Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

Валеология, претендующая на статус научной дисциплины, имеет весьма расплывчатое представление о своем предмете. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни. Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: сегодня наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети скоро становятся больными. О каком уж тут обучении вести речь? "В связи с этим, заявляют авторы "Основных положений концепции очередного этапа реформирования системы образования" (см. газету "1 сентября" за 19 авг. 1997 г.), одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, учащихся и студентов, формирования у них ценности здоровья и здорового образа жизни".

Так о чем же этот предмет о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики, в задачу которых входит и профилактика заболеваний, включающая обязательное просвещение населения. "Нет, говорят валеологи, наша наука не медицинская, а педагогическая". Образование же предполагает, что обучаемому будет преподан некоторый образ жизни, жизненный идеал, исходя из которого человек должен уяснить смысл своего бытия, ради чего следует жить, к чему стремиться.

Каким же идеалам учит валеология? Прежде всего жить ради тела. Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми и будущим педагогам, и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе здесь прямо ничего не говорится, хотя ее наличие, как мы далее увидим, подразумевается.

С точки зрения валеологии, вся жизнь человека зависит оттого, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, различным характеристикам мочи, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т. д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, вам надо немедленно укреплять здоровье.

И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, "тело во Христе", если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога Живаго, хранить мир Божий, тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.

Обратимся к программе валеологии для учеников первого класса. Вскоре после темы "Откуда берутся дети" ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело это фабрика, чрево в ней кухня, желудок скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело это механизм. Отсюда и болезнь это поломка механизма, лечение ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни механический акт, старение изнашивание механизма, смерть в механизме сели аккумуляторы. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?

Но знакомство с чревом как средоточением жизни человека имеет еще и смысл антропологический. Православной аскетике известно, что именно угождение любезному для всех лукавому владыке чреву является основой многих страстей, генетически с ним связанных: нечувствием (окаменением сердца, жестокосердием), прекословием, высокомерием, дерзостью, леностью, гневом, сребролюбием и др. Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.

Программы и для учителей, и для школьников предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, и как правильно планировать рост семьи (не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи РАПС частые консультанты в валеологических центрах).

Обратимся к воспитательной сторонне валеологии. Телесный механизм требует питания, которым является энергия. Человек получает энергию разными путями, например, через здоровую пищу. Валеология же открыта для любых методик и традиций, связанных с накачкой человека "энергией". В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с "нетрадиционными методами" . Здесь и система Порфирия Иванова [2], и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от "пробок". Для предотвращения стрессов можно порекомендовать. . . йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека. Все это в полном соответствии с установкой "Основных положений концепции...", согласно которым предусматривается "выделение особого, находящегося под специальной государственной защитой статуса Детства как периода, НЕ ЗАВИСЯЩЕГО ОТ социальных, политических, НАЦИОНАЛЬНЫХ, КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ и других отличий. "

Простор для творчества в валеологии достаточно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контакту с тобой. Да и сама "наука" валеология родилась на Западе: в ее основу положена американская программа здорового образа жизни "Познай себя". Так не будет ли более честным определять валеологию не как науку о здоровом образе жизни, а как пропаганду американского образа жизни с его крайне примитивным представлением о человеке и смысле его бытия?

Конечно, после всего сказанного остается много вопросов: почему такой предмет необходимо изучать в школе; почему "здоровый образ жизни" требует снижения учебной нагрузки за счет классических, особенно гуманитарных, дисциплин; почему ребята, ведущие такой "здоровый образ жизни", заведомо должны резко сдать в интеллектуальном уровне развития?

Не к нам ли обращены слова Спасителя: "горе миру от соблазнов, но надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"? Последуем же совету апостола: "Не будьте сообщниками их" и "не участвуйте в бесплодных делах тьмы".

Примечания

1. Гамаюнов С.А. кандидат исторических наук. Печатается по: "Что скрывается под маской валеологии?" Информационный листок центра "Жизнь". - М., 1999. ^