приводит все к совершенству и обновляет? И если по причине написанного просто, что дух созидается, воображали они себе, что это есть Дух Святый, то должны, наконец, убедиться, что дух созидаемый есть не Дух Святый, но наш дух, Им обновляемый. О сем и Давид молился, псалмопевствуя: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс 50:12). Здесь говорится, что созидает, создал же его прежде, как говорит Захария: простираяй небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем (Зах 12:1). Ибо того же духа, который прежде создан Богом и который пал, воссоздал Он, Сам быв в твари, когда Слово плоть бысть, да оба, как говорит апостол, созиждет во единаго новаго человека (Еф 2:15), созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (4:24). И это сказал 17 апостол не в том смысле, будто бы создан иной человек, кроме сотворенного вначале по образу Божию, напротив же того, советовал он восприять ум созданный и обновленный во Христе. Это выражается также и у Иезекииля, когда говорит он: сотворите себе сердце ново и дух нов: и вскую умираете, доме Израилев? понеже не хощу смерти умирающаго, глаголет Адонаи Господь (Иез 18:31–32).

10)Итак,поеликутакоезначениеимеетдух созидаемый, то и под утверждаемым громом прилично разуметь верное слово и непоколебимый закон духа. Ибо Господь, желая, чтобы Иаков и Иоанн соделались служителями оного, наименовал их Воанергес, т. е. сыны громовы. Почему, Иоанн действительно взывает с неба: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин 1:1). Ибо прежде Закон имел сень грядущих благ (Евр 10:1), а когда возвещен людям Христос, и, пришедши к ним, говорит Он: Аз есмь, глаголяй (Ин 4:26), тогда, говорит Павел, глас Его землю поколеба, как обетовавшего прежде: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом. А еже, еще единою, сказует колеблемых преложение, да пребудут, яже суть неподвижимая. Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу (Евр 12:26–28). Но то же царство, которое апостол называет непоколебимым, Давид воспевает как утвержденное: Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже неподвижится (Пс 92:1). Итак, сказанное у пророка, означает Спасителево пришествие, в котором и мы обновлены, и закон духа пребывает непоколебимым. 18

Но сии подлинно «обратные» 3, сложившись с арианами, и с ними приняв участие в хуле на Божество, чтобы как те именуют тварью Сына, так им именовать тварью Духа, дерзнули, как сами говорят, изобрести себе обратные умозаключения и перетолковать апостольское изречение. И когда апостол прекрасно написал к Тимофею: засвидетельствую пред Богом, и Иисус Христом, и избранными ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению (1 Тим 5:21), тогда они говорят: «поелику наименовал Бога и Христа, а потом ангелов, то необходимо сопричислить к ангелам Духа и положить, что Дух одного с ними чина и только выше прочих ангелов».

Во-первых, это есть изобретение Валентинова злочестия, и еретики не могут скрыть, что повторяют его слова. Ибо Валентин говорил: «когда послан Утешитель, посланы с Ним сверстные Ему ангелы». А сверх того, низводя Духа в ангельский чин, не приметили они того, что ангелов ставят наравне с Троицею. Ибо если ангелы, по их словам, следуют за Отцом и Сыном, то ясно, что и ангелы принадлежат к Троице, а не суть служебнии дуси, в служение посылаеми (Евр 1:14), и не они освящаются, но паче сами освящают других.

11) Посему каково же неразумие их? Где нашли опять в Писаниях, чтобы Дух назывался ангелом? Мне необходимо повторить то же, что говорено прежде. Утешитель наименован Духом сыноположения (Рим 8:15), наименован также Духом святыни (2 Сол 2:13), Духом Божиим (Рим 15:19) 3 ????????: так названы духоборцы, потому что изобрели некоторые обратные умозаключения в своих толкованиях. Впоследствии еретики эти стали известны под именем македониан. 19 и Духом Христовым, но нигде не именуется ни ангелом, ни архангелом, ни духом служения, каковы суть ангелы. Напротив того, и Ему, как и Сыну, служит Гавриил, говоря Марии: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лк 1:35). Поелику же Писания не называют Духа ангелом, то будет ли им какое оправдание в такой неразумной дерзости? Сам Валентин, посеявший в них такую худую мысль, не смешивает наименований Утешитель и ангелы, хотя и имеет столько безрассудства, что Духа признает современным и сверстным с ангелами.

«Но вот, — говорят, — у пророка Захарии написано: сия глаголет ангел, глаголяй во мне (Зах 4:1). Из этого видно, что словом «ангел» означает пророк глаголющего в нем Духа». Но этого не сказали бы они, если бы прочли со вниманием. Ибо сам Захария, увидев в видении свещник, говорит: и отвеща ангел, глаголяй во мнЕ и рече: не разумееши ли, что суть сия? И рех: ни Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе моем, глаголет Господь Вседержитель (Зах 4:5–6). Итак, явно, что ангел, глаголющий пророку, не был Дух Святый. Но как глаголющий есть ангел, так Дух есть Дух Бога Вседержителя, Ему служит ангел, Он неотделим от Божества, Он собствен Слову. Если опираются на апостольское изречение, потому что после Христа наименованы избранные ангелы, то пусть скажут, который из всех ангелов присоединяется к Троице. Ибо все ангелы не составляют из себя одного. Или кто из них на Иордане нисшел в виде голубя? Ибо тысящи тысящ и тмы тем служат (ср.: Дан 7:10). Или почему, когда отверзлись небеса, снисшел не один 20 из избранных ангелов, но Дух Святый? Или почему сам Господь, беседуя с учениками о скончании века, определенно сказал: послет Сын человеческий ангелы Своя (Мф 13:41)? А прежде сего было сказано: ангели служаху Ему (Мф 4:11), и Сам также говорит: изыдут ангели (Мф 13:49). Подавая же ученикам Духа, глагола: приимите Дух Свят (Ин 20:22), и посылая их, сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф 28:19). Не ангела присоединил к Божеству, не тварью сочетал нас с Собою и с Отцом, и Духом Святым, при обетовании которого не сказал: пошлю ангела, но: Духа истины, Иже от Отца исходит (Ин 15:26), от Сына приемлет (16:14) и подается.

12) И Моисей, зная, что ангелы суть твари, а Дух Святый един с Отцом и Сыном, когда Бог говорит ему: предъиди, взыди отсюду ты и людие твои ихже извел еси от земли Египетския на землю, еюже кляхся Аврааму, и Исааку, и Иакову, глаголя: семени вашему дам ю. И послю купно ангела Моего пред лицем твоим, и изженет Хананея (Исх 33:1–2), отрекается, говоря: аще сам Ты не идеши с нами, да не изведеши мя отсюду (15). Моисей не хотел, чтобы народом предводительствовала тварь, отчего евреи научились бы служить твари паче сотворшего всяческое Бога. И действительно, отрекшись иметь вождем ангела, умолял он, чтобы сам Бог предводительствовал ими. И поелику Бог обещал ему и сказал: и сие твое слово, еже рекл еси, сотворю: обрел бо еси благодать предо Мною, и вем тя паче всех (17), то у Исаии написано: возведый от земли пастыря овец, где есть вложивый в них Духа Святаго, возведый десницею Моисея (Ис 63:11–12), 21 и несколько ниже: сниде Дух от Господа и настави их: тако провел еси люди Твоя, сотворив Тебе самому имя славно (14). Кто же не усмотрит из сего истины? Поелику Бог обещает предводительствовать народом, то вот не ангела обещает послать, но Духа Своего, который выше ангелов, и Он предводительствует народом. И этим показывается, что Дух не из числа тварей, и не ангел, но выше твари, и есть едино с Отчим Божеством. Ибо сам Бог через Слово в Духе предводительствовал народом, почему и говорит везде в Писании: Аз изведох вас из земли Египетския (Лев 11:45; 1 Цар 10:18), свидетеле вы есте, аще есть в вас Бог ин разве Мене (Ис 44:8). И святые возглашают Богу: наставил еси яко овцы люди Твоя (Пс 76:21), настави я Господь на упование, и не убояшася (Пс 77:53). И Ему воспевают песнь, говоря: Проведшему люди Своя в пустыни: яко в век милость Его (Пс 135:16). Великий Моисей часто повторяет: Господь Бог ваш предходяй пред лицем вашим (Втор 1:30, 33). Посему Дух Божий не есть ни ангел, ни тварь, но собствен Божеству. Когда с народом был Дух, тогда в Духе через Сына был с ним Бог.

13) «Но положим, что это так», — говорят еретики, «почему же апостол наименовал после Христа не Духа Святаго, но избранных ангелов»? Но о том же самом иной спросит еретиков: почему Павел наименовал не архангелов, не херувимов, не серафимов, не господства, не престолы и не иное что, а одних избранных ангелов? Ужели же, поелику не так наименовал, то ангелы суть архангелы или одни только суть ангелы, и нет ни серафимов, ни херувимов, ни архангелов, ни господств, ни престолов, ни начал, ни иного чего? Но это значит, и апостолу вменять в 22 необходимость написать так, а не иначе, и вместе не знать божественных Писаний, а потому погрешать в истине. Ибо вот у Исаии написано: приступише ко мне и слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь посла мя, и Дух Его (Ис 48:16), и у Аггея: и ныне укрепляцся Зоровавелю, глаголет Господь, и укрепляйся Иисусе сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, глаголет Господь, и творите: зане Аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель, и Дух Мой настоит посреде вас (Аг 2:5–6). У обоих пророков сделано упоминание о Едином Господе и Духе. Поэтому что скажут на сие? Если на том основании, что Павел, упомянув о Христе, умолчал о Духе, упомянул же об избранных ангелах, сопричисляют Духа к ангелам, то, прочитав сии пророческие изречения, остается вывести более дерзкое заключение об умолчанном. Ибо если скажут, что Господь есть Сын, что заключат об Отце? И если скажут, что Господом именует Отца, что заключат о Сыне? Страшно и помыслить о той хуле, какая следует из сего по их словам. Ибо необходимо им заключить, или что умолчанного нет, или что оно в числе тварей.