Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

14) Что же скажут, если услышат Господа, который говорит: судия бе некий в некоем граде, Бога не бояся, и человек не срамляяся (Лк 18:2)? Ужели, поелику после Бога наименовал человека, то человек сей, которого не срамлялся неправедный судия, есть Сын? Или поелику после Бога наименовал человека, то Сын есть третий после человека, а Дух Святый — четвертый? И если услышат, что апостол в том же Послании говорит еще: завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Господом Иисусом Христом, свидетельствовавшим 23 при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну (1 Тим 6:13–14), то поелику умолчал теперь об ангелах и о Духе, ужели усомнятся, что есть Дух и есть ангелы? Конечно усомнятся, потому что приобучились к таковым хулам на Духа. А если услышат, что говорит Писание в книге Исхода: убояшася людие Господа и вероваша Богу, и Моисею угоднику Его (Исх 14:31), то неужели сопричислят Моисея к Богу и после Бога представлять себе будут не Сына, но одного Моисея? И если услышат, что патриарх Иаков, благословляя Иосифа, говорит: Бог, Иже питает мя измлада даже до дне сего, ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия (Быт 48:15–16), то ужели, поелику ангела Иаков наименовал после Бога, ангел выше Сына, или Сын сопричисляется к ангелам?

Конечно, так будут понимать они, имея развращенное сердце. Но не такова апостольская вера, и христианин никак не потерпит сего. Ибо Святая и Блаженная Троица нераздельна, и есть едина Сама с Собой. Когда именуется Отец, присущи Ему и Слово Его, и в Сыне Дух. И если именуется Сын, то в Сыне есть Отец, и Дух не вне Слова. Ибо одна благодать восполняется от Отца через Сына в Духе Святом. И едино Божество, един Бог, Иже над всеми и чрез всех и во всех (Еф 4:6).

Так Павел, сказав: засвидетельствую пред Богом и Иисус Христом (2 Тим 4:1), знал, что от Сына неотделим Дух, но и Он также во Христе, как Сын во Отце. Не без причины же присовокупил избранных ангелов, поелику засвидетельствование сделано было ученику, то ученик, зная, что изрекаемое Богом изрекается через Христа в Духе, ангелы же служат нам, надзирая дела 24 каждого, должен был соблюдать увещания учителя, потому что есть надзирающие над ним свидетели сказанного. Или, может быть, ангелами, выну видящими лице Отца, сущего на небесах, свидетельствуется апостол ради малых в Церкви, чтобы ученик, зная, кто попечители народные, не вознерадел об апостольских увещаниях.

15) Таков, по моему мнению, смысл божественных словес, обличающий хулу на Духа неразумных еретиков. Но они, как пишешь ты, в постоянном упорстве против истины, не из Писаний уже (потому что не находят ничего в Писании), но от избытка сердца своего изрыгают и еще говорят: «если Дух — не тварь и не один из ангелов, но от Отца исходит, то не следует ли, что и Он есть Сын, что Дух и Слово суть два брата? А если Он брат Слову, то как же Слово единородно, или почему Они не равны, но Один именуется после Отца, а Другой после Сына? И если Он от Отца, то почему не говорится, что и Дух рожден, или что Он — Сын, называется же просто Духом Святым? А если Дух есть Дух Сына, то не следует ли, что Отец — дед Духу»?

Так глумятся эти недостойные, предаваясь пытливости и желая исследовать глубины Божии, которых никто не знает, кроме хулимого ими Духа Божия. Надлежало бы не удостаивать их даже и ответа, по апостольской же заповеди, после сделанного выше вразумления, отречься от них, как от еретиков (См. Тит 3:10) или разве предложить им вопросы достойные того, о чем они спрашивают, и потребовать у них такого же ответа, какого сами у нас требуют. Посему пусть отвечают: от Отца ли Отец, и рожден ли с Ним другой, и суть ли это братья, происшедшие от одного, и как им имя, и кто у них Отец и дед, и кто предки последних? 25 Скажут: «нет, Отец не от Отца». Пусть же объяснят: как же Он — Отец, не быв Сам от Отца? Или как мог иметь Сына, Сам не родившись прежде Сыном? Знаю, что вопрос нечестив. Но справедливо поглумиться над глумящимися так, чтобы хотя из подобной несообразности нечестивого вопроса могли почувствовать собственное свое безрассудство. Вопросы эти не имеют места, да не будет сего! И неприлично так спрашивать о Божестве, потому что Бог не то же, что человек, чтобы и о Боге кому-либо сметь спрашивать по-человечески.

16) Поэтому, как сказал уже я, надлежало бы об этом молчать и не вдаваться в подобные рассуждения. Но чтобы молчание наше не послужило для них поводом к бесстыдству, пусть слышат, что как Отцу не можем наименовать Отца, так и Сыну — брата. У Отца, по написанному пред сим, не было иного Бога, нет и иного Сына, потому что Сын единороден. Посему единственный и единый Отец есть Отец единственного и Единого Сына, и в Едином Божестве всегда был и есть Отец и Сын. Ибо у людей, если кто именуется отцом, то был он сыном другого, и если кто именуется сыном, то стал отцом другого, почему людьми не сохраняется в собственном смысле имя отца или сына. Авраам, будучи сыном Сарры, был отцом Исаака, и Исаак, будучи сыном Авраамовым, стал отцом Иакова. Таково естество человеческое, люди суть части в отношении друг к другу. Каждый рождаемый имеет в себе часть отца, почему и сам делается отцом другого. Но не так в Божестве, Бог не как человек имеет естество неуделяемое, посему не уделяясь рождает Сына, так чтобы и Он соделался отцом другого, потому что и сам не от Отца. И Сын не есть 26 часть Отца, почему не рождает, как рожден Сам, но всецело есть образ и сияние всецелого Отца. В едином Божестве Отец есть в собственном смысле Отец, и Сын в собственном смысле Сын, и притом Отец всегда Отец, и Сын всегда Сын. Как Отец никогда не был Сыном, так и Сын никогда не будет Отцом. Как Отец, будучи один, никогда не престанет быть Отцом, так Сын, будучи один, никогда не престанет быть Сыном. Посему совершенно безумно подумать и назвать Сына братом, Отцу же дать имя деда. В Писаниях Дух не наименован сыном, чтобы не почли Его братом, не наименован и сыном Сына, чтобы Отца не признали дедом, напротив того, Сын именуется Сыном Отчим, и Дух — Духом Отчим. И таким образом, едино Божество святые Троицы и едина вера.

17) А поэтому, безумно утверждать, что Дух есть тварь. Если бы Он был тварью, то не был бы присоединен к Троице, потому что вся Троица есть Единый Бог. И достаточно знать, что Дух — не тварь и не сопричисляется к тварям, потому что к Троице не примешивается ничто чуждое, напротив того, Она нераздельна и сама Себе подобна. Сего достаточно для верующих. До сего простирается в людях ведение, здесь предел того, что херувимы закрывают крылами. А кто домогается и хочет исследовать паче сего, тот противится сказавшему: не мудрися излише, да не когда изумишися (Еккл 7:17). Что предано вере, то прилично постигать не человеческой мудростью, но слухом веры. Ибо какое слово возможет достойным образом объяснить то, что выше естества сотворенного? Или какой вообще слух может приять то, ихже не леть есть человеком ни слышати, ни глаголати? Так выразился Павел даже о 27 том, что слышал он (2 Кор 12:4), о самом же Боге сказал: не исследовани путие Его. Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник Ему бысть? (Рим 11:33–34). Авраам не предавался пытливости, не предлагал вопросов Глаголющему, но верова, и вменися ему в правду (Рим 4:3; Быт 15:6). За это и Моисей назван верным слугою (Евр 3:5).

Если же мудрствующие по-ариански, поелику в злохудожную душу их не внидет премудрость, не могут постигнуть умом и верою учения о нераздельной и святой Троице, то пусть не перетолковывают ради сего самой истины, и чего не могут сами понять, пусть не говорят о том, что это и невозможно. Еретики впадают в великую несообразность, не умея понять, почему Святая Троица нераздельна, ариане ставят Сына заодно с тварью, а сии обратные и Духа сопричисляют к тварям. Но им надлежало, или не понимая, вовсе молчать, и одним Сына, а другим Духа не присоединять к тварям, или познать написанное, и Сына соединять с Отцом, а Духа не отделять от Сына, чтобы соблюдалась и нераздельность, и истинная единоестественность Святой Троицы. Научившись сему, надлежало им не быть дерзкими и не спрашивать с сомнением, как это бывает, чтобы если вопрошаемый затруднится ответом, не обратилось это для них в повод к злоумию. Ибо всякому сотворенному существу, а тем паче нам, людям, невозможно изречь что-либо достойное о неизреченном. Еще же более дерзости, чего не в состоянии мы выразить, о том придумывать новые речения, кроме употребляемых в Писании. Притом безумно такое предприятие и в том, кто спрашивает, и в том, кто замышляет отвечать. Ибо даже и того, кто предлагает подобные вопросы о вещах 28 сотворенных, нельзя признать имеющим здравый смысл.

18) Или пусть сии, рассуждающие обо всем свободно, осмелятся ответить, как составилось небо, из какого оно вещества, какое его смешение или как составилось солнце и каждая из звезд? Что же удивительного, если безрассудство их обличается тем, что выше их, когда не удобопознаваемы для них и природа долу растущих здесь дерев, и состав вод, и образование и строение животных? Конечно, не объяснят они сего, когда и Соломон, паче всех причастившийся мудрости, усматривая, что человеку невозможно доискаться сего, сказал: всякий век дал есмь в сердце их, яко да не обрящет человек сотворения, еже сотвори Бог от начала и даже до конца (Еккл 3:11). Ужели же поелику не могут доискаться сего, то признают, что сего и нет? Конечно, признают они это, имея растленный ум. А поэтому иной справедливо им скажет: почему же вы, бессмысленные и на все дерзновенные, не перестаете предаваться пытливости о Святой Троице и не уверуете паче, яко есть, имея в сем учителем апостола, который говорит: прежде же всего веровати подобает Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр 11:6)? Не сказал он, как есть, а только яко есть. Но если и это не пристыждает их, то пусть скажут: как есть Отец, чтобы таким образом узнать, как есть и Слово Его. Но на это скажут: ни с чем несообразно спрашивать так об Отце. Поэтому пусть же слышат, что ни с чем несообразно спрашивать так и о Слове Его.

19) Итак, поелику таковое предприятие и излишне, и исполнено совершенного безумия, то пусть никто уже не предлагает подобных вопросов, а изучает только сказанное в Писаниях, потому что 29 представленные там в объяснение сего уподобления достаточны и удовлетворительны. Так, Отец нарицается источником и светом. Ибо сказано: Мене оставиша источника воды живы (Ир 2:13), и у Варуха: что есть, Израилю? Что яко еси на земли вражии? Оставил еси источника премудрости (Вар 3:10, 12). И, по Иоаннову слову, Бог наш свет есть (1 Ин 1:5). Сын же в отношении к источнику именуется рекою: река Божия наполнися вод (Пс 64:10), а в отношении к свету, сиянием, как говорит Павел: Иже сый сияние славы и образ Ипостаси Его (Евр 1:3). А поелику Отец есть свет, и Сын — сияние Его (нам особенно неленностно неоднократно повторять об этом одно и тоже), то и в Сыне можно усматривать Духа, которым просвещаемся. Ибо сказано: да даст вам Духа премудрости и откровения, в познании Его: просвещенна очеса сердца (Еф 1:17–18). Когда же просвещаемся Духом, тогда просвещает нас Им Христос. Ибо сказано: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин 1:9). И еще, поелику Отец есть источник, а Сын нарицается рекою, то о нас говорится, что пьем Духа. Ибо написано: мы вси единем Духом напоихомся (1 Кор 12:13). Напоеваемые же Духом, пьем мы Христа. Пияху бо от духовнаго последующаго камене. Камень же бе Христос (1 Кор 10:4). И еще, поелику Христос есть истинный Сын, то мы, прияв Духа, всыновляемся. Не приясте бо, сказано, духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (Рим 8:15). А всыновляемые Духом, как очевидно, о Христе именуемся чадами Божиими, потому что елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин 1:12). Потом, поелику Отец, как говорит Павел, есть единый премудрый (1 Тим 1:17), то Сын есть премудрость Его, 30 ибо Христос Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24). Поелику же Сын есть премудрость, то мы, прияв Духа премудрости, имеем в себе Сына и о Нем делаемся мудрыми. Так, в псалме сто сорок пятом написано: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы (Пс 145:7). И поелику подается нам Дух, ибо Спаситель сказал: приимите Дух Свят (Ин 20:22), то в нас сам Бог. Так написал Иоанн: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает. 0 сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (Ин 4:13). А поелику Бог в нас, то в нас и Сын, как говорит сам Сын: приидем Аз и Отец, и обитель у него сотворим (Ин 14:23). Потом, поелику Сын есть жизнь, ибо говорит: Аз есмь живот (Ин 14:6), то говорится о нас, что оживотворяемся Духом. Ибо сказано: Воздвигий Христа Иисуса из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в вас (Рим 8:11). И поелику оживотворяемся Духом, то говорится, что живет в нас сам Христос. Ибо сказано: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал 2:20). И еще, как Сын наименовал Отца творящим те дела, какие Он творил, ибо говорит: Отец во Мне пребываяй, Той твориш дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми (Ин 14:11), так Павел, если творил что силой Духа, то именовал сие Христовыми делами. Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Святаго (Рим 15:18–19).

20) При таковом же союзе и при таковом единстве во Святой Троице, кто станет отделять 31 или Сына от Отца, или Духа от Сына и от самого Отца? Или кто так дерзок, чтобы называть Троицу неподобною и иноестественною в отношении к Себе самой или Сына иносущным с Отцом, или Духа чуждым Сыну?

Но иной из допытывающихся спросит еще: «как это возможно? Почему, когда в нас Дух, говорится, что в нас Сын, и когда в нас Сын, говорится, что в нас Отец? Или почему, где всецелая Троица, там означается Она Единым? Или почему, когда в нас Единый, говорится, что в нас Троица»? Пусть же спрашивающий отделит сперва сияние от света или премудрость от премудрого или пусть скажет: как это возможно? Если же не в силах он сказать сего, то тем паче разве беснующимся свойственна дерзость предлагать подобные вопросы о Боге, потому что по сказанному учение о Божестве преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры и благоговейно благочестного помысла. Если Павел и о спасительном кресте проповедовал не в премудрости слова (1 Кор 1:17), но в явлении Духа и силы (2:4), а в раю слышал неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор 12:4), то может ли кто рассуждать о самой Святой Троице?

Впрочем, такому недоумению можно пособить предварительно верой, а потом сказанными выше уподоблениями, и именно: образ, сияние, источник, река, ипостась, начертание (????????). Ибо как Сын пребывает в собственном Своем образе — в Духе, так и Отец — в Сыне. И божественное Писание, устраняя невозможность истолковать словом и даже постигнуть мыслию, дает нам таковые уподобления, чтобы по причине неверия дерзновенных можно было сказать просто и сказать 32 безопасно, представить самым дозволенным образом и уверовать, что единое есть освящение, совершаемое от Отца чрез Сына в Духе Святом. Ибо как Сын единороден, так и Дух, подаваемый и посылаемый Сыном, есть един. Не многие посылаются Духи, и посылаемый Дух не один из многих, но единствен. Поелику един Сын, едино живое Слово, то надлежит, чтобы совершенная, полная, освящающая и просвещающая, живая действенность Его была едина, един был Дар, который сказуется исходящим от Отца, потому что Он возсиявает, посылается и преподается Словом, а Слово мы исповедуем происшедшим от Отца. И действительно, как Сын посылается Отцом, ибо сказано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго послал есть (Ин 3:16), так Духи посылает Сын, ибо говорит: аще Аз иду, послю Утешителя (Ин 16:7). И как Сын прославляет Отца, говоря: Отче, Аз прославих Тя (Ин 17:4), так Дух прославляет Сына, ибо сказано: Он Мя прославит (Ин 16:14). Как Сын говорит: яже слышах от Отца, сия глаголю в мире (Ин 8:26), так Дух от Сына приемлет, ибо сказано: от Моего приимет, и возвестит вам (Ин 16:14). Как Сын пришел во имя Отца, так о Духе говорит Сын: Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое (Ин 14:26).

21) Поелику же у Духа с Сыном и сила и естество таковы же, каковы у Сына с Отцом, то называющий Духа тварью не ту же ли самую мысль по необходимости будет иметь и о Сыне? Ибо если Дух Сына есть тварь, то еретикам следует утверждать, что и Слово Отчее есть тварь. Так думали ариане и впали в Каиафино иудейство. Если же те, которые утверждают подобное о Духе, не 33 присвояют себе ариева образа мыслей, то пусть избегают они и ариевых речений, и не нечествуют в учении о Духе. Как Сын, который в Отце и в котором Отец, не есть тварь, но собствен Отчей сущности (а вы говорите о себе, что утверждаете то же самое), так и Духа, который в Сыне и в котором Сын, непозволительно причислять к тварям и отделять от Слова, Троицу же представлять несовершенною.