Выдержки из писем святителя Феофана Затворника

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого и надо под боком иметь старца. Лучше всего для этого идет духовник. Мало-мало, что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. А то она будет законно теребить (8, п. 1454, с. 190).

В принятии пищи немного оскудить питание, равно и у сна отнимать кое-что. Как что сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать. иногда так, иногда иначе; одно имея в виду плоти угодия не творить, и ни в чем не самоугодничать. И спать или бодрствовать тоже разно можно, имея одну меру: не засыпаться крепко (8, п. 1458, с. 197).

Что за победительная мысль? Когда обращается кто к Богу, тогда происходит борьба самолюбие и мир с одной стороны, а Божии истины с другой. Перебирает человек эти истины, и одолевает самость и мир, но из этих истин не все одинаково на всех действуют: на одного одна более действует, на другого другая. Но есть среди них для каждого такая, которая как только вспадет в сознание, тотчас склоняет человека на сторону Божию. Эта истина в первой борьбе оканчивает победу, и в частных борьбах тоже прогоняет врагов (8, п. 1344, с. 98 99).

Пусть не широка у него душевность (в научных познаниях, исскуствах и делах прочих) и крепко стеснена плотяность, все он настоящий полный человек. А душевный (многознающий, искусник, делец), а тем паче плотяный не есть настоящий человек, как бы красным ни являлся он во вне. Он безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного и элегантного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождения Богу (36, с. 45) Молитва для самонаблюдения барометр духовный. Барометром определяет, как тяжел или легок воздух, и молитва показывает, на сколько высоко-холоден или низко-холоден дух наш в его обращении к Богу. И молитесь, как начали. Почаще становитесь пред своими иконами в продолжении дня и кладите всякий раз по несколько поклонов, поясных и земных. Пасть на колени и класть поклоны еще лучше. Никто ведь не видит, кроме Господа. Молитвы утром и вечером своим чередом. В те часы побольше надобно, так, как у вас положено; а в эти частые припадания к Господу понемногу; не так, однако ж, как обычно знакомым при встрече, кивнуть головой, и довольно. Усердие, впрочем, всему научит, которое и подогревайте всячески. Но никогда не забывайте, что существо молитвы есть ума и сердца возношение к Богу, ибо Бог везде есть. И св. Пророк учил свою душу: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа! Больше всего к этому располагать может, как я уже писал, память о Боге, а вы еще лучше прибавили: любовь к Богу. Благослови, Господи вас на это на исключительную любовь к Господу. Но и к возлюблению Господа путь есть память о Нем с углублением мыслию в Его Божеския свойства и действия. К памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому, как писал, краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Вот вы уже начали ее; и продолжайте, сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент, все держите в мысли, что Господь близ, и взывайте к Нему из сердца: Господи, помилуй! (36, с. 165).

Перемена в духе наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращайтесь, Ему открывайте тяготы души своей и молитесь, да избавит, аще волит. Отрады и утешение не суть окончательное свидетельство о добром настроении. Главное решимость и ревность Богу угождать, дух сокрушен и сердце сокрушенно и смиренно, и предание себя в волю Божию. Когда сие есть добре (2, п. 340, с. 210).

Конечный плод образование чувства к Богу, которое неразлучно с непрестанною молитвою, или есть одно и то же с нею. Тут бывает живой союз с Богом цель духовной жизни (1, п. 192, с. 235).

Главное ведь ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу в ваше сердце, и там все видит... Это сознание самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни (4, п. 598, с. 75).

СТРАХ БОЖИЙ

Корень всему благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге и в Бога, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу в чувстве любви с забвением всего тварного... (2, п. 244, с. 62).

Страх Божий главное. Когда он приходит, то как добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия первое чадо дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание с памятию смертною, неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто... (3, п. 550, с. 251 252).

Из совокупности таких духовных движений исходит страх Божий, благоговейное стояние пред Богом в сердце. Се страж и охрана благодатного состояния... (3, п. 384, с. 25).

Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Господу, то тотчас устранить и, если нужно, очистить покаянием (3, п. 392, с. 38).

Что бывает с вами во время говения... страх, волнение... полагать надо, исходит от врага. Он, верно, около вас разживается чем-нибудь. Исповедь же и причащение опаляет его и прогоняет. Вот он, предвидя сие, и поднимает тревогу. Потрудитесь не отходить от памяти Божией и памяти смертной... Они не только во время говения, но и во всякое гонят его и опаляют и приступа к вам не дадут. Сами видите, как душеспасительно для вас говение... и можете сами же себе повелеть почаще говеть (3, п. 474, с. 118).

Под страхом Божиим образуется решимость ни в чем себе не поблажать, а напротив, умучивать себя наперекор своим хотениям... Страх Божий, страх Божий, страх Божий вот что надо водрузить в сердце, а сбоку на подмогу поставить страх смертный (4, п. 557, с. 18 19).