Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

В сто третьем псалме, как говорили мы и выше, еще яснее сказано в опровержение сей ереси: 37 отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс 103:29–30). И Павел пишет к Титу: банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно, Иисус Христом (Тит 3:5). Если же Отец творит и обновляет все Словом в Духе Святом, то какое подобие или сродство у Творящего с тварями? Или вообще, как может быть тварью Тот, в ком все созидается? Ибо за таковой хулой следует и другая хула на Сына: кто утверждает, что Дух — тварь, тому следует сказать также, что тварь и Слово, которым все зиждется.

Дух есть и именуется: образ Сына. Ихже бо предуведе, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим 8:29). Поэтому, как скоро и еретики исповедуют, что Сын — не тварь, не может быть тварью и образ Сына. Ибо каков образ, таким необходимо быть и тому, чей он образ. Посему справедливо и прилично исповедуется, что Слово как образ Отца есть не тварь. Но кто сопричисляет к тварям Духа, тот, конечно, сопричислит к ним и Сына, своей хулой на образ Сына хуля в Сыне и Отца.

25) Итак, Дух — иное от тварей, и доказано, что Он всего более собствен Сыну и не чужд Богу. И этот мудрый вопрос их: ежели Дух от Бога, почему не именуется Он Сыном, как выше уже оказался безрассудным и дерзким, так и теперь оказывается совершенно таким же. Ибо хотя в Писаниях Дух назван не Сыном, но Духом Божиим, однако же сказуется, что Он, как написал апостол, в самом Боге и от самого Бога (1 Кор 2:11–12). Если же Сын как сущий от Отца собствен Отчей сущности, то и Духу, который, как сказуется, от Отца, необходимо быть 38 по сущности собственным Сыну. И действительно, поелику Господь есть Сын, то и самый Дух именуется Духом сыноположения. И еще, поелику Сын есть премудрость и истина, то и о Духе написано, что Он — Дух премудрости (Ис 11:2) и истины (Ин 15:26). И так же, как Сын есть сила Божия и Господь славы, так и Дух именуется Духом силы и Духом славы. Каждое из этих именований употребляется Писанием. Павел пишет к коринфянам: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор 2:8), и в других Посланиях: не приясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (Рим 8:15), и еще: посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал 4:6). И Петр написал: аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и силы и Божий Дух на вас почивает (1 Пет 4:14), Господь же сказал, что Дух ест Дух истины и Утешитель (Ин 14:16–17). Этим доказывается, что в Нем Троица совершенна. Поэтому в Духе Слово сподобляет славы тварь, обожая и всыновляя, приводит ее к Отцу. А кто тварь сочетавает со Словом, Тот сам не может быть из числа тварей. И кто всыновляет тварь, Тот не может быть чужд Сыну. Иначе необходимо будет искать иного Духа, в котором бы и Дух сочетавался со Словом. Но это неуместно. Итак, Дух не в числе существ созданных, но Он собствен Отчему естеству. В Нем и Слово обожает существа созданные. А в Ком приемлет обожение тварь, Тот не может быть вне Отчего Божества.

26) Еще и из следующего можно видеть, что Дух выше твари, и что, сколько инаков Он с естеством существ созданных, столько собственен Божеству. 39

Дух Святый непреложен и неизменяем. Ибо сказано: Святый Дух наказания отбежит льстива, и отымется от помышлений неразумных (Прем 1:5). И Петр говорит: в неистлении кроткаго и молчаливаго Духа (1 Пет 3:4). И еще в книге Премудрости сказано: нетленный бо Дух Твой есть во всех (Прем 12:1). И если никто же весть Божия, точию Дух Божий, сущий в Боге (1 Кор 1:11), а у Бога, как сказал Иаков, несть пременение, или преложения стень (Иак 1:17), то Дух Святый, сущий в Боге, несомненно непреложен, непременен, неистленен. Естество же существ, приведенных в бытие и сотворенных, превратно, как существующее вне Божией сущности и составившееся из ничего. Ибо сказано: всяк человек ложь (Пс 115:2), и: вси согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим 3:23). Ангелы же не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне, узами вечными, под мраком соблюде (Иуд 1:6). И в книге Иова сказано: аще Святым ангелам не верует, и во ангелах Своих стропотно что усмотре (Иов 4:18), звезды же не чисты суть пред Ним (25:5). А Павел пишет: не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейских (1 Кор 6:3)? Даже слышали мы, что диавол, находясь среди херувимов, и быв отпечатлением подобия, пал с неба, как молния. Если же таково естество тварей, и так написано об ангелах, Дух же всегда един и тот же, неизменен, имеет непреложность Сына, и один только с Ним всегда непреложен, то какое подобие у Непреложного с существами превратными. Явно, что Дух — не тварь, и вовсе не ангельской Он сущности, потому что ангелы превратны. А Дух есть образ Слова и собственен Отцу.

И еще, Дух Господень наполняет вселенную, 40 ибо так воспевает Давид: камо пойду от Духа Твоего (Пс 138:7). Также в книге Премудрости написано: нетленный бо Дух Твой есть во всех (Прем 12:1). Все же созданные существа пребывают в уделенных им местах: солнце, луна и звезды — на тверди, облака — в воздухе, и людям постави пределы языков (Втор 32:8), и ангелы посылаются на служение, как написано в книге Иова: и приидоша Ангели предстати пред Господем (Иов 1:6). И сон виде патриарх Иаков, и се лествица утверждена на земли, еяже глава досязаше до небесе: и Ангели Божии нисхождаху и восхождаху по ней (Быт 28:12). А если Дух все наполняет и в Слове присущ среди всех, ангелы же умалены в этом и присущи там только, куда посылаются, то нет сомнения, что Дух не из числа созданных, Он не ангел, как утверждаете это вы, но выше естества ангельского.

27) А также и то, что Дух Святый делает причастниками, а не Сам есть причастник (нам не леностно повторять одно и тоже), можно видеть и из следующего. Сказано: невозможно бо просвещенных единою, и вкусивших дара небеснаго и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола, и проч. (Евр 6:4–5). Ангелы же и иные твари бывают причастниками самого Духа, а потому могут и лишаться того, чего были причастны. Но Дух всегда один и тот же. Он не в числе причащающихся, но Его все причащаются. И если Он всегда есть один и тот же и делает причастниками, твари же Его бывают причастны, то Дух Святый — не ангел и вообще не тварь, но собственен Слову, и Духа, подаваемого Словом, причащаются твари. Иначе еретикам остается уже сказать, что тварь есть и Сын, которого все мы соделались причастниками в Духе. 41

И еще, Дух Святый един, а тварей много. Ангелов тысячи тысяч и тьмы тем. Много светил, много престолов, господств, небес, херувимов, серафимов, архангелов. И одним словом: твари не что-либо единое, но их много, и они различны. Если же Дух Святый един, и тварей много, и ангелов много, то какое подобие у Духа с существами созданными? И само собой явно, что Дух не из числа многих, и даже не ангел, но единосущ, лучше же сказать, собственен единосущему Слову, собственен и единосущен единосущему Богу.

Так эти одни, сами по себе взятые, сказуемые о Святом Духе показывают, что Он по естеству и по сущности не имеет ничего общего с тварями и им собственного, но инаков с существами созданными, собственен же, а не чужд, существу и Божеству Сына, и по тому же Божеству неотделим от Святой Троицы, чем и постыждается нечувствие сих еретиков.

28) Впрочем, сверх сего посмотрим еще на самое первоначальное предание, на учение и веру вселенской Церкви, веру, какую передал Господь, проповедали апостолы, соблюдали отцы. Ибо на ней основана Церковь, и кто отпадает от нее, тот не может быть и даже именоваться христианином.

Итак, есть Святая и совершенная Троица, познаваемая в Отце и Сыне и Святом Духе, не имеющая ничего чуждого или приданного от вне, не из Зиждителя и твари составляемая, но всецело Творящая и Зиждительная. Она подобна самой Себе, нераздельна по естеству, и едино Ее действо. Ибо Отец творит все Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святой Троицы. Так проповедуется в Церкви един Бог, Иже над всеми 42 и чрез всех и во всех (Еф 4:6), над всеми как Отец, начало и источник, чрез всех — Словом, во всех же — в Духе Святом. Троица же не по имени только и образу выражения, но в самой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сый, так Сый есть и над всеми Бог — Слово Его, и Дух Святый не чужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрствования, чтобы не впасть в учение нынешних иудеев, подражающих Каиафе, и в учение Савеллиево, и не примышляет ничего большего, чтобы не вринуться в языческое многобожие. А в удостоверение, что такова вера Церкви, пусть дознают, что Господь, посылая апостолов, такое именно основание Церкви повелел положить, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), так и научили пошедшие апостолы, такова их проповедь во всей поднебесной Церкви.

29) Поелику же Церковь имеет такое основание веры, то пусть еще еретики скажут и дадут нам ответ: троичен ли или двойственен Бог? Если двойственен, то пусть Дух сопричислен будет вами к тварям. Но таковое ваше мудрование есть уже не о Едином Боге, Иже над всеми и чрез всех и во всех, отделяя и отчуждая Духа от Божества, вы не имеете у себя сущего во всех. И тайноводство ваше, какое, по мнению вашему, совершаете так мудрствуя, совершается не всецело в Божество, потому что к Божеству присоединяете тварь. И вы, как ариане и язычники, в богословие свое вводите тварь вместе с Богом, который сотворил ее Словом Своим. А после этого, какое же упование ваше? Или кто сочетает вас с Богом, когда имеете не Духа самого Бога, но духа 43 твари? Какова же ваша дерзость и невнимательность: Отца и Слово Его низводите до тварей, и тварь опять уравниваете с Богом! Ибо это самое делаете, представляя себе Духа тварью и вчиняя Его в Троицу. Да и что означает это ваше беснование — умыслить такую неправду на Бога, будто бы не все ангелы или не все твари, но единый из них сопричисляется к Богу и к Слову Его? Как скоро Дух есть ангел и тварь и вчинен в Троицу, то надлежало бы, по вашему, не одного ангела, но и всех сотворенных ангелов сопричислить к Троице. Надлежало бы у вас быть уже не Троице, но неисчислимому некоему множеству в Божестве, чтобы и в этом опять мнимо совершаемое вами тайноводство, разделяемое и здесь, и там, соделалось нетвердым по разнообразию. Ибо таковы таинства у вас и у ариан, рассуждающих нечестиво о Божестве, и служащих твари паче создавшего всяческая Бога.

30) Таковые несообразности сретают вас вследствие допускаемой двойственности. А если Бог троичен (что и действительно), доказано же, что Он есть нераздельная и не неподобная Себе Троица, то необходимо, чтобы единая была и святость Троицы, и единая вечность Ее, и естество непреложное. Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетавает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение, остаются тщи и непосвященны, потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так, и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного и скорее все, только 44 не христианин. Как одно есть крещение, преподаваемое во Отца и Сына и Святаго Духа, и одна вера в Троицу, как сказал апостол (Еф 4:5), так Святая Троица, сама с Собою тождественная и пребывающая в единении, не имеет в Себе ничего созданного. Таково нераздельное единство Троицы, такова единая в Нее вера.

Если же это не так, по измышлению вашему обратные, но мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь, то уже не одна у вас вера, и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в ангела, который есть тварь. И нет уже у вас ничего надежного и истинного. Ибо какое общение у созданного и Зиждителя? Или какое единство у дольних тварей и у создавшего их Слова?