Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

2. Культ Порфирия Иванова имеет неоязыческую ориентацию, относится специалистами к разряду деструктивных религиозных организаций. См.: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. - Белгород, 1997. - С. 146-147. - Прим. ред. ^

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И НАУЧНЫХ РАБОТ ПО ВАЛЕОЛОГИИ

Диакон Андрей Кураев

В педагогических вузах и школах появился новый предмет "валеология". Официально валеология это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. На деле же во вполне здравые советы нередко вкрапливаются оккультные рекомендации и интонации.

Свою связь с этим мистико-религиозным и вдобавок антихристианским движением не скрывают и сами валеологи. Например, в одном из пособий по валеологии читаем апелляцию к такому опыту: "Валеологическая школа № 450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н. И. Цель школы формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ "Здоровье подростка", Health education, New Age" [2]. Или: "Валеолог Павлова Е.Н. в школе № 192 Санкт-Петербурга ведет семинар "Обретение внутренней силы". Основой семинара является Наука Разума. Это Международное духовное движение" [3].

По признанию валеологов, "в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов "Изумрудной скрижали" Гермеса)" [4].

Непонятно, что же именно показалось адекватным современной научной картине мира доктору педагогических наук, доценту факультета экологического и валеологического образования Государственного университета педагогического мастерства Санкт-Петербурга Л. Татарниковой в герметических трактатах. Стиль этих трактатов ясен из такого, например, фрагмента: "Бог-Ум, будучи муже-женщиной и являясь жизнью и светом, породил словом другой Ум Демиурга, который, будучи Богом огня и дыхания, сотворил семь Управителей, охвативших чувственный мир своими круговращениями, а Управление их именуется судьбой. Тотчас же Слово Божье воспрянуло от падающих вниз элементов к области чистого творения природы и соединилось с Умом-Демиургом, ибо было единосущно ему, падающие вниз элементы остались бессловесными, так что стали лишь материей" [5].

Отнюдь не научность привлекла валеологов в герметизме. Наука здесь не причем. Честнее Л. Татарникова говорит в другом месте: "Валеологическая парадигма "Человек-Космос" основана на эзотерических предпосылках" [6]. Но если таков источник валеологии, то нетрудно догадаться, какова ее цель. "Конечная цель валеологического воспитания школьников сформировать личность человека Ноосферы" [7]. В ходе обучения дети придут к принятию оккультного пантеизма и анимизма: "И главный вывод, который делают на уроках учащиеся: Жизнь во вселенной едина и присутствует везде" [8]. Это принципиальное утверждение валеологов и оккультистов нужно помнить для того, чтобы миновать расставляемую ими языковую ловушку. Любимый тезис оккультистов "нужно воспитывать космическое сознание, нужно обратить человека к исследованию Космоса". А поскольку все знают, что живем мы в "эпоху космических полетов" и замечательных успехов астрофизики, то валеологи (рериховцы, теософы, антропософы и т. п. ) кажутся людьми, поддерживающими движение науки. На деле же в слово "Космос" они вкладывают совершенно иной смысл: Космос (с большой буквы) для них это мир внеземных духов, "космическая иерархия". И исследовать этот "Космос" нужно не с помощью радиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, "голосов" и "видений".

Валеологи учат общаться с некими духам. "Именно в часы общения со Вселенским разумом у девочки только и начинают шевелиться скрытые силы, что дремлют в душе юной женщины" [9]. А уж что стоит за словечком "Вселенский разум" у современных оккультистов хорошо известно. И потому совсем не удивляешься, когда замечаешь, что контакт с этим "разумом" почему-то связан с возбуждением половой сферы: "Всестороннему осмыслению в старших классах идей русского космизма, философии свободного духа способствует осмысление в курсе "Валеология интимных отношений" идеи существования в мире единых первооснов и соборной духовности антирелигий" [10]. Понимает ли сама г-жа доцент, что она имеет в виду, когда пишет о "антирелигиях"?

Впрочем, во что верит валеология и из какого источника черпает она свое вероисповедание, и не скрывается. "Вот чему учит нас древняя Мудрость Востока. Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным или физическим. Второй мир это " тонкая часть" планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку. Таким образом, наша планета Земля состоит из плотной физической материи, проникнутой сферами тонкой и огненной материи. Все виды материи проникают друг в друга. Все три сферы планеты, все три Мира ее населены. Живущие в одном мире не видят других Миров и не ощущают их. Но они переходят из одного Мира в другой умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров человек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отделяется от физического и уходит в Тонкий мир. Тоже самое происходит в момент смерти человека. А ты что думаешь по этому поводу?" [11]. Лично я думаю, что перед нами конспект Агни Йоги Рерихов.

И суеверия, и цыганские гадания, по уверению валеологив, очень научны [12], и антропософия Штейнера хороша ("весьма интересна вальдорфская педагогика" [13]), и дианетика Хаббарда [14]. Учение же Порфирия Иванова, с точки зрения валеологов, просто жизненно необходимо. В учебнике "Валеология. Избранные лекции", рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, обращение к учению Иванова рекомендуется четырежды, причем одной заглавной буквы для выражения восторгов по поводу доктрины Иванова не хватает: "Система П. Иванова завоевала большую популярность не только из-за личности УЧИТЕЛЯ, но и благодаря его жизненной, приближенной к естественному миру, методике" [15].

Порфирия Иванова, по мнению валеологов, следует слушаться и исполнять все его рекомендации. Детей уверяют, что "важно выполнять каждый совет "Детки" буквально... Самая характерная ошибка это стремление выполнять только часть правил, делить их на обязательные и необязательные... Другой характерной ошибкой являются попытки модифицировать "Детку" для себя... Не бойтесь холодной воды. Она же живая! Как всякое живое существо, холодная вода может помочь, а может и "наказать", "скрутить в бараний рог" . Все будет зависеть от готовности человека войти с ней в правильное "общение"... На протяжении многих лет П. К. Иванов вел дневниковые записи, фиксировал свои мысли, размышления. Они пока ждут исследователей и публикаций. Будем надеяться, что последователи оздоровительной доктрины П. К. Иванова сделают все возможное, чтобы люди обстоятельно познакомились с жизнью и учением этого удивительно прекрасного человека Порфирия Корнеевича Иванова" [16].

Напомню, что Порфирий Иванов считал себя "Богом Земли" [17] и даже воплощением Бога Отца. Да, это Христос был всего лишь воплощением Бога-Сына. А вот Иванов это Сам Отец. По крайней мере так он сам пишет в своих дневниках: "Бог вечный явил себя в лице Учителя. Никто не знал, кто Бог земли. Люди жили рядом с ним и не могли понять кто он есть. Сын в лице был это Иисус Христос, а Отец в лице еще не был ни разу на земле. И теперь он пришел и явился в лице учителя... Эта книга, Библия, писала в свое время, что настанет час с Востока человек придет, будет рассказывать, Ему никто верить не будет. А будет против Него созданное законом гонение, и впоследствии Ему не дадут права пользоваться словом, Его признают за Его Идею больным. А это есть Он. Это Нечто такое в жизни: не человек ходит по земле сам родившийся в Природе Бог земли" [18], "Это я есть истина, обо мне что я есть Бог этому бугру, этому месту" [19]. Понятно, что ивановцы к такому "богу бугра" должны припадать с молитвой: "Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: "Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!" Проси с душой и сердцем, и никогда в обиде не останешься, а все, что следует, получишь".

Валеологи очевидным образом не считают себя связанными ни логикой, ни требованиями научной доказательности. Вот отрывок из докторской диссертации по валеологии: