Выдержки из писем святителя Феофана Затворника
Похоть и гнев принадлежность не естества, а следствия испорченности его. Побеждающий их не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин (4, п. 565, с. 30).
Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться только постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в непосты. Надо быть исправными в Церковном уставе вполне, без оговорок (4, п. 583, с. 58). Пост не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысли, ни сердце не были отягчены (4, п. 589, с. 67 68).
Недостаток пощения ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа (4, п. 662, с. 126).
Пост и вообще постническая жизнь лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его (4, п. 694, с. 154).
Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни (4, п. 721, с. 205).
Кто против поста? Пост одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не возставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне, и тщеславие внутрь (4, п. 722, с. 207).
Относительно поста, действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами, а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения (4, п. 738, с. 228).
Великое благо время сие. Бог чрез Святую Церковь благотворно учредил его для нас немощных, не могущих и не умеющих добре постничествовать все время жизни своей, хотя сознаем, что она вся... ни мгновения не исключая должна принадлежать Господу и обращена во славу Его. Это и по самому сотворению нас, а тем паче по искуплению, в коем мы имеемся купленными ценою безценною, почему и не должны себе принадлежать, а Купившему нас, Который в силу Его стал нашим Господином, законно требующим, чтоб мы Ему себя предавали и иных господ не накликали на себя, которым по оплошности нашей нет числа (5, п. 888, с. 157).
Се начались приготовительные к посту недели, и в самом начале Сретение, которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами мытаревыми смиренномудрием, искренним раскаянием, по указанию блудного, памятию о Страшном Суде, плачем о падении во Адаме и о своих собственных, и воплями: помилуй мя, Боже, помилуй мя!.. (8, п. 1345, с. 99 100).
Но вот и пост: постимся братие постом приятным. Горе, когда пост ни нам, ни Богу неприятен. Коль немощны стали мы!.. А все от того, что праведны... Грешник не станет себя жалеть; и когда восчувствует греховность, тогда держись грешная плоть! (56, с. 20).
Завтра начнется пост. Поможет ли Бог попоститься, как следует. Вот если б в монастыре, другое дело... Видите и монастыри нужны, а под час и монахи... (56, с. 20).
...Как для странника попечительные странноприимцы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие, так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви установила посты... (58, с. 105 106).
Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, Апостолы постились и притом не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многищи; и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь сердобольная, разве мачиха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе, сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. От чего бы это? От того, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душею. Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там Бог чрево. Кому Бог чрево, тот враг креста Христова. Кто враг креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога (56, с. 124).
Измерь потребную плоти пищу простую, здоровую, взвесь ее мерою и весом, определи качеством и часом и будь на том покоен. То же делай со сном (68, с. 249).