Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

4. Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Акцидент, 1997.

5. Зайцев Г.К. О мальчиках и девочках. Половое воспитание (Уроки Айболита). Для школьников 3-5 классов. СПб: ИК "Комплект", 1997.

6. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. Пособие к курсу "Валеология" для учащихся 5-7 классов. СПб: "Реггос", 1998.

7. Валеология человека. Здоровье любовь красота. В 5 томах. СПб, 1996. Физическое и психическое здоровье. Валеологический семинар академика В.П.Петленко (для студентов, учащихся школ, лицеев, колледжей и гимназий).

8. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье":

Учебник для 1 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1992.

9. Путешествия Джуно: Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 2 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.

10. Путешествия Джуно. Приключения в стране "Здоровье". Учебник для 3 кл. / Пармз К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В.; Пер. с англ. Лузиной Н.; Американский фонд здоровья. Программа "Знай свое тело". - 2-е изд. - М.: Витоцентр, 1995.

Главная идея, объединяющая эти разные издания и провозглашаемая всеми валеологами страны, - "благополучие человека зависит от здоровья его тела". Как гласит первая глава "учебника" для третьеклассников "Путешествия Джуно", - "Здоровье прежде всего". Вопреки отечественной традиции воспитания высокодуховной личности, валеологами (или, по их утверждению, "оздоровителями") ведется настоящая фетишизация тела.

Первоклашкам предлагаются песенки вроде такой:

Ты должен знать свое тело,

знать и любить. Самое первое дело

в мире с ним жить. ("Путешествия Джуно". Учебник для 1 кл.)

Одновременно с таким внушением сверхзаботы о теле от детей требуют ежедневных записей в дневничке "Наблюдения за моим самочувствием": "головная боль", "боль в животе", "боль в области сердца", "мышечная усталость", "плохое самочувствие"... (Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка). В таких условиях не до любви к ближнему разобраться бы со все нарастающими многочисленными собственными "болями".

Учащихся второго класса "запускают" внутрь организма, где с ними разговаривают "рот", "легкие", "сердце" и откуда дети с облегчением выбираются на свет Божий ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.).

Зато от пятиклассников уже требуют "валеологического анализа работы собственного желудка и кишечника" (Зайцев Г.К. Школьная валеология). Этот же автор рекомендует рассказывать детям о таком количестве воспалительных, инфекционных и прочих заболеваний, что они вполне могут после таких "уроков" поступать в медицинское училище. А может быть, в психиатрическую лечебницу... Эту дилемму, по-видимому, решат соответствующие специалисты.

О духовности и прочих высоких материях валеологи не вспоминают. По мнению американских авторов "трилогии" "Путешествия Джуно", притягательность для наших детей некоей убогой, однако волшебной страны Леор заключается лишь в одном: ее жители правильно питаются и двигаются, а их тела окружает свечение (это у наших святых ореол лишь вокруг головы! Авт.), сила которого зависит от... запасов здоровья. Да и по планете Земля стоит путешествовать лишь с одной задачей поесть "правильные" блюда в разных странах мира (достопримечательности, сокровища, да и сами люди никого интересовать не должны). (Напомню, что первые два "учебника" этой трилогии напечатаны издательством "Просвещение", подотчетным Министерству образования России.)

Надо заметить, что валеологи часто противоречат друг другу. Американские творцы "Путешествий Джуно" творог, молоко, сливочное масло, яйца, нежирное мясо причисляют к продуктам, которые следует есть нечасто. Курицу вообще исключают из рациона "здоровячков" ("Путешествия Джуно". Учебник для 2 кл.). Зато "оздоровители" из Рязани "по старинке" рекомендуют рассказывать о значении жира для организма и нашей потребности в жирах (Валеология. Программа для образовательных учреждений).

Однако гораздо важнее то антивоспитание, которое заложено, пожалуй, во все без исключения валеологические издания. На удивление единодушны Г.К. Зайцев из Санкт-Петербурга и рязанские валеологи при формулировке следующей фразы, которая содержит скрытое внушение: "Почему родители часто не понимают своих детей?" А ведь эта фраза предназначена для школьников первых-четвертых классов. Зато в средней школе рязанская программа уже рекомендует школьникам тему "Взрослые дети и родительская беспомощность", а также "деловую (!) игру "Конфликт отцов и детей".

Что это как не покушение на глубинные основы семьи и презрение заповедями, которыми в течение двух тысяч лет руководствовалось человечество: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли" (Исход. 20, 12)!

"Оздоровители" очень последовательны в своих действиях. Низвержение авторитета родителей необходимо прежде всего для того, чтобы утвердив "свободу и права человека", вкладывать в "раскрепощенные" умы "нового поколения" знания из области сексологии и сексопатологии, распалять неподготовленное к мощному натиску греха юное сознание, убирать спасительный стыд и отбрасывать "предрассудки о целомудрии".