Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

Если же мудрствующие по-ариански, поелику в злохудожную душу их не внидет премудрость, не могут постигнуть умом и верою учения о нераздельной и святой Троице, то пусть не перетолковывают ради сего самой истины, и чего не могут сами понять, пусть не говорят о том, что это и невозможно. Еретики впадают в великую несообразность, не умея понять, почему Святая Троица нераздельна, ариане ставят Сына заодно с тварью, а сии обратные и Духа сопричисляют к тварям. Но им надлежало, или не понимая, вовсе молчать, и одним Сына, а другим Духа не присоединять к тварям, или познать написанное, и Сына соединять с Отцом, а Духа не отделять от Сына, чтобы соблюдалась и нераздельность, и истинная единоестественность Святой Троицы. Научившись сему, надлежало им не быть дерзкими и не спрашивать с сомнением, как это бывает, чтобы если вопрошаемый затруднится ответом, не обратилось это для них в повод к злоумию. Ибо всякому сотворенному существу, а тем паче нам, людям, невозможно изречь что-либо достойное о неизреченном. Еще же более дерзости, чего не в состоянии мы выразить, о том придумывать новые речения, кроме употребляемых в Писании. Притом безумно такое предприятие и в том, кто спрашивает, и в том, кто замышляет отвечать. Ибо даже и того, кто предлагает подобные вопросы о вещах 28 сотворенных, нельзя признать имеющим здравый смысл.

18) Или пусть сии, рассуждающие обо всем свободно, осмелятся ответить, как составилось небо, из какого оно вещества, какое его смешение или как составилось солнце и каждая из звезд? Что же удивительного, если безрассудство их обличается тем, что выше их, когда не удобопознаваемы для них и природа долу растущих здесь дерев, и состав вод, и образование и строение животных? Конечно, не объяснят они сего, когда и Соломон, паче всех причастившийся мудрости, усматривая, что человеку невозможно доискаться сего, сказал: всякий век дал есмь в сердце их, яко да не обрящет человек сотворения, еже сотвори Бог от начала и даже до конца (Еккл 3:11). Ужели же поелику не могут доискаться сего, то признают, что сего и нет? Конечно, признают они это, имея растленный ум. А поэтому иной справедливо им скажет: почему же вы, бессмысленные и на все дерзновенные, не перестаете предаваться пытливости о Святой Троице и не уверуете паче, яко есть, имея в сем учителем апостола, который говорит: прежде же всего веровати подобает Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр 11:6)? Не сказал он, как есть, а только яко есть. Но если и это не пристыждает их, то пусть скажут: как есть Отец, чтобы таким образом узнать, как есть и Слово Его. Но на это скажут: ни с чем несообразно спрашивать так об Отце. Поэтому пусть же слышат, что ни с чем несообразно спрашивать так и о Слове Его.

19) Итак, поелику таковое предприятие и излишне, и исполнено совершенного безумия, то пусть никто уже не предлагает подобных вопросов, а изучает только сказанное в Писаниях, потому что 29 представленные там в объяснение сего уподобления достаточны и удовлетворительны. Так, Отец нарицается источником и светом. Ибо сказано: Мене оставиша источника воды живы (Ир 2:13), и у Варуха: что есть, Израилю? Что яко еси на земли вражии? Оставил еси источника премудрости (Вар 3:10, 12). И, по Иоаннову слову, Бог наш свет есть (1 Ин 1:5). Сын же в отношении к источнику именуется рекою: река Божия наполнися вод (Пс 64:10), а в отношении к свету, сиянием, как говорит Павел: Иже сый сияние славы и образ Ипостаси Его (Евр 1:3). А поелику Отец есть свет, и Сын — сияние Его (нам особенно неленностно неоднократно повторять об этом одно и тоже), то и в Сыне можно усматривать Духа, которым просвещаемся. Ибо сказано: да даст вам Духа премудрости и откровения, в познании Его: просвещенна очеса сердца (Еф 1:17–18). Когда же просвещаемся Духом, тогда просвещает нас Им Христос. Ибо сказано: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин 1:9). И еще, поелику Отец есть источник, а Сын нарицается рекою, то о нас говорится, что пьем Духа. Ибо написано: мы вси единем Духом напоихомся (1 Кор 12:13). Напоеваемые же Духом, пьем мы Христа. Пияху бо от духовнаго последующаго камене. Камень же бе Христос (1 Кор 10:4). И еще, поелику Христос есть истинный Сын, то мы, прияв Духа, всыновляемся. Не приясте бо, сказано, духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (Рим 8:15). А всыновляемые Духом, как очевидно, о Христе именуемся чадами Божиими, потому что елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин 1:12). Потом, поелику Отец, как говорит Павел, есть единый премудрый (1 Тим 1:17), то Сын есть премудрость Его, 30 ибо Христос Божия сила и Божия премудрость (1 Кор 1:24). Поелику же Сын есть премудрость, то мы, прияв Духа премудрости, имеем в себе Сына и о Нем делаемся мудрыми. Так, в псалме сто сорок пятом написано: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы (Пс 145:7). И поелику подается нам Дух, ибо Спаситель сказал: приимите Дух Свят (Ин 20:22), то в нас сам Бог. Так написал Иоанн: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает. 0 сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (Ин 4:13). А поелику Бог в нас, то в нас и Сын, как говорит сам Сын: приидем Аз и Отец, и обитель у него сотворим (Ин 14:23). Потом, поелику Сын есть жизнь, ибо говорит: Аз есмь живот (Ин 14:6), то говорится о нас, что оживотворяемся Духом. Ибо сказано: Воздвигий Христа Иисуса из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом Его в вас (Рим 8:11). И поелику оживотворяемся Духом, то говорится, что живет в нас сам Христос. Ибо сказано: Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал 2:20). И еще, как Сын наименовал Отца творящим те дела, какие Он творил, ибо говорит: Отец во Мне пребываяй, Той твориш дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми (Ин 14:11), так Павел, если творил что силой Духа, то именовал сие Христовыми делами. Не смею бо глаголати что, ихже не содея Христос мною, в послушание языков, словом и делом, в силе знамений и чудес, силою Духа Святаго (Рим 15:18–19).

20) При таковом же союзе и при таковом единстве во Святой Троице, кто станет отделять 31 или Сына от Отца, или Духа от Сына и от самого Отца? Или кто так дерзок, чтобы называть Троицу неподобною и иноестественною в отношении к Себе самой или Сына иносущным с Отцом, или Духа чуждым Сыну?

Но иной из допытывающихся спросит еще: «как это возможно? Почему, когда в нас Дух, говорится, что в нас Сын, и когда в нас Сын, говорится, что в нас Отец? Или почему, где всецелая Троица, там означается Она Единым? Или почему, когда в нас Единый, говорится, что в нас Троица»? Пусть же спрашивающий отделит сперва сияние от света или премудрость от премудрого или пусть скажет: как это возможно? Если же не в силах он сказать сего, то тем паче разве беснующимся свойственна дерзость предлагать подобные вопросы о Боге, потому что по сказанному учение о Божестве преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры и благоговейно благочестного помысла. Если Павел и о спасительном кресте проповедовал не в премудрости слова (1 Кор 1:17), но в явлении Духа и силы (2:4), а в раю слышал неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор 12:4), то может ли кто рассуждать о самой Святой Троице?

Впрочем, такому недоумению можно пособить предварительно верой, а потом сказанными выше уподоблениями, и именно: образ, сияние, источник, река, ипостась, начертание (????????). Ибо как Сын пребывает в собственном Своем образе — в Духе, так и Отец — в Сыне. И божественное Писание, устраняя невозможность истолковать словом и даже постигнуть мыслию, дает нам таковые уподобления, чтобы по причине неверия дерзновенных можно было сказать просто и сказать 32 безопасно, представить самым дозволенным образом и уверовать, что единое есть освящение, совершаемое от Отца чрез Сына в Духе Святом. Ибо как Сын единороден, так и Дух, подаваемый и посылаемый Сыном, есть един. Не многие посылаются Духи, и посылаемый Дух не один из многих, но единствен. Поелику един Сын, едино живое Слово, то надлежит, чтобы совершенная, полная, освящающая и просвещающая, живая действенность Его была едина, един был Дар, который сказуется исходящим от Отца, потому что Он возсиявает, посылается и преподается Словом, а Слово мы исповедуем происшедшим от Отца. И действительно, как Сын посылается Отцом, ибо сказано: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго послал есть (Ин 3:16), так Духи посылает Сын, ибо говорит: аще Аз иду, послю Утешителя (Ин 16:7). И как Сын прославляет Отца, говоря: Отче, Аз прославих Тя (Ин 17:4), так Дух прославляет Сына, ибо сказано: Он Мя прославит (Ин 16:14). Как Сын говорит: яже слышах от Отца, сия глаголю в мире (Ин 8:26), так Дух от Сына приемлет, ибо сказано: от Моего приимет, и возвестит вам (Ин 16:14). Как Сын пришел во имя Отца, так о Духе говорит Сын: Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое (Ин 14:26).

21) Поелику же у Духа с Сыном и сила и естество таковы же, каковы у Сына с Отцом, то называющий Духа тварью не ту же ли самую мысль по необходимости будет иметь и о Сыне? Ибо если Дух Сына есть тварь, то еретикам следует утверждать, что и Слово Отчее есть тварь. Так думали ариане и впали в Каиафино иудейство. Если же те, которые утверждают подобное о Духе, не 33 присвояют себе ариева образа мыслей, то пусть избегают они и ариевых речений, и не нечествуют в учении о Духе. Как Сын, который в Отце и в котором Отец, не есть тварь, но собствен Отчей сущности (а вы говорите о себе, что утверждаете то же самое), так и Духа, который в Сыне и в котором Сын, непозволительно причислять к тварям и отделять от Слова, Троицу же представлять несовершенною.

Посему, что касается до изречений пророческого и апостольского, смысл которых извратили сии обратные и тем сами себя ввели в обман, то этими изречениями достаточно изобличается невежественная хула сих еретиков. Рассмотрим же, наконец, одно за другим и другие изречения в божественных Писаниях о Духе Святом и как искусные торжники рассудим, имеет ли Дух что-либо свойственное тварям или Он собствен Богу, почему бы нам наименовать Духа или тварью, или иным от тварей, собственным же Божеству в Троице и Единым в сем Божестве? В таком случае и еретики устыдятся, может быть, узнав, сколько не согласны с божественным словом изобретенные ими хульные речения.

22) Твари произошли из ничего, имея начало бытия, ибо в начале сотвори Бог небо и землю, и вся, яже в них (Быт 1:1; Пс 145:6). О Духе же Святом говорится, что Он от Бога. Ибо сказано: никто же весть, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никто же весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира прияхом, но Духа, Иже от Бога (1 Кор 2:11–12). Какое же, по словам сим, сродство у Духа с тварями? Тварей не было. Бог же есть Сый, от Него и Дух. А что от Бога 4, то 4 То есть из существа Божия. 34 не из ничего, то не тварь, иначе, по словам их, и Тот, от кого Дух, должен быть признан тварью. Кто же потерпит таковых безумных, которые также говорят в сердце своем: несть Бог? Ежели как никто не знает того, что в человеке, так никто не знает и Божия, кроме Духа, который в Боге, то не хульно ли утверждать, что сущий в Боге Дух, испытующий глубины Божии, есть тварь? Утверждающий это научится из сего утверждать еще, что и дух человека есть вне самого человека, и сущее в Боге Слово есть тварь.

И еще, Дух есть и именуется: Дух святыни и обновления. Ибо Павел пишет: о нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего (Рим 1:4). И еще говорит: но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). И пиша к Титу, сказал: егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим: да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит 3:4–7). А твари освящаются и обновляются: Послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:30). И Павел говорит: не возможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго (Евр 6:4).

23) Посему, кто не освящается от другого, не есть причастник святыни, но Сам делает причастниками, и кем освящаются все твари, Тот может ли быть единым из всех и собственностью причастников Своих? Утверждающим это необходимо 35 сказать, что и Сын, которым все приведено в бытие, есть один из всех.

Дух именуется животворящим, ибо сказано: Воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим 8:11). Как Господь есть источная жизнь и по изречению Петрову начальник жизни (Деян 3:15), так сам же Господь сказал: вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин 4:14). Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (7:39). Твари же, как сказано, оживотворяются Духом. А кто не есть причастник жизни, но Сам делает причастниками и оживотворяет твари, Тот имеет ли какое сродство с сотворенным? Или, вообще, может ли принадлежать к тварям, которые в Нем оживотворяются Словом?

Дух именуется помазанием и есть печать. Ибо Иоанн пишет: и вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание, Дух Его, учит вы о всем (1 Ин 2:27). У пророка же Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис 61:1). И Павел говорит: в Немже и веровавше знаменастеся в день избавления (Еф 1:13; 4:30). Но твари сим Духом запечатлеваются, помазуются и о всем научаемы. Если же Дух есть помазание и печать, если Слово Им все помазует и печатлеет, то какое подобие и свойство у помазания и печати с помазуемыми и запечатлеваемыми? Следовательно, и в этом отношении Дух не в числе всех. Ибо и печать не от запечатлеваемых, и помазание не от помазуемых. Напротив того, Дух собствен помазующему и запечатлевающему Слову, потому что помазание имеет благоухание и дохновение Помазующего, и помазуемые, причастившись Его, говорят: 36 Христово благоухание есмы (2 Кор 2:15). Печать же имеет образ печатлеющего Христа, и запечатленные делаются причастниками сего образа, сами преобразуясь по оному, как говорит апостол: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал 4:19). И мы, запечатленные таким образом, справедливо делаемся и причастниками Божественнаго естества, как сказал Петр (2 Пет 1:4). Так вся тварь делается причастной Слова в Духе.

24) И ради Духа мы все именуемся причастниками Божиими. Ибо сказано: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор 3:16–17). А если бы Дух Святый был тварь, то нам невозможно было бы приобщиться Бога, но сочетавались бы мы с тварью и соделывались бы чуждыми Божественного естества, как нимало его не причастные. Теперь же, когда именуемся причастниками Христовыми и причастниками Божиими, доказывается этим, что помазание в нас и печать от естества не вещей сотворенных, но самого Сына, который сущим в Нем Духом сочетавает нас с Отцом. Ибо, как сказано выше, сему научая Иоанн, написал: о сем разумеем, яко в Боге пребываем и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13). Если же чрез приобщение Духа делаемся причастниками Божественного естества, то безумствует, кто утверждает, что Дух — естества тварного, а не Божия. Даже те, в ком пребывает Дух, обожаются Духом. А если Дух творит богами, то нет сомнения, что естество Его есть естество Божие.