Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

Посему, что касается до изречений пророческого и апостольского, смысл которых извратили сии обратные и тем сами себя ввели в обман, то этими изречениями достаточно изобличается невежественная хула сих еретиков. Рассмотрим же, наконец, одно за другим и другие изречения в божественных Писаниях о Духе Святом и как искусные торжники рассудим, имеет ли Дух что-либо свойственное тварям или Он собствен Богу, почему бы нам наименовать Духа или тварью, или иным от тварей, собственным же Божеству в Троице и Единым в сем Божестве? В таком случае и еретики устыдятся, может быть, узнав, сколько не согласны с божественным словом изобретенные ими хульные речения.

22) Твари произошли из ничего, имея начало бытия, ибо в начале сотвори Бог небо и землю, и вся, яже в них (Быт 1:1; Пс 145:6). О Духе же Святом говорится, что Он от Бога. Ибо сказано: никто же весть, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем: такожде и Божия никто же весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира прияхом, но Духа, Иже от Бога (1 Кор 2:11–12). Какое же, по словам сим, сродство у Духа с тварями? Тварей не было. Бог же есть Сый, от Него и Дух. А что от Бога 4, то 4 То есть из существа Божия. 34 не из ничего, то не тварь, иначе, по словам их, и Тот, от кого Дух, должен быть признан тварью. Кто же потерпит таковых безумных, которые также говорят в сердце своем: несть Бог? Ежели как никто не знает того, что в человеке, так никто не знает и Божия, кроме Духа, который в Боге, то не хульно ли утверждать, что сущий в Боге Дух, испытующий глубины Божии, есть тварь? Утверждающий это научится из сего утверждать еще, что и дух человека есть вне самого человека, и сущее в Боге Слово есть тварь.

И еще, Дух есть и именуется: Дух святыни и обновления. Ибо Павел пишет: о нареченнем Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего (Рим 1:4). И еще говорит: но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). И пиша к Титу, сказал: егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим: да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит 3:4–7). А твари освящаются и обновляются: Послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:30). И Павел говорит: не возможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго (Евр 6:4).

23) Посему, кто не освящается от другого, не есть причастник святыни, но Сам делает причастниками, и кем освящаются все твари, Тот может ли быть единым из всех и собственностью причастников Своих? Утверждающим это необходимо 35 сказать, что и Сын, которым все приведено в бытие, есть один из всех.

Дух именуется животворящим, ибо сказано: Воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас (Рим 8:11). Как Господь есть источная жизнь и по изречению Петрову начальник жизни (Деян 3:15), так сам же Господь сказал: вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин 4:14). Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (7:39). Твари же, как сказано, оживотворяются Духом. А кто не есть причастник жизни, но Сам делает причастниками и оживотворяет твари, Тот имеет ли какое сродство с сотворенным? Или, вообще, может ли принадлежать к тварям, которые в Нем оживотворяются Словом?

Дух именуется помазанием и есть печать. Ибо Иоанн пишет: и вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание, Дух Его, учит вы о всем (1 Ин 2:27). У пророка же Исаии написано: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис 61:1). И Павел говорит: в Немже и веровавше знаменастеся в день избавления (Еф 1:13; 4:30). Но твари сим Духом запечатлеваются, помазуются и о всем научаемы. Если же Дух есть помазание и печать, если Слово Им все помазует и печатлеет, то какое подобие и свойство у помазания и печати с помазуемыми и запечатлеваемыми? Следовательно, и в этом отношении Дух не в числе всех. Ибо и печать не от запечатлеваемых, и помазание не от помазуемых. Напротив того, Дух собствен помазующему и запечатлевающему Слову, потому что помазание имеет благоухание и дохновение Помазующего, и помазуемые, причастившись Его, говорят: 36 Христово благоухание есмы (2 Кор 2:15). Печать же имеет образ печатлеющего Христа, и запечатленные делаются причастниками сего образа, сами преобразуясь по оному, как говорит апостол: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал 4:19). И мы, запечатленные таким образом, справедливо делаемся и причастниками Божественнаго естества, как сказал Петр (2 Пет 1:4). Так вся тварь делается причастной Слова в Духе.

24) И ради Духа мы все именуемся причастниками Божиими. Ибо сказано: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1 Кор 3:16–17). А если бы Дух Святый был тварь, то нам невозможно было бы приобщиться Бога, но сочетавались бы мы с тварью и соделывались бы чуждыми Божественного естества, как нимало его не причастные. Теперь же, когда именуемся причастниками Христовыми и причастниками Божиими, доказывается этим, что помазание в нас и печать от естества не вещей сотворенных, но самого Сына, который сущим в Нем Духом сочетавает нас с Отцом. Ибо, как сказано выше, сему научая Иоанн, написал: о сем разумеем, яко в Боге пребываем и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам (1 Ин 4:13). Если же чрез приобщение Духа делаемся причастниками Божественного естества, то безумствует, кто утверждает, что Дух — естества тварного, а не Божия. Даже те, в ком пребывает Дух, обожаются Духом. А если Дух творит богами, то нет сомнения, что естество Его есть естество Божие.

В сто третьем псалме, как говорили мы и выше, еще яснее сказано в опровержение сей ереси: 37 отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30). И Павел пишет к Титу: банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом (Тит 3:5). Если же Отец творит и обновляет все Словом в Духе Святом, то какое подобие или сродство у Творящего с тварями? Или вообще, как может быть тварью Тот, в ком все созидается? Ибо за таковой хулой следует и другая хула на Сына: кто утверждает, что Дух — тварь, тому следует сказать также, что тварь и Слово, которым все зиждется.

Дух есть и именуется: образ Сына. Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим 8:29). Поэтому, как скоро и еретики исповедуют, что Сын — не тварь, не может быть тварью и образ Сына. Ибо каков образ, таким необходимо быть и тому, чей он образ. Посему справедливо и прилично исповедуется, что Слово как образ Отца есть не тварь. Но кто сопричисляет к тварям Духа, тот, конечно, сопричислит к ним и Сына, своей хулой на образ Сына хуля в Сыне и Отца.

25) Итак, Дух — иное от тварей, и доказано, что Он всего более собствен Сыну и не чужд Богу. И этот мудрый вопрос их: ежели Дух от Бога, почему не именуется Он Сыном, как выше уже оказался безрассудным и дерзким, так и теперь оказывается совершенно таким же. Ибо хотя в Писаниях Дух назван не Сыном, но Духом Божиим, однако же сказуется, что Он, как написал апостол, в самом Боге и от самого Бога (1 Кор 2:11–12). Если же Сын как сущий от Отца собствен Отчей сущности, то и Духу, который, как сказуется, от Отца, необходимо быть 38 по сущности собственным Сыну. И действительно, поелику Господь есть Сын, то и самый Дух именуется Духом сыноположения. И еще, поелику Сын есть премудрость и истина, то и о Духе написано, что Он — Дух премудрости (Ис 11:2) и истины (Ин 15:26). И так же, как Сын есть сила Божия и Господь славы, так и Дух именуется Духом силы и Духом славы. Каждое из этих именований употребляется Писанием. Павел пишет к коринфянам: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор 2:8), и в других Посланиях: не приясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (Рим 8:15), и еще: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал 4:6). И Петр написал: аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и силы и Божий Дух на вас почивает (1 Пет 4:14), Господь же сказал, что Дух ест Дух истины и Утешитель (Ин 14:16–17). Этим доказывается, что в Нем Троица совершенна. Поэтому в Духе Слово сподобляет славы тварь, обожая и всыновляя, приводит ее к Отцу. А кто тварь сочетавает со Словом, Тот сам не может быть из числа тварей. И кто всыновляет тварь, Тот не может быть чужд Сыну. Иначе необходимо будет искать иного Духа, в котором бы и Дух сочетавался со Словом. Но это неуместно. Итак, Дух не в числе существ созданных, но Он собствен Отчему естеству. В Нем и Слово обожает существа созданные. А в Ком приемлет обожение тварь, Тот не может быть вне Отчего Божества.

26) Еще и из следующего можно видеть, что Дух выше твари, и что, сколько инаков Он с естеством существ созданных, столько собственен Божеству. 39

Дух Святый непреложен и неизменяем. Ибо сказано: Святый Дух наказания отбежит льстива, и отымется от помышлений неразумных (Прем 1:5). И Петр говорит: в неистлении кроткаго и молчаливаго Духа (1 Пет 3:4). И еще в книге Премудрости сказано: нетленный бо Дух Твой есть во всех (Прем 12:1). И если никто же весть Божия, точию Дух Божий, сущий в Боге (1 Кор 1:11), а у Бога, как сказал Иаков, несть пременение, или преложения стень (Иак 1:17), то Дух Святый, сущий в Боге, несомненно непреложен, непременен, неистленен. Естество же существ, приведенных в бытие и сотворенных, превратно, как существующее вне Божией сущности и составившееся из ничего. Ибо сказано: всяк человек ложь (Пс 115:2), и: вси согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим 3:23). Ангелы же не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными, под мраком соблюде (Иуд 1:6). И в книге Иова сказано: аще Святым ангелам не верует, и во ангелах Своих стропотно что усмотре (Иов 4:18), звезды же не чисты суть пред Ним (25:5). А Павел пишет: не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейских (1 Кор 6:3)? Даже слышали мы, что диавол, находясь среди херувимов, и быв отпечатлением подобия, пал с неба, как молния. Если же таково естество тварей, и так написано об ангелах, Дух же всегда един и тот же, неизменен, имеет непреложность Сына, и один только с Ним всегда непреложен, то какое подобие у Непреложного с существами превратными. Явно, что Дух — не тварь, и вовсе не ангельской Он сущности, потому что ангелы превратны. А Дух есть образ Слова и собственен Отцу.

И еще, Дух Господень наполняет вселенную, 40 ибо так воспевает Давид: камо пойду от Духа Твоего (Пс 138:7). Также в книге Премудрости написано: нетленный бо Дух Твой есть во всех (Прем 12:1). Все же созданные существа пребывают в уделенных им местах: солнце, луна и звезды — на тверди, облака — в воздухе, и людям постави пределы языков (Втор 32:8), и ангелы посылаются на служение, как написано в книге Иова: и приидоша Ангели предстати пред Господем (Иов 1:6). И сон виде патриарх Иаков, и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе: и Ангели Божии нисхождаху и восхождаху по ней (Быт 28:12). А если Дух все наполняет и в Слове присущ среди всех, ангелы же умалены в этом и присущи там только, куда посылаются, то нет сомнения, что Дух не из числа созданных, Он не ангел, как утверждаете это вы, но выше естества ангельского.

27) А также и то, что Дух Святый делает причастниками, а не Сам есть причастник (нам не леностно повторять одно и тоже), можно видеть и из следующего. Сказано: невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и проч. (Евр 6:4–5). Ангелы же и иные твари бывают причастниками самого Духа, а потому могут и лишаться того, чего были причастны. Но Дух всегда один и тот же. Он не в числе причащающихся, но Его все причащаются. И если Он всегда есть один и тот же и делает причастниками, твари же Его бывают причастны, то Дух Святый — не ангел и вообще не тварь, но собственен Слову, и Духа, подаваемого Словом, причащаются твари. Иначе еретикам остается уже сказать, что тварь есть и Сын, которого все мы соделались причастниками в Духе. 41